Есть в логике такое понятие – денотат. Суть его в том, что каждому названию в мире соответсвует уйма предметов. Скажем, обычный стул может принимать самые разные обличия: быть деревянным и пластмассовым, со спинкой и без нее, даже раскладным может быть запросто. Но, тем не менее, мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь, если слышим это слово – «стул». Та же басня и с жанрами: уж если услышали «FPS» – сразу в голове щелкнет: «Doom + Duke Nukem 3D + Quake + Half-Life поделить на четыре». Готово среднее арифметическое. Вопрос в том, какое именно отношение оно имеет к предмету нашего обзора.
Black – шутер от первого лица, посвященный современной войне в городских условиях. Главное его достоинство – зрелищность. Не зря говорят, что Black стал для жанра FPS тем же, чем Burnout 3 – для гонок. И дело не только в сверхмощном графическом движке, которым студия Criterion хвасталась на двух выставках E3 подряд. Враг спрятался за бревном? Можно изрешетить препятствие пулями, и с каждым попаданием от него будут отлетать куски. Взорвав грузовик, вы не только насладитесь красивейшим фейерверком, но и отправите на тот свет десяток врагов, снесете стену ближайшего дома и уроните на землю пару вышек с пулеметчиками. Конечно, разрушать можно только те объекты, которые разрешили разработчики. Но таковых в Black в десятки раз больше, чем в обычном FPS. И, наконец, место действия сильно влияет на игровой процесс. На большинстве уровней герой бегает по улицам полуразрушенных городов, где идет настоящая война.
Без мыши как без рук
С точки зрения управления, каждый консольный шутер – это всегда испытание. Людям привыкшим скажем коротко: «вполне». Всех прочих успокаивает Даниил Леви: «Каждый писишник уверен, что играть на PlayStation 2 или Xbox в шутеры невозможно, ведь мышки у приставок нет. Я думал так же. А на деле оказалось, что привыкнуть к управлению в Black – дело двадцати минут. На средней сложности первые уровни к игроку достаточно дружелюбны (по писишным меркам), вполне хватает времени освоиться. У вас всегда есть право на ошибку, которого от шутеров на PC не дождешься, и в конечном итоге Black это только на пользу». Все так и есть. Сперва привыкаем, потом фантазируем. Начинаем «как обычно», а заканчиваем «по-своему».
Один из тех уровней, который нахрапом не возьмешь – начиненный боевиками мост. Одно спасение – сокрушительный пулемет M249 SAW, самая большая пушка в игре.Нечасто, но случается ползать на карачках со снайперской винтовкой. В такие моменты жалеешь, Что не позволено по-настоящему лечь – было бы удобнее.
Со всех сторон свистят пули, где-то наверху засел гранатометчик, а за подбитой БМП долго укрываться не получится – враги отправили пару-тройку бойцов в обход, через чердак соседнего дома... В общем, представьте себе Call of Duty 2, но про современный конфликт, вроде войны в Чечне. Это и есть Black.
Игра разрабатывалась специально для консолей, и это сразу видно. В Black можно таскать с собой всего два вида оружия (плюс гранаты) из десятка с лишним доступных – как в Halo или Killzone; на PC такая модель применяется обычно в серьезных военных симуляторах. Управление идеально приспособлено для джойпадов PS2 и Xbox, и о мышке с клавиатурой даже мыслей не возникает. Порой герою подбрасывают напарников, но стиля игры это не меняет: ни существенно помочь, ни вдруг погибнуть в результате вашей халатности они не умеют, а отдавать им команды нельзя. Ну и, наконец, в Black идеально реализован синглплеер – с огромными уровнями, грамотно расставленными врагами и интересными заданиями – но вот мультиплеер отсутствует, как класс. Последнее странно – уж на Xbox-то можно было легко сделать несколько сетевых режимов. А еще здесь почему-то нет прыжков.
Игры света и тени – сочная вишенка на торте общего графического оформления Black. Не каждая современная игра может похвастать такой красотой!К оружию у авторов Black отношение более чем трепетное – его обожают, им восторгаются. Каждая перезарядка – словно эротическая сцена в стрип-клубе.
Графика в игре отменная. Однако, если на PlayStation 2 ничего подобного мы еще не видели, то Xbox уже подарил нам и The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay, и Halo 2, так что мы вправе были ждать большего. Но в любом случае многокилометровые уровни просчитываются без подзагрузок, а текстуры исключительно хороши. Анимация местами просто чудесна – например, трупы врагов очень натурально выпадают из окон зданий, а местами – не очень. Как-то странно люди реагируют на попадания пуль – от первых лишь чуть-чуть подергиваются, зато смертельный выстрел отчего-то отбрасывает их далеко назад.
Звук в игре отлично дополняет графические красоты. Взрывы, пальба, всевозможные шумы и лязг смертоносных железяк вне всяких похвал, хорошая аудиосистема лихо ткнет вас носом в эпицентр перестрелки. Все очень натурально – если бой идет в пещере, то звуки выстрелов – совершенно другие.
Виртуальные напарники очень живо имитируют живых людей – переговариваются, прикрывают друг друга, не маячат перед прицелом. Тем не менее хоть как-нибудь повлиять на ход боя они не могут, здесь только вам позволено быть героем.Точную географию уровней Black воссоздать не получается: в игре можно увидеть карты, по которым выходит, Что воюем мы на территориях Северного Кавказа, однако ни одного из местных городов на самом деле не существует.
Отметим, что все враги в игре разговаривают по-русски без акцента. Реплики они бросают не всегда удачно – например, орут «лимонка», когда никаких гранат герой не кидает, но зато атмосферу игре придают совершенно чудесную. Как спортивные комментаторы в симуляторах футбола. К сожалению, в надписях на русском встречаются опечатки – чего стоит одна только аршинная вывеска в начале третьего уровня: «КЛАДБИЩ»!
Насчет геймплея мнения в редакции разошлись. Один утверждает, что Black – веселый смачный шутер про супергероя, который не то что пулям не кланяется – слона прикладом до смерти забьет. Другой талдычит, мол, это едва ли не stealth от первого лица, где стоит только не подумав шаг сделать – изрекошетят и фамилию не спросят. Дело в том, что Black – он разный. Первый (самый короткий) уровень бросает прямо на жернова – выживай как хочешь и не вздумай стоять на месте; второй учит выживанию в лесу: от дерева к дереву, из-за ящика в угол. Нам дают попробовать одно, другое, третье... А потом – крутись как знаешь, уж что там у тебя лучше получается. Что лучше – несколько метких хедшотов из пистолета с глушителем или хаотичная дуэль на открытом месте под перекрестным огнем? Это уж кому как удобнее.
В первую очередь, уровни Black учат осторожности и правильной оценке ситуации. К сожалению, искусственный интеллект врагов стал чуть хуже, чем во времена бета-тестирования (тогда, напомню, мы сравнивали игру с Metal Gear Solid 3: Snake Eater!), но с умом перемещаться, пользоваться имеющимися преимуществами (будь то удобная позиция или численное превосходство) и лихо палить из-за укрытия противники умеют. Зачастую они удивляют умом не меньше, а то и больше своих товарищей по F.E.A.R. – то через дыру в потолке на героя бросятся, то ложным отступлением в самое пекло заманят. И, например, если после третьего трупа поймут, что вы их поджидаете за углом дома, то пойдут в обход. Все равно не «как живые», конечно, но мы даже к такому еще не привыкли. В типичном шутере на PC, где с сейвами в любом месте проблем нет, мы бы сохранились и давай все без разбору варианты пробовать. Но в Black чекпойнтов всего несколько на уровень, поэтому тут не до лихачеств. В этом подходе – и главная изюминка Black, и главная ее беда. С изюмом понятно: и грудью на амбразуру доведется, и с ружжом снайперским по крышам побегать, и даже, как в «Матрице», в запертом «аквариуме» с несколькими дюжинами оголтелых вражин в неравной битве сойтись. Интересно, насыщенно, кровь бурлит! А вот плохого-то что? Ну, сами посудите: уровни огромные, в среднем, по полтора часа на каждый. А точек записи – одна-две и баста. Да и то без права выключения консоли. Тяжело.
Из важного да главного – вроде все, давайте подытожим. Игра вышла – загляденье! Прошлогодняя Killzone ей и в подметки не годится. Даже TimeSplitters: Future Perfect, увы, не столь увлекательна. Специалисты по шутерам заявляют: выйди Black на компьютере, немногие FPS для PC смогли бы с ним сравниться! А что до придирок – идеальных FPS, слава богу, не бывает. И это значит, что ждут нас в будущем все новые и новые вершины. Смотрите видеообзор, читайте «Страну Игр», играйте в Black. Пока!
«Вся правда о терроризме
Сюжетно Black построен по образу и подобию Syphon Filter 3. Агент Джек Келлер вспоминает на допросе о своих «приключениях», и за каждым таким флешбеком следует очередная игровая миссия. Он работает на сверхсекретную организацию Black, обеспечивающую безопасность США, – разумеется, самыми грязными методами. Большая часть миссий проходит на территории неназванной (предположительно, кавказской) республики, в которой угадывается Чечня. Враги говорят на чистом русском, и выглядят как военнослужащие федеральных сил, а не боевики. Впрочем, конечная цель Келлера – борьба с террористами из организации Seventh Wave – а когда лес рубят, без щепок не обойтись. В сюжетных сценах постоянно мелькают секретные документы и газетные статьи, имеющие непосредственное отношение к настоящей войне с терроризмом. Руководство Black зачастую приказывает уничтожить доказательства того или иного реального поступка американцев. Вот только сюжет излагается настолько сумбурно, что лишь покадровый анализ содержимого роликов может пролить свет на происходящее. В итоге лишь политически подкованные люди, не пропускающие ни одного выпуска новостей, могут оценить суть игры целиком и полностью. Среди западных журналистов, если интересно, таковых почти не нашлось. Для них что террористы, что русские солдаты – все едино.
1610 Прочтений • [Обзор игры Black] [11.04.2012] [Комментариев: 0]