Осень 2003 года ознаменовалась сразу двумя крупными событиями в жанре adventure-игр. Сей факт тем более приятен и, в то же время, удивителен, что не так давно жанр вообще переживал если не стагнацию, то существенное замедление темпов развития точно. Итак, поклонники интересных приключений и закрученных сюжетов получили два долгожданных подарка: Broken Sword: The Sleeping Dragon и Uru: Ages Beyond Myst. Обе игры продолжают древние (не побоюсь этого слова) и уважаемые серии, ставшие легендами своего жанра и мира электронных развлечений в целом. При этом и Broken Sword: The Sleeping Dragon, и Uru: Ages
Beyond Myst оказались полны новаций по отношению к предыдущим частям. Первый перенес исконно двухмерный мир Broken Sword в полноценные 3D, к чести разработчиков, не потеряв при этом атмосферу игры, второй же вообще замахнулся на каноны Adventure.
С самого своего рождения квесты (в данном случае они же Adventure) считались игрой сугубо однопользовательской, предлагающей одному единственному игроку погружаться в необычные, загадочные миры, попадать в самые сумасшедшие передряги и выбираться из них посредством решения серии головоломок. Кажется, где здесь место второму (не говоря уж о третьем и последующих) играющему? Оказалось, место есть. По крайней мере, в Cyan Productions его заметили и решили использовать. Понимаете, куда клоню? Верно, Uru: Ages Beyond Myst лишь на 50% состоит из классического сюжетного single-player'a, остальные же
полсотни приходятся на самый настоящий многопользовательский режим. Да не через какую-нибудь LAN, а в полном онлайне, в специально отведенной для игры области интернета под названием Uru Live. Учитывая, насколько проработана за прошедшие года однопользовательская часть квестов, нам бы следовало акцентировать внимание именно на этом революционном сетевом режиме. Увы, сначала удивив и порадовав, теперь вынужден вас разочаровать. Uru Live в действии еще никто из нас, простых смертных не видел. Да, известно, что сетевой мир будет состоять из множества виртуальных вселенных, по которым игроки смогут путешествовать по одному и командами, выполняя множество постоянно обновляющихся квестов. Но не
более. Появившаяся в продаже версия Uru: Ages Beyond Myst пока допускает игрока лишь к обычному сюжетному режиму, предлагая, тем не менее, зарегистрироваться для будущей игры в Uru Live.
Когда наступит это будущее? Известно одному богу, сотрудникам Cyan Productions, да, может, еще нескольким бета-тестерам. Так что, держа в памяти неразведанный многопользовательский потенциал проекта, приступим к описанию его традиционной части.
Тем более что традиционной в данном случае отнюдь не означает плохой. Игры серии Myst издавна славились уникальной атмосферой своего фантастического мира, главное преимущество которого заключалось и, к счастью, заключается в необыкновенной живости. Попадаете ли вы в пустыню, или в жутковатый сюрреалистичный лес с гигантскими деревьями, окружение кажется настоящим и правдоподобным. В предыдущих частях сериала эффект присутствия усиливался еще и видом от первого лица, но в Uru: Ages Beyond Myst разработчики решили от него отказаться. Почему? Да бог его знает, игроделы - народ по определению скрытный. Зато, приняв перспективу от третьего лица, создатели предоставили нам широкий спектр
возможностей дизайна своего героя. Как в заправских RPG, вы сможете менять пол персонажа, колдовать над его прической, одеждой и т.д.
Стоит ли отмечать, что и главный герой, и все окружение выполнены в полном 3D, пусть не лишенном недостатков? За привычными для поклонников Myst яркими, красочными текстурами порой скрывается совсем мало полигонов. Подмачивают впечатления и другие мелочи, вроде абсолютно равнодушного к ветрам и дождям растительного мира, никак на погоду не реагирующего. С другой стороны, поклонники игры в один присест проглотят такую графику, не только не подавившись, но и искренне поблагодарив разработчиков (и, наверно, будут по-своему правы). А НЕпоклонникам и без графических недочетов головной боли достанет.
К сожалению, вынужден констатировать доказанный факт: игра рассчитана, прежде всего, именно на хорошо знакомых с миром Myst людей. Сюжет замешан на исследовании останков некогда могущественной цивилизации D'ni. Раскрывая связанные с ней тайны, вы побываете в четырех мирах (они же Ages), собирая там некие очень важные артефакты и попутно углубляясь в историю D'ni. Углубляясь, кстати, посредством примитивного чтения всяких записок. Неприятный сюрприз скрыт в том, что на взгляд неискушенного игрока, лишь краем уха слышавшего о вселенной Myst и до Uru: Ages Beyond Myst никогда в ней не бывавшего, вся
эта катавасия с древней цивилизацией, магическими артефактами, разными мирами выглядит несколько диковато, кажется притянутой за уши. Среднестатистическому игроку куда как ближе простой и понятный Broken Sword со вполне земными героями и стоящими перед ними задачами.
Зато ветераны Myst наверняка оценят новую игру по достоинству, хотя и с нашей точки зрения не все здесь гладко. Ориентируясь во многом на multiplayer, Cyan Productions здорово урезала однопользовательскую часть. На прохождение игры уйдет порядка 10-15 часов. В принципе, не так уж мало, но ведь это же Myst! Myst, который всегда славился сложностью и заумностью головоломок, и, соответственно, требовал гораздо больше времени для прохождения! Здесь же мы встречаем логичные, достаточно быстро решаемые задачи, в большинстве своем не требующие чрезмерных умственных усилий. Хорошо хоть игра счастливо
избежала участи превратиться в очередную квестоподобную поделку, весь игровой процесс которой сводится к попыткам засунуть какую-нибудь непонятную штуковину, засоряющую инвентарь еще с первого уровня, в какую-нибудь не менее непонятную дыру. В Uru: Ages Beyond Myst инвентарь отсутствует как таковой. Перетаскиваемые предметы, естественно, тоже. Вообще, большую часть игрового времени на экране нет даже элементов интерфейса – только ваш герой и окружающий его удивительный мир.
Все четыре посещаемых нами реальности не только удивительно выглядят, но и отлично звучат. Разработчики (опять же по неведомым причинам) решили отказаться от богатого музыкального оформления, зато над звуками поработали на славу. Шум ветра на открытом пространстве и, например, в пещере разительно отличается. Многочисленные механизмы скрипят и громыхают в точности так, как должны скрипеть и громыхать машины, пролежавшие много лет без дела. Хотя такую звуковую особенность критики отмечали еще для второй игры серии.
А впрочем, стоит ли удивляться столь яркой преемственности игры как в области звука, так и в сфере сюжета, и окружающего мира? Uru: Ages Beyond Myst – идеальное продолжение со всеми вытекающими достоинствами и недостатками. В числе достоинств – единство вселенной, прослеживаемое, на мой взгляд, с первой до последней части сериала. К ним же относится отличное звуковое и стильное графическое оформление. Немного разочаровали слишком быстро решаемые головоломки, да и продолжительностью игра не радует, зато где-то в перспективе маячит новаторский online-режим, так что простим до поры до времени. Недостатки, в свою очередь, проистекают из того же единства серии. Если вы детально не знакомы с миром
Myst в целом, новая игра, очень может быть, покажется вам чересчур заумной, а сюжет – надуманным. Правда, на этот случай Ubisoft предусмотрела выпуск DVD-сборника Myst 10th Anniversary DVD Edition. Туда входят все три первые части Myst, еще и оптимизированные под Windows XP и Macintosh. Вот только будет ли он свободно продаваться – не известно. На данный момент счастливыми обладателями сборника стали лишь те, кто предварительно заказал Uru: Ages Beyond Myst у Ubisoft.