Вот такой у нас предновогодний сезон. С одной стороны – научно-фантастические Quake 4 и F.E.A.R., с другой – военные Call of Duty 2 и «Восточный фронт». Так за здорово живешь мы в первых же строках обзора сравнили лучшие достижения мировой игропромышленности и отечественный шутер от создателей скандально известной Kreed. Не потому, что мы якобы теряем волю при виде волшебных российских игр, а по другой простой причине: «Восточный фронт» – редкий отечественный шутер, в который можно играть, не стыдясь его происхождения.
Расклад таков: сидят в городе Воронеже программисты, художники, моделлеры и прочие замечательные люди, называющие себя Burut Creative Team. Делают, значит, игры. Давным-давно они начали с нуля писать собственный движок Xtend. Два года назад на нем вышла, гм, Kreed, качество которой мы здесь обсуждать не будем. Год назад – «Kreed: Битва за Савитар». В этом году – «Восточный фронт», не имеющий почти никакого отношения к двум вышеупомянутым научно-фантастическим кошмарам. У такой схемы есть очевидные достоинства и очевидные недостатки: первые игры на недоделанном движке будут не ахти какие (Kreed, золотце, покойся с миром), зато потом, когда мотор наберет оборотов, стоимость разработки резко снизится, а качество игр значительно возрастет («Восточный фронт»). И теперь мы можем сказать, что в шутере от Burut есть вещи, которые нам нравятся. Мы даже можем пересчитать их по пальцам.
Первое. Стабильный движок. Xtend в своей нынешней форме держится лучше, чем мотор заморской Black & White 2. Не часто встречаешь русский шутер, который можно пройти от начала и до конца, не наткнувшись ни на одну ошибку. «Восточный фронт» – из их числа. А в будущем наверняка появятся патчи, которые улучшат и ускорят то, что и так работает хорошо и быстро.
Открытые пространства в игре есть. Не сказать чтобы они были огромными, но есть.Эффект пси-щита в действии куда красивее, чем на скриншоте. Хотя и на скрине он неплох.
Второе. Симпатичная графика. Не настолько симпатичная, чтобы быть «как в Half-Life 2», но тоже ничего. О ней мы, пожалуй, не будем растекаться мыслью по древу. Весь разворот в скриншотах, а на диске – демо-версия игры. Посмотрите сами, сделайте одолжение.
Третье. Тематика Второй мировой, даром что была затаскана до дыр во всех возможных жанрах, но вовсе не теряет популярности. В «Восточном фронте» вы играете за суперсолдата-зомби, созданного нацистами. По иронии судьбы зомби оказывается в подчинении у сил сопротивления и отправляется на борьбу с фашистской Германией и своими создателями.
Четвертое. Сверхспособности главного героя. Вернее, одна сверхспособность – умение выставлять «Щит времени». Вы нажимаете Q, и персонажа обволакивает синюшная сфера, готовая остановить вражеские пули. Когда вы отключаете защиту, пули либо летят обратно, либо опадают на пол. В начале игры этот щит довольно бесполезен, зато ближе к финальным уровням без него играть становится сложновато.
Пятое. «Система эмоций», названная так, видимо, по чистому недоразумению. Грубо говоря, если вы убиваете троих немцев ножом – мгновенно получаете одно дополнительное очко здоровья на всю оставшуюся игру. Если убиваете троих выстрелами в голову – щит набирает мощности. Казалось бы, мелочь, а играть интереснее.
Юберзольдатен марширен клац-клац
Последний (и единственный) босс в игре – здоровяк, на ваших глазах поднимающийся с установки по созданию суперсолдат. Он обладает совершенно безумным количеством здоровья, таскает здоровый миниган и может пробивать дыры в стенах, меняя таким образом ход битвы. Гарантия: вы потратите на него весь боезапас.
В одной из миссий главный герой захватывает нацистскую подлодку, топит немецкий флот, а потом еще изводит половину люфтваффе. Вот это мужик!Солдат в костюме из аниме JIN-ROH не имеет ни единого шанса против человека с оружием Виктории Целес из аниме «Хеллсинг».
Шестое. Скриптовые сценки. С этим у игры тоже все в порядке. То грузовик проедет, то истребитель пролетит, то фашист на мотоцикле выскочит из-за угла. Подобные вставочки, между прочим, сделали имя не одной военной игре.
Седьмое. Физика. Физика лучше, чем в Doom 3, хуже, чем в Half-Life 2, и на уровне F.E.A.R. Бочки с чем-то взрывоопасным лопаются, раскидывая мелкие предметы по уровню и ломая крупные на части, а каждый взрыв оставляет за собой небольшой, но очень красивый костерчик.
И главное – то, что каждый новый уровень «Восточного фронта» не похож на предыдущие. Игру можно проходить, не испытывая мучительного дежавю и не страдая от мыслей о бесцельно потраченном времени. Пусть кампания длится меньше десяти часов, но вы проведете их не в серых кишках Kreed, а в непохожих друг на друга местечках. Игру портят, во-первых, возмутительные ролики на движке, где нет ни лицевой анимации, ни грамотной камеры, ни толкового сценария. Смысла в них тоже нет, а то послание, что разработчики хотели до нас донести, можно было передать тысячей других способов, не прибегая к совершенно нелепым заставкам. Во-вторых, чудовищная озвучка. Все мужчины в игре говорят голосом гопников с улицы (так и кажется, что вот сейчас они с заведут вечное хамское «закурить не найдется?»), да и женщины, в общем, не лучше.
Итого. Получился ли отечественный шутер года? Получился. Может ли игра составить конкуренцию зарубежным грандам? В некоторых областях – может. Прогресс налицо: «Восточный фронт» на голову лучше прошлых попыток команды. Через пару лет, глядишь, конкурент Call of Duty 3 выйдет.
Майн фюрер
Действие происходит в Германии, а на стенах у немецких подпольщиков висят самые настоящие советские плакаты (трофейные, небось?). У нацистов же в кабинетах развешены ни к чему не обязывающие лозунги и портретики. Изображений свастики и фотографий Гитлера нет. В наше время ни один издатель не хочет, чтобы в его игре были Гитлер и свастика.