И ничего подобного, только на первый взгляд все юниты в отряде выглядят как близнецы, если присмотреться, то кое-чем они друг от друга отличаются.
Поначалу многие игроки окрестили «XIII Век» «нашим ответом Total War». Было бы приятно думать, что так на самом деле и получится, вот только сравнивать новинку с именитым сериалом незачем. И дело не только в несопоставимых бюджетах – это совсем разные игры во всем начиная с подхода. Грандиозные и дружелюбные серии Total War сможет полюбить кто угодно, а вот «XIII Век» останется развлечением не для каждого – довольны будут лишь самые большие поклонники жанра, которые истосковались по настоящей тактике.
Несмотря на все достоинства нового проекта, начнем все же с неприятного. Да и можно ли в наше время избежать рассказов об ошибках и недоработках хотя бы в одной рецензии? Вряд ли. Во всяком случае, пока разработчики считают, что выпуск неработоспособной игры – в порядке вещей. Но не пугайтесь раньше времени, это так, к слову. В случае с «XIII Век» все не так плохо. Тем не менее, умолчать о досадных недоразумениях не получится: нередко игра не запускается вовсе и спасает лишь перезагрузка компьютера; наши войска упорно застревают в непроходимых точках, интерфейс на большинстве видеокарт ведет себя непредсказуемо – вот лишь малая толика из списка неувязок, над которыми предстоит поработать после релиза.
Казалось бы, отряды разных сторон различаются лишь внешне, но на самом деле это совсем не так: у каждого свои сильные и слабые стороны.Лучники редко дают залп одновременно: один опередит на секунду-другую, другой чуть замешкается – такие штрихи делают игрушку живой.
Не боитесь ошибок и готовы ждать патчей? Что же, тогда опасайтесь другого – вопреки всем ожиданиям, игру сложно назвать зрелищной: даже не пытайтесь приблизить камеру во время боя: внешний вид ваших подразделений восхитит разве что человека, который видит компьютерные игры впервые в жизни. Эпический сюжет? Извольте – пяток кампаний с набором исторических сценариев, не связанных между собой хоть какой-то фабулой. Имеют место быть только брифинги. Однако не будем забывать, что единого сюжета никто и не обещал – здесь все честно.
Как, и это не смущает? Тогда вы сможете понять, что «XIII Век» – самая интересная, самая неоднозначная, и при том одна из сложнейших в семействе тактик нашего времени. Последнее особенно важно: «Слава или смерть» очень недружелюбна к начинающему стратегу, что редкость, если не исключение. Да, здесь есть доступный режим обучения, который заставляет уверовать в собственные силы, но в нем преподана лишь самая малость, азы, благодаря которым вы вряд ли добьетесь победы даже в первой битве. А впереди еще три десятка жарких сражений, ни одно из которых нельзя назвать проходным.
Да что там говорить, ведь каждое, ни много ни мало, повлияло на ход истории. Названия-то какие: Ледовое побоище, битва при Тайлебурге, Калка, оборона Сальватьерры и многие другие. Да неужто кому-то незнакомы перечисленные баталии? Ну тогда он плохо учил историю в школе. Возможно, вы заинтересовались прошлым сейчас, и вот «XIII Век» очень пригодится – но не для изучения, а чтобы увидеть все собственными глазами.
Редактор
Одно из бесспорных достоинств творения Unicorn Games Studio – дополнительный редактор, позволяющий создать собственное сражение или попробовать что-то изменить в любом из существующих. Все бы ничего, да вот только разработчики не захотели или попросту не успели подготовить к достаточно сложному в освоении инструменту хотя бы какую-то документацию: пункт меню «Editor Help» в самом редакторе не реагирует на нажатия, а в информативном и симпатичном руководстве пользователя о нем не сказано ни слова. В коробке найти какие-то дополнительные буклеты тоже не удалось. Будем надеяться, что в скором времени Unicorn Games Studio подготовят хоть кратенькое описание редактора, а то сейчас разобраться во всех тонкостях смогут разве что самые дотошные игроки – определять методом тыка предназначение каждой опции слишком сложно и утомительно. Но это не единственное, что позабыли по пути к релизу – обещанной энциклопедии мы почему-то тоже недосчитались. Конечно, характеристики подразделений можно просмотреть, просто наводя на них мышь, но все-таки упорядоченных сведений здорово недостает.
Постаравшись, можно поймать очень недурные ракурсы – особенно разработчикам удалось небо.Нет нужды разглагольствовать обо всех удачных маневрах, достаточно показать запись боя – игра позволяет сохранить репортаж о сражении.
Однако, как и при штудировании истории, главные требования к заинтересованному лицу: усидчивость и умение думать. Стремительные битвы могут занять всего несколько минут, но размышлять и прикидывать перед сражениями придется намного дольше. И, кстати, еще не известно, кому достанется победа. Поковырявшись в настройках, можно здорово упростить будущее действо, но тогда игра потеряет свое обаяние. А вот если все оставить как есть, то каждая битва превратится в замысловатую головоломку, решить которую впору лишь самым вдумчивым геймерам. Ведь на поведение любого отряда влияет более восьми десятков характеристик. Назовем лишь некоторые: это и уже привычные особенности каждого отряда, и своеобразие рельефа, и усталость, и боевой дух воинов. Все перечисленное не ново, но нечасто подобные вещи выходят на первый план. Скажем, в некоторых сценариях, при большом желании, можно обратить в бегство все отряды противника и вообще обойтись без боя. Как именно это сделать? Вот тут-то собака и зарыта. Задача осложняется тем, что AI прекрасно знает свое дело, и это несомненное достоинство игры. Пусть, находясь на большом расстоянии, противник ведет себя не совсем естественно, патчи наверняка все исправят. Зато вблизи враг мигом умнеет, а его перестроения и реакция на любые ваши действия заставляют нервничать, будь вы само воплощение спокойствия и выдержки. Причем вам не дадут предварительно выбрать войска, да что там, даже не позволят расставить по своему усмотрению мечников, копейщиков, лучников и кавалерию – все отряды уже отобраны и стоят на позициях. Мало того, хотя у каждого подразделения есть некий боевой опыт, он не накапливается. И это верно, потому что одни и те же соединения частенько не могут участвовать в разных битвах, ведь перерыв между сражениями одной кампании затягивается на десятки лет. А единого сюжета и общих героев, как вы помните, нет! Возможно, кого-то подобный подход к игре, изданной в 2007 году, возмутит, но привыкайте – таковы нынче суровые будни полководца.
В любое мгновение можно приостановить игру, причем позволяется не только передохнуть, но и отдать отрядам приказы. Поскольку скорость достаточно велика, это удобно не только для новичков, но и для бывалых стратегов.Чего-то на этих скриншотах не хватает, верно? Разумеется, крови и грязи! Но дело не в режиме цензуры – здесь все чисто и бескровно. Плохо? Нет, но если приблизить камеру, сражение немного напоминает кукольный бой.
Единственное, что не вызывает вопросов, – это озучание. Здесь «XIII Век» на высоте: удачно подобранный голос вашего наставника, хорошая и вовремя меняющаяся музыка, отлично записанные звуковые спецэффекты. Даже самому ретивому критику придраться не к чему.
И напоследок еще тема для размышления: чем в дальнейшем займется Unicorn Games Studio и кого она порадует плодами своих трудов. Можно все же потягаться с Total War, вот только нужно ли? Благодаря нынешней игре, компания наверняка получит небольшую, но все-таки преданную и благодарную армию поклонников, которые с нетерпением будут ждать новых релизов.
2218 Прочтений • [Обзор игры XIII Век: Слава или смерть] [11.04.2012] [Комментариев: 0]