Популярность в США тактической ролевой игры Disgaea подтолкнула ее разработчика, небольшую японскую компанию Nippon Ichi, открыть американское отделение – NIS America. Именно это издательство прошлым летом выпустило в Штатах Atelier Iris: Eternal Mana – шестую часть довольно известного в Японии JRPG-сериала. И вот, благодаря Koei новое произведение наконец-то добралось до Старого Света.
NIS America и Koei лишь издали Atelier Iris – разработчиком игры является компания Gust, которая уже известна в Японии по таким тайтлам, как Atelier Marie, Atelier Elie, Atelier Lilie, Atelier Judie и Atelier Viorate. Тем не менее, как и большинство собственных проектов Nippon Ichi, рассматриваемое здесь произведение можно охарактеризовать тремя словами: «отличная малобюджетная игра».
Сюжет оригинальностью не блещет: мальчик Клейн (Klein) встречает своенравную, но добрую девочку Литу (Lita), потом к ним присоединяется еще парочка типичных для JRPG персонажей, и, в конце концов, вся компания отправляется спасать мир от нехорошего дядьки. Шаблонно, спору нет, но надо признать, что такая схема повествования работает вполне неплохо – если, конечно, вам подобные истории еще не совсем надоели. Вот только сюжетных поворотов практически нет, поэтому сюрпризов ждать не стоит. Зато диалоги сделаны на «отлично», с присущим произведениям от Nippon Ichi юмором. NIS America в очередной раз проделала блестящую работу по локализации – здесь придраться, по большому счету, не к чему.
Клейн, как и большинство героев JRPG, юноша особенный – он алхимик, причем потомственный! Он может создавать разные предметы, способные помочь в бою, но для этого ему нужны специальные элементы и Мана. Первые можно извлечь практически из любых объектов: камней, деревянных бочек, цветов и т.д. Причем существует разные типы элементов: огненные, темные, светлые и другие. У каждого предмета есть своя стоимость – к примеру, для приготовления лечащего снадобья вам понадобится несколько водяных элементов. Но Клейну еще нужна Мана – так в мире Atelier Iris называются волшебные существа, которые позволяют алхимикам создавать всякие вещицы. В начале путешествия у вас есть только древесная Мана, но в дальнейшем вы встретите и других забавных созданий, которые расширят перечень предметов, доступных для изготовления. Впрочем, Мана пригодится вам не только для алхимии…
Atelier Iris во многом похожа на action/RPG, а не на стандартную японскую ролевую игру. Клейн может прыгать и уничтожать различные объекты (как правило, для извлечения элементов), а с приобретением новых видов Маны ваш герой научится летать, превращаться в крохотного зверька, создавать вокруг себя защитный барьер и т.д. Все эти способности пригодятся для исследования местности, а также для решения простеньких паззлов в подземельях.
Кстати, о подземельях: в Atelier Iris они отличаются небольшими размерами и достаточно простой структурой, что не может не радовать – ведь мало кому нравится часами плутать по запутанным лабиринтам.
Секретов, бонусов, побочных квестов и прочих приятных мелочей в игре не очень много, но они есть. К примеру, после прохождения Atelier Iris, которое отнимет у вас около 30 часов, вам на растерзание дадут гигантское подземелье. Также можно заняться синтезом предметов в магазинах – выполнение этих квестов не только расширяет ассортимент товаров, но и позволяет побольше узнать о самих продавцах. Еще вы можете начать коллекционировать предметы, чтобы открыть новые картинки в арт-галереи, бонус-ролики, а также музыкальные треки из игры.
Боевой системой Atelier Iris чем-то напоминает упрощенную версию Grandia II – только вот пошаговые сражения здесь случайные, но они особо не раздражают, ибо довольно редки. Как и в GII, у каждой атаки есть определенный радиус действия, в пределах которого врагам наносится урон. К примеру, одни удары позволяют бить противников по горизонтальной линии, другие – по вертикальной. Оппонентов также можно оттолкнуть назад, чтобы сгруппировать их в кучку, а потом нанести им сокрушительный удар. Кроме того, некоторые атаки позволяют обрывать опасные вражеские спецприемы. При повышении уровня персонажу выдается несколько очков, которые можно потратить на прокачку его умений – заклинаний, боевых приемов и т.д.
Алхимия, о которой мы рассказывали выше, вовсю применяется и в сражениях. Правда, пользоваться ею может только главный герой, Клейн. Что интересно, он способен создавать новые предметы прямо во время боя. Главное, чтобы хватило элементов, а также имелась бы подходящая Мана. Использование алхимии играет очень важную роль в битвах – в особенности это касается боев с боссами. Тут нельзя не отметить довольно высокую сложность Atelier Iris – и если поначалу это не очень заметно, то уже к середине игры становится понятно, что перед нами произведение «старой школы». Иногда битвы с боссами походят на лотерею – приходится рассчитывать скорее на везение, нежели на прокаченных персонажей. Выручает только алхимия Клейна, а также возможность менять своих героев «на лету» без потери хода (а-ля Final Fantasy X). В целом, боевая система в Atelier Iris не отличается особой мудреностью, однако предоставляет простор для тактики. Довольными останутся как хардкорщики, так и рядовые геймеры.
Двухмерная графика нынче ассоциируется с прошлым веком, с эпохой NES и SNES. Но достаточно одного взгляда на Atelier Iris, дабы убедиться в том, что 2D-игры и сейчас имеют полное право на жизнь. Отлично прорисованные локации, добротные спрайты, большие портреты персонажей – словом, перед нами одна из самых симпатичных двухмерных JRPG на PlayStation 2. Разочаровывает только убогая 3D-карта мира, но пользоваться ею приходится довольно редко. Кроме того, в европейской версии не поддерживается видеорежим PAL 60.
Очень хорошо обстоят дела с саундтреком: есть множество простых, но запоминающихся композиций, а также парочка отличных песен, исполненных на японском языке. Правда, иногда попадаются ремиксы одних и тех же мелодий, но общего впечатления это не портит.
Как и в Disgaea, La Pucelle и Phantom Brave, в Atelier Iris присутствуют английская и японская озвучки. Первая выполнена вполне достойно, хотя эстеты наверняка предпочтут второй вариант. Отметим также, что в игре есть поддержка Dolby Pro Logic II.
***
Несмотря на простенький сюжет, Atelier Iris: Eternal Mana очень хороша. Девелоперы не стали изобретать велосипед – вместо этого они грамотно реализовали уже имеющиеся наработки. В Atelier Iris практически нет длинных и занудных подземелий, надоедливой прокачки, глупых паззлов, которые невозможно решить без солюшена, и скучных квестов, сделанных только ради того, чтобы продлить жизнь игре. Зато есть отличный саундтрек, симпатичная 2D-графика и неплохая система создания предметов. Тем не менее, надо отметить, что Atelier Iris рассчитана в основном на хардкорных фанатов JRPG, о чем свидетельствуют специфический юмор и достаточно высокая сложность игры. Если вы можете обойтись без CG-роликов, трехмерной графики и закрученного сюжета, то обратите внимание на Atelier Iris – вряд ли вы будете разочарованы.