The Whispered World поражает с первых минут знакомства. Сложной структурой и легким языком диалогов, великолепной работой актеров озвучания, красивой фортепианной музыкой, графическим стилем – взгляните на скриншоты и сами подберите подходящий эпитет – и очень странной логикой игровых задач.
Рассмотрим такую ситуацию: главному герою по имени Сэдвик требуется поговорить с легендарной пророчицей Шаной, существом сверхъестественным и могущественным. Дом Шаны оказывается пуст – хозяйка путешествует по времени, и вернуть ее в настоящее может только бой старинных часов. Удары должны прозвучать трижды, причем каждый раз стрелки нужно ставить в новое положение на манер кодового замка. Абсурдно? Да, но подобные нелепости встречаются в любой приключенческой игре – в конце концов, все главные герои по определению клептоманы, и это никого не смущает. Обратить ваше внимание я хотел на другое: правильные положения стрелок зашифрованы в записке, которую Сэдвик получил от своего брата Бена день назад, и это уже бросающаяся в глаза несуразность. Или тончайший намек на то, что Бен с Шаной как-то связаны. Но только как?
Вот другой характерный эпизод: для магического ритуала Сэдвику необходимы пять маленьких одинаковых существ. Никакого объяснения, почему именно пять и почему одинаковых, не дается, и я бы воспринял это как данность (например, в третьей «Кирандии» использовалась аналогичная «магическая константа»: обряд воскрешения короля рыб невозможно было осуществить без семи свидетелей), если бы решение этой задачи не было таким… сюрреалистичным. Сэдвик кладет своего домашнего питомца Спота под пресс для драгоценных камней, и механизм разделяет (разрезает? расплавляет?) бедное животное на пять частей. Да, Спот улыбается, да, Сэдвик долго сомневается, и у него дрожит голос, да, операция в итоге завершается успехом, и улыбается уже не один, а пять маленьких Спотов, но факт остается фактом – и возникает вопрос: знал ли Сэдвик, что все закончится хорошо? И если да, то откуда? И как до такого действия мог додуматься игрок?
В одном из состояний Спота можно использовать как источник огня. В другом – как сосуд для воды. В третьем – как веревку. Отличная находка дизайнеров, надо сказать.Главным источником вдохновения художник Марко Хюллен называет анимационные фильмы Хаяо Миядзаки. Также большое влияние на него оказали фильмы «Лабиринт» Джима Хенсона и «Последний единорог» по одноименному роману Питера Бигла.
Камни
Сэдвик – это мальчик с грустным голосом, которого угораздило родиться в семье циркачей, не имея никаких способностей для выступления на манеже. Что он умеет делать хорошо, так это саркастически комментировать свои бесчисленные ошибки и промахи. Видимо, поэтому его старший брат решил сделать из него клоуна… ну и потому, что, будучи клоуном, сложнее свернуть себе шею или испортить что-нибудь из семейного имущества, чем будучи гимнастом или жонглером. Пиком карьеры Сэдвика должен стать номер «Человек-ядро».
Сэдвик ненавидит свою неловкость и трусость и мечтает совершить нечто великое. Кроме того, ему снятся кошмары, в которых безумная усатая луна предрекает скорый конец вселенной. Сложим два и два и получим, что Сэдвик займется спасением мира.
Хотя мир этот с говорящим названием Silentia (от латинского silentium – тишина) вряд ли заслуживает, чтобы его спасали. Он красив, но мертв изнутри. В нем ничего не происходит: не работает алмазная шахта, не ходит королевский поезд, везде разруха, запустение, вечная осень. Под стать и жители – чахнущие от одиночества и безделья, не видящие ничего дальше собственного носа, этакие говорящие камни. Я применил это сравнение не случайно. Говорящие камни – это действующие персонажи The Whispered World. Их двое, зовут их Ральф и Инго, и они хотят сделать вселенную твердой, непрерывной и неизменной, а после править ею. Фактическая их роль в сюжете минимальна, но метафорическая – огромна. Они – это все персонажи игры, и хорошие, и плохие, и они – это мы.
Один из бонусных материалов, которые открываются после прохождения игры, посвящен созданию этой локации. Тяжелого ручного труда здесь на несколько недель. А всего подобных локаций в игре около 60.Зло в The Whispered World имеет особо изощренный план относительно будущего мира. Его главная цель – остановить время… а дальше целую вечность ничего не делать.
Лестница
Спот – это прожорливая зеленая гусеница, которая всюду следует за своим хозяином и помогает в любом деле, если только понимает, что от нее требуется. Его история развивается параллельно основной линии и обрывается совершенно неожиданным образом. Логически Спот – это особый предмет в инвентаре, который способен менять состояние по желанию игрока. Вариантов всего пять, и они открываются последовательно по ходу игры. «Квинтет» маленьких Спотов, упомянутый выше, это как раз одно из таких состояний. Изначально эта система кажется надуманной, и всю ее прелесть можно оценить только в четвертой главе, когда Спот на время станет главным героем и отделится от Сэдвика. К большому сожалению, до четвертой главы доберутся не все.
Все дело в сюжете. Он глубок и сложен. Его проблематика корнями уходит в первое детище Daedalic Entertainment, локализованное у нас под названием «Эдна и Харви. Взрыв мозга». The Whispered World – следующая ступень в познании расплывчатой грани между реальным и придуманным (виртуальным, «личным») миром. Уверен, что будет и еще одна ступень, и еще много, и вместе с разработчиками по этой лестнице поднимутся и те, для кого эта тема особенно актуальна – игроки, геймеры. Так вот, сюжет глубок и сложен, но тот момент, когда в голове как будто щелкает тумблер, и ты понимаешь, что происходящее на экране не горячечный бред режиссера, и на каждый вопрос найдется логичный и красивый ответ (в том числе и на заданный в начале статьи), наступает очень поздно, буквально перед титрами. Других недостатков у этой замечательной игры нет.
***
Tак выглядел Сэдвик в первых версиях игры. The Whispered World начиналась в 2004 году как дипломный проект художника Марко Хюллена в Рейн-зигской академии искусств (Германия). После успешной защиты Марко собрал первую публичную демо-версию игры. Эта демо-версия очень понравилась Вольфгангу Кирдорфу, основателю компании Bad Brain Entertainment, и в 2006 году он заключил с Марко контракт на издание игры. Через год компания Вольфганга развалилась, успев за время своего существования совершить неудачную попытку купить лицензию на мир Sam & Max и со скандалом разорвать отношения с Autumn Moon Entertainment, создателями A Vampyre Story. Судьба The Whispered World оставалась неопределенной, пока права на издание проекта не купила Daedalic Entertainment. Перебрался в Daedalic и Марко Хюллен. Изменения, последовавшие за этим переходом, сделали игру такой, какой мы ее видим сегодня. Они преследовали цель заинтересовать широкую взрослую аудиторию и коснулись графического стиля персонажей, диалогов (ими занялся Ян Мюллер-Михаэлис, один из основателей Daedalic, режиссер «Эдны и Харви») и в меньшей степени сюжета.
1266 Прочтений • [Обзор игры The Whispered World] [11.04.2012] [Комментариев: 0]