Начало у игры вполне стандартное: нам показывают ролик про военных, которые отправляются на важное задание, затем случается Неожиданное, и все вдруг умирают. Погибла и девушка нашего героя, не успев поведать ему что-то Важное. Затем следуют какие-то вялые пробежки с отстрелом трех несчастных животных: полоумных горилл с гранатометами, огнеопасных леопардов и львов-драконов. Венчает сие действо модель самолета, прилетевшая прямиком из первого Unreal – со всеми вытекающими из этого текстурами. Право слово, заглядываешь в кабину пилота угловатого чудовища с почти закрытыми глазами… В общем, поначалу впечатления создаются пугающие. C товарищами, страдающими боязнью «отечественных экшнов» и так все понятно. Их мнение не изменится, даже если качество последующих разработок будет превосходить на порядок сам Half-Life 2. Тем не менее, через некоторое время «Вивисектор» приятно меняется, а ближе к середине и вовсе приобретает вполне опрятный вид. До уровня столпа Valve как на собаках до Китая, но творение Action Forms действительно по-хорошему удивляет.
Два начала
Геймеру предстоит увидеть две совершенно разные игры в одном теле «Вивисектора». Первая – прямой наследник Serious Sam, с красивыми открытыми пространствами, огромными толпами врагов, зрелищным оружием и боссами. Нашлось место и для некоторых нововведений. За особые отличия в бою (многократные убийства, fatality) полагаются дополнительные очки, распределяемые согласно простенькой ролевой системе. Разрешено улучшить четыре базовых параметра в три раза, плюс, в зависимости от частоты использования конкретного оружия, повышается навык владения им (читай: точность). Хотя лично мне единственно полезной показалась возможность увеличения здоровья до 175HP. После подобного чудесного преобразования погибнуть просто сложно, особенно учитывая невероятный избыток аптечек.
Оригинальная фича игры - повышение лайфбара на десять пунктов в результате «правильных». К «правильным» относятся выстрелы из дробовика в упор, умелое жонглирование пулями пистолета (про который к десятому уровню окончательно забывают) и прочие жестокости. Перспектива остаться наедине с сотней бешеных гиен при одном хит-поинте почти невозможна. Быть может, именно поэтому играть чересчур легко. Спасительная комбинация F5/F9 работает исправно, поводов для волнений нет. Тем не менее, адреналина хватает. Привычное «мясо» подается хорошо прожаренным, с гарниром из обещанной расчлененки и под соусом безнаказанности.
Вторая составляющая «Вивисектора» – чистой воды Half-Life и все его подражатели, именуемые «сюжетными шутерами». Казалось бы, зачем после спагетти приниматься за равиоли? Однако при должном соблюдении пропорций получается в самый раз. Всю вторую половину игры (точкой отсчета можно считать поезд) вы проведете в контакте с небольшими группами сильных и местами даже смекалистых врагов, решением прелюбопытных environmental puzzles (как же здорово летать на крюке, аки тарзан) и выслушиванием прискорбно коротких, но емких диалогов. Игроку даже предложат некие намеки на horror (криогенные камеры с ползающими по стенам тварями).
Общую радужную ситуацию слегка портит баланс: дефицит патронов отсутствует, а медикаментов до неприличия много. Еще один неприятный момент: в лабораториях нас погоняют по коридорам в поисках выключателей и тумблеров, но только слегка. Безусловно, подобные однообразные пробежки не красят любой FPS, однако в данном случае про это можно и забыть, стоит лишь взглянуть на архитектуру. Логово баранов, металлозавод, церковь… Запоминающихся мест хватает (и равнины, и горы, и заснеженные вершины), каждое из которых готово предложить что-то свое, оригинальное. Вас постоянно ставят перед разнообразными задачами – одним словом, не заскучаешь. Схожий подход предлагал и «Чистильщик» , но количество ошибок, общая сырость проекта и еще более квелое начало отпугнули игроков от самого сладкого. «Вивисектор» его ошибок почти не повторяет, с каждой миссией лишь наращивая интерес.
Таинственный остров
Я неспроста в статье обронил слово «сюжетный». На протяжении всей игры мы пробираемся по острову не с целью распотрошить и без того хилого финального босса, но с жаждой найти ответы. Пресс-релиз гласит: «игра основана на событиях книги «Остров доктора Моро». Верно, генеральная идея взята именно оттуда, но импровизаций тоже предостаточно. Повествование строится на том, что главный герой (Курт) в младенчестве когда-то успел побывать на зловещем острове, и доктор Морхед пытался сделать из него совершенного человека (та самая Уэлсовская утопия). К сожалению, фабула полностью раскрывается уже во втором ролике, хотя я не исключаю того, что так и задумывалось. В противном случае непонятного было бы слишком много. Почему Лев так ненавидит генерала? Зачем первому спасать нашу жизнь? Отчего доктор не уничтожил нас за разрушительные похождения на его острове? Ответов не дождетесь, зато получите великолепную концовку, которая заставляет некоторое время подумать на фактически философские темы. Собственно, именно этого разработчики и добивались. Однако диалогов хотелось бы больше, благо развернуться есть где.
Welcome to the Zoo!
Графика, в основном, «выезжает» благодаря грамотному дизайну. Локальные достопримечательности внушают уважение, на них явно не жалели ни ресурсов, ни средств. В графу «преимущества» можно смело записать великолепно прорисованные шерсть и мех, долгожданную возможность отстреливать куски тела и правильное поведение… ящиков. Сама физика еле-еле тянет на троечку, уж больно предметы ведут себя неправильно, но при выстреле в дощатую коробку она не рассыпается в щепки и не отлетает невесть куда по сумасшедшей траектории – пули честно проделывают в ней отверстия.
Вообще же все смотрится довольно неплохо. Открытые пространства хоть и бедны на полигоны и текстуры, но выглядят довольно прилично (правда, не стоит рассматривать что-либо с очень близкого расстояния). Пусть ничего особо технологичного нет, зато и системные требования соответствующие. Главный «отпугивающий тотем» – уже упомянутый выше по тексту самолет.
Со звуками отдельный разговор. Поддержка EAX и логотип «Sounds Best on SB Audigy» говорят о многом. Эффекты действительно хороши: выстрелы, рыки монстров, поведение окружающей среды (шорохи, стрекочущие насекомые). Герои же говорят голосами Армена Джигарханяна, Дмитрия Певцова и Дмитрия «Goblin» Пучкова. Комментарии излишни: действительно беспрецедентное качество.
***
«Вивисектор» – качественный, разнообразный, местами умный экшн. Никакого нагромождения одинаковых коридоров, никакого бредового сюжета о пришельцах, никакого разочарования. Мы так долго ждали нормальный шутер «из наших краев», что готовы даже не обращать внимания на немногочисленные минусы игры, ведь все равно хорошего здесь куда больше.
Геймплей: 7.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 9.0 Дизайн: 8.0 Оценка автора: 8.0