Весной 1940 года японские войска без предупреждения вторглись на территорию Советского Союза, за три месяца оккупировав почти всю Сибирь. Но затем сказалось лучшее техническое оснащение советских войск, позволившее к осени вытеснить силы врага из страны. Одновременно Красная Армия освободила Китай и заняла Таиланд, обеспечив союзникам доступ к такому ценному ресурсу, как каучук. Благодаря этому Вторую мировую войну удалось завершить в октябре 1941 года…
Царь Калифорнии
Стратегия «Полководцы» еще три с половиной года назад попала в разряд перспективных проектов. Еще бы – клон… простите, вариация на тему Total War в антураже Второй
мировой войны! Прибавьте к этому впечатляющие скриншоты и амбициозные обещания разработчиков сделать «самую достоверную игру про крупнейший конфликт в истории человечества». Затем последовали поиски издателя, замена аббревиатуры WWII на подзаголовок Clash of Nations (в русской версии – «Мастерство войны»), отказ от слов про «достоверность». Тем интереснее было взглянуть – с чем же испанская студия Enigma Software пришла к финалу?
Не вошедшие в «большую семерку» страны играют роль статистов, пригодных лишь для захвата или заключения союзов.Со специальными войсками в игре не густо. Немцам хоть дали экспериментальный танк «Мышонок», а у СССР нет даже «Катюши».
А пришла она именно с тем, чего от нее и ждали, – с клоном… ну, то есть с вариацией на тему Total War в антураже Второй мировой войны. Причем и «клонированность», и «вариации» бросаются в глаза сразу же, стоит только запустить «Полководцев». Возьмите, к примеру, стратегический режим – та же разбитая на клетки карта, то же пошаговое покорение мира… Правда, теперь в небе парят самолеты, а эсминцы и прочий флот покоряют морские просторы, и это
поневоле приходится учитывать во время планирования боевых действий, поскольку при определенных условиях эта техника может вмешаться в наземное сражение и даже сыграть в нем решающую роль.
Да и весь мир совсем другой: теперь боевые действия охватывают уже не отдельный регион, а целую планету, от Калифорнии до Японии (само собой, если крутить глобус на восток). Но все это мелочи, ими не скрыть тот факт, что творение Enigma Software почти дословно воспроизводит Total War. Вы развиваете науку и экономику, возводите в городах новые постройки и создаете армии. Для галочки можете заняться дипломатией и шпионажем, но они вряд ли увлекут вас надолго – согласитесь, что шпион, только и умеющий
что добывать информацию о противниках, вычислять вражеских агентов и устраивать покушения на лидеров, в наше время уже никого не впечатлит.
История компании
2001 Enigma Software выпускает ExcaliBug – RTS/RPG, в которой все роли исполняют… насекомые. Испанцы вообще любят оригинальные проекты.
2002 Студия выпускает футбольный (не)симулятор Hello Kitty Football Cup 2002 со знаменитой японской кошкой в главной роли.
2003 Испанцы представляют общественности Angels vs Devils, довольно посредственный шутер о разборках между ангелочками и чертенятами.
В поисках очередного Рима
Боевые действия начинаются в 1939 году и продолжаются 11 лет, после чего следует подсчет очков и раздача призов. На выбор вам предложат семь государств: США, СССР, Францию, Италию, Японию, Великобританию и Германию. Официально у каждой из них, конечно, есть свои плюсы и минусы: французы, например, сильны в шпионаже, СССР делает ставку на сильные танки, Япония – на флот. Но на практике разница между странами почти незаметна, да и войска у них почти не отличаются.
Перед стартом вам предложат определить уровень исторической достоверности. Выберете наивысший – и Германия в любом случае нападет на СССР, Британия не будет спешить с открытием второго фронта, а для США и Японии игра и вовсе начнется в 1942 году с атаки на Перл-Харбор. Второй вариант даст выбор в мелочах, но все же заставит следовать историческим реалиям. Ну, а третий предоставляет полную свободу творчества и легко может закончиться превращением Берлина в столицу Италии или присоединением Техаса к Союзу
Советских Социалистических Республик.
Столкновение двух армий в «глобальном» режиме, как положено, переносит вас на отдельную карту. Здесь отличий от Total War можно насчитать уже побольше – хотя бы потому, что рыцарская конница и ударная танковая группировка на поле боя действуют совершенно по-разному. Ближайший аналог, с которым можно сравнить «Мастерство войны», – сериал «Блицкриг» и
другие подобные RTS.
Серые армейские будни.Все хорошие планы идут как по маслу……до первого столкновения с реальностью.
Стратегия – фигня, главное – маневры
Баталии играются куда веселее глобального режима. Поле боя усыпано лесами, холмами, различными укреплениями и тому подобными препятствиями, и это только добавляет происходящему остроты. Захотели забраться в дот и занять там оборону, бросили вперед пехоту – она не добежала, попав под заградительный огонь вражеской артиллерии… Противник окопался в лесу, игнорируя призывы выйти в чисто поле на честный бой, – вытаскиваем пушки на господствующую высоту и рассеиваем врага прицельным огнем…
Если на глобальной карте поблизости оказались авиация или флот, вы можете запросить у них поддержку, серьезно упростив себе жизнь. Рандеву с противником длится либо до его полного уничтожения, либо до истечения 30 минут. Окончательный итог боя зависит от множества факторов – например, после особо кровопролитного сражения (потери больше 50 процентов) вас награждают появлением нового генерала. Отдельное спасибо хочется сказать AI – компьютерные генералы стараются изо всех сил, чтобы сделать противостояние
еще более интересным. Они устраивают засады, пытаются обойти с флангов и уходят в глухую оборону, в случае если численный перевес на вашей стороне. Правда, зачастую AI допускает жульничество, с поразительной точностью предугадывая авианалеты и снимаясь с места как раз перед тем, как сверху на него должны обрушиться бомбы.
Пожалуй, только обилие таких мелких просчетов не позволяет возвести «Полководцев» в ранг прямых конкурентов Total War. Неплохое подражание – да, но не конкурент. Сделав в целом очень пристойную игру, авторы не смогли или не захотели отполировать детали. Примеров тому можно привести множество. Польза от противотанковой артиллерии сведена к нулю из-за того, что пушки стреляют на дистанцию меньшую, чем танки. Авиация, напротив, превратилась в универсальный способ решения всех проблем.
Умный AI иногда буквально «зависает», полностью отдавая инициативу в ваши руки. А зачастую, к сожалению, зависает и сама игра. В итоге получился, простите за лирику, неограненный алмаз. Потенциал есть, но, чтобы «Мастерство войны» засверкало всеми гранями, Enigma Software предстоит еще работать и работать. Пусть испанским разработчикам не удалось создать шедевр, но они хотя бы внесли разнообразие в «средневековую» серию, и уже поэтому их игра имеет право на существование.
И если Enigma Software не бросит дело на полпути, то следующий ее результат может получиться гораздо лучше.