«Вперед, ленивые скоты, или вы хотите жить вечно!?» – эти слова безымянного сержанта, предположительно, морской пехоты США можно было бы поставить эпиграфом к Warfare. Выполняя каждое новое задание раздражающе вальяжного командования, мы вляпываемся в очередную переделку, достойную хорошего боевика.
Наша сегодняшняя арена – Ближний Восток. Мы в Саудовской Аравии. Дарим этой несчастной стране свободу и права человека, несмотря на упорное сопротивление местного населения. Да, мы, скромные герои в беретах, тут как тут, несем демократические ценности, а заодно по девять грамм свинца каждому, кого они не устраивают.
Дает нам жадное командование около роты: 5-6 отделений пехоты, несколько броневиков, иногда танк или БМП. Мы бережем своих бойцов, а они постепенно учатся и становятся все круче да круче. Скажем, личный состав какого-нибудь транспортного средства, переживший несколько стычек, просто на вес золота, и в горячей схватке приходится в оба глаза смотреть, чтобы наши пехотинцы прикрывали экипаж подбитой машины – опытные вояки дорогого стоят. А с бронетехникой – шут с ней, новую дадут: налогоплательщики
(американские) стерпят.
«Дорогая мама! Я пишу тебе из этой Богом забытой страны, где есть только песок, арабы и автомат Калашникова. Мы защищаем здесь свободу и демократию от этого дикого народа. А на фотке – наш кэп подбирает войска для следующего похода на защиту общечеловеческих ценностей…»«Мне кажется, у полковника сегодня день рождения… Или кто-то недосмотрел в штабе – два подкрепления за день – это круто! Нам подбросили по отделению рейнджеров, морпехов, саперов и еще противотанковый расчет».
Тех героев, что двинут с нами в пекло, подбираем сами. Можно рискнуть ветеранами или набрать новичков – хватило бы места и очков. Эти самые очки – своеобразный кредит доверия от командования: чем быстрее и с меньшими потерями мы порубим в капусту все, что шевелится, и выполним задание – тем больше очков добудем, но чем больше парней и дорогостоящих железок при этом потеряем – тем сильнее разочаруем руководство. В целом – перед нами классическая схема кампании, знакомая еще по Panzer
General.
Подобрав войска для очередной миссии, жмем кнопку «готов» и оказываемся на тактическом поле. Обычно надо спасать какого-нибудь хорошего шейха, разминировать плохое минное поле или обеспечивать продвижение колонн с топливом и боеприпасами. В общем, обычная работа для локального конфликта, где нет фронта и тыла, а война – везде.
Все вокруг колхозное, все вокруг мое
Не самая э-э… этичная традиция компьютерных варгеймов – тащить, что плохо лежит – почему-то очень любима разработчиками. Вот и в Warfare можно захватывать опустевшую вражескую технику, когда личный состав либо удрал, либо уничтожен.
Смотрится это довольно красиво: подбитый танк или БТР некоторое время способен гореть, и пока он не потухнет, залезть «в салон» нельзя. Управиться с техникой сумеют, разумеется, только полностью укомплектованные экипажи с бойцами-водителями… Слить несколько неполных команд, чтобы набрать экипаж танка прямо на поле боя, увы, не получится.
Можно разжиться и тяжелым пехотным вооружением – ничейными гранатометами, пулеметами и снайперскими винтовками. Причем прихватывать те или иные трофеи способны только бойцы подразделений, которым это оружие положено по штату. Они свободно подбирают и отечественное добро (произведенное в США), и чужеземное (ну, разумеется, российского производства – минутка рекламы!).
Заскриптованный боевик
Миссии организованы великолепно. Для начала – большинство из них психологически построены, как сцена в хорошем блокбастере. Мы беспечно едем на танках и БМП по дороге… звучит тревожная музыка… и вдруг выскакивают злые арабы! И давай по нам лупить! Мы тоже в долгу не остаемся. Они лезут и лезут со всех сторон, жмут, жгут танки… Крышка? Нет! Спокойно, крышки не будет! Словно бы утешая, игра подбрасывает нам подкрепление – подкидывает дровишек в затухающий бой, вселяя
новую надежду. Подмога бывает разной – начиная от налета «добрых вертушек», наносящих точечные удары по мирных жителям, и заканчивая возможностью самому выбрать, чем же «подкрепить» своих ветеранов.
Причем в ходе боев нас не покидает ощущение, что идет настоящая война. Как говорил небезызвестный Лютик, «порядка на войне не больше, чем в охваченном огнем борделе». Что ж, в данном случае мы чувствуем это на своей шкуре. У командования постоянно случаются какие-то неурядицы – то вертолет собьют не вовремя и шейха придется перевозить непонятно на чем, то десяток повстанческих танков на цыпочках прокрадутся в город, который мы должны зачистить, и вдруг каааак прыгнут! Словом, вся эта неразбериха
воссоздана авторами игры мастерски.
«Перебив человек тридцать бандитов, наши парни занялись разминированием дороги, хотя после нас по ней все равно вряд ли кто-то будет ездить – потому что больше некуда…»«К счастью, нас вовремя выручили вертушки, присланные удивительно добрым сегодня командованием! Вот мне интересно только, почему это шоу позиционировали как «разминирование дороги»?!»
Хотя, конечно, пятна есть и на солнце. Миссии выверены потрясающе, перепады настроения, динамическая боевая обстановка, все прекрасно… Но это жесткий скрипт без всяких признаков AI, а потому мы незаметно начинаем заниматься «правильным» прохождением игры… Второй, третий раз… Увы, увы. На третий чувствуешь себя героем «Дня сурка» – пять, шесть, сейчас выйдет танк, семь, восемь, переходим дорогу, девять – пошли наши вертолеты, звучит смешная фраза, которая
уже достала… Жаль. Действительно, жаль.
Особенно потому, что атмосфера игры целостна, «боевиковая» стилистика вполне выдержана. Тут и замечательные «отбойные» реплики солдат, которые слышишь, отдавая приказ, – то им «на две минуты работы», то они «провозятся до вечера». Что уж говорить о диалогах. В общем, настроение игра создает великолепно, портит его только жесткое сценарное прохождение.
Лечимся и чинимся
Особая статья в игре – восстановление юнитов на поле боя. Привести в порядок удается все – и людей, и машины. Причем для техники имеется запас ремонтных материалов – какие проблемы, болтается в танке несколько запасных бронелистов, вылезли да и приварили новые. Все так делают! Хотя, конечно, машину (особенно «Хамви»!) можно довести до такого состояния, что этот дуршлаг и латать-то уже будет незачем. Понятно бы было, касайся это только мелких поломок – ну там, колесо
сменить, траки на гусеницах восстановить…
Примерно та же история и с ранеными. Если подразделение некоторое время находится не под огнем, а в спокойном и укромном месте – пострадавшие довольно быстро регенерируют и возвращаются в строй. Эта информация должна бы взволновать наше министерство обороны! Потенциальный противник освоил регенерацию! На самом деле, жаль – эвакуация раненых могла бы стать важной частью тактики, обеспечивая нашего командира роты маленькими задачами.
Ротное хозяйство
Но довольно лирики. Итак, в нашем распоряжении рота с частями усиления. «На задание» мы вправе взять определенное количество юнитов – скажем, один танк, два БМП, три БТР, пару джипов, четыре пехотных отделения (причем пехоты маловато, поскольку она очень быстро кончается). У пехотинцев разная специализация: так, рейнджеры хороши против вражеской пехоты, к тому же умеют штурмовать здания; морпехи – универсалы; кроме того, есть саперы, незаменимые, если нужно что-то разминировать или
заминировать; специальные противотанковые и противовоздушные расчеты и, наконец, снайперы.
Конечно, за всеми этими подразделениями стоит старый-добрый принцип «камень-ножницы-бумага», но сам по себе он вовсе не плох. Жаль другого – еще со времен Close Combat снайперов и тому подобных узких специалистов игроки берут весьма редко, поскольку в «слотах» для соединений они занимают целую ячейку, а пользы приносят
куда меньше, нежели полноценное отделение. В Warfare, где мы жестко ограничены количеством юнитов, которые можем взять с собой, дела обстоят еще хуже: из жалких четырех ячеек уделить одну снайперу или противотанковому расчету – безумное расточительство.
«У самого поселка, мама, мы наткнулись на группу русских БТР-ов… Мам, а разве у повстанцев бывают БТР-ы?..»«Наконец, после тяжелого боя, мы принесли мир, процветание, свободу, демократию в эту страну! Говорят, завтра будет не разминирование, а патрулирование… Ох…»
Как тут не вспомнить Warhammer 40,000: Dawn of War? Там простое пехотное отделение можно усилить тяжелым вооружением. Причем каким именно – решаем сами. Вот и тут, имей мы право присоединять части поддержки к обычной пехоте, удалось бы и систему набора войск на операцию сохранить, и вспомогательные отряды сделать гораздо более востребованными.
Остальные юниты также обычны – джипы, бронетранспортеры, БМП и вертолеты. В объемистом перечне техники особо следует отметить одного железного коня, в описании поименованного, ни много ни мало, «героическим пахарем войны» – легкобронированный джип «Хамви». Не знаю, такой ли он пахарь в реальности, но игрок обязан брать несколько этих машин для каждой миссии… И, мне кажется, – специально для того, чтобы получать минусы, потому что пахарей всегда
жгут. Даже если в самом тылу джипики припрячешь – дикие арабы специально выскочат и все равно их спалят.
Боезапас про запас
Пули да снаряды подсчитываются скрупулезно, что, памятуя о количестве наших юнитов, в принципе нормально. Мы можем приказать отдельным подразделениям экономить те или иные виды боеприпасов. Считаются даже столь важные в современной тактике дымовые гранаты, без которых в голой пустынной местности просто никуда.
Конечно, такого, чтобы остаться в бою без патронов, не бывает, а вот всякая экзотика, вроде противотанковых ракет, заканчивается с удручающим постоянством. Разумеется, пытаться подбить танк из винтовки – дело зряшное. Для бронированной вражеской техники нужны более полновесные «гостинцы».
Очень проста и интересна схема пополнения боеприпасов: пехотинцы автоматически экипируются ими до максимума, залезая в бронетранспортеры. Танкистам гораздо хуже – им нужна специальная машина снабжения. К счастью, это авто не выезжает на передний край к танку – достаточно поставить его в укрытии, дать приказ на снабжение, и все находящиеся в определенном радиусе получат полный боекомплект.
За доллары! За Буша!
Управляться с игрой удобно: все просто, все на своем месте. Мы вправе задать для каждого юнита на командной панели тип строя (разомкнутый или плотный); поведение – агрессивное, обычное, оборонительное; отдельно можем дать приказ об использовании укрытий – и пехота заляжет, а передвигаться будет только ползком.
В общем, обычное, хорошее управление… Разве что вот младшие командиры не проявляют инициативу (к месту или не к месту) – не бросаются ни с того ни с сего в атаку, их нельзя прижать к земле ураганным огнем, да и отступать сами по себе они не умеют. И если неуместная инициатива пока довольно экзотический зверь в наших варгеймах, то уж без отступления или полной деморализации современный бой представить себе невозможно. Несмотря ни на какой огонь, ваши морпехи пойдут вперед, подчиняясь приказам,
и тупо умрут на пулеметах. Печально.
Кстати, отсутствие морали здорово обеднило и тактику – солдатам совершенно все равно (в отличие от техники, разумеется), с тыла стреляет по ним враг или с фронта – местоположение укрытий, увы, тоже не важно. Зато динамика в сражении просто великолепна! Бой идет достаточно быстро, чтобы не приходилось временами скучать, как в Close Combat, но войска и не гибнут от муравьиного геноцида, как в «Противостоянии». В результате мы получаем игровой процесс, подобный Company
of Heroes или Dawn of War – и быстро, и управлять войсками вполне успеваешь, не отдавая заветной паузе столько времени.
Похвальное слово
Пусть игра и не откроет ничего особенно нового в жанре, но она цепляет сразу и не отпускает до конца последней, двенадцатой миссии. Быстро забываешь, что несешь демократию очередным несчастным, и начинаешь душой болеть за простых американских парней, которые, кроме невесомой демократии, тащат по тридцать килограмм снаряжения, и на свою беду оказались под твоим началом. Игра очень колоритна, причем во всем, а подобными вещами нечасто балуют стратегов – тут и прекрасная графика, и великолепная анимация,
и отличная музыка и бесподобные диалоги в духе: «Эй, сухопутные! К вам санинспектор! Руки все вымыли?».
***
Мне пришлось наблюдать, как один геймер учил другого играть в Warfare: «Тааак… Теперь берешь правее… осторожнее, тут у них засада, отлично, давай дальше… внимание, там БТР… Да потом ты его захватишь. Сейчас некогда! Теперь заходишь за этот дом… И прикажи им идти туда. Забор? Вот именно, что забор –
смотри, как они красиво прыгают!!!»
Они правда красиво прыгают через забор – у меня прыгали раз восемь, пока я не нагляделся.
1837 Прочтений • [Обзор игры Warfare] [11.04.2012] [Комментариев: 0]