Жанр хардкорных симуляторов вновь лихорадит. Стоящие внимания проекты появляются примерно раз в год-полтора, иногда реже. Но если в «самолетном департаменте» дела обстоят неплохо, то любителям танковых симуляторов порадоваться нечему. Великолепная Steel Beasts появилась аж восемь лет назад, а последняя приличная игра на тему Второй мировой вышла еще в прошлом
веке. Однако, когда нам стало казаться, что возможности разработчиков иссякли, пришло радостное известие от украинской студии Graviteam (при деятельном участии Discus Games и «Буки»). Она завершила разработку «Стальной ярости: Харькова 1942» .
В ХАРЬКОВСКОМ КОТЛЕ
На звание спасителя жанра претендовала еще одна игра, однако после «Стальной ярости» о неповоротливой «Т-34 против Тигра» (рецензию на нее ищи по соседству) даже вспоминать не хочется – настолько цельной, яркой, интересной получилась игра у харьковчан. Действие «Стальной ярости» (далее – «СЯ») разворачивается в мае 1942-го под Харьковом: неудачное наступление советских войск, их окружение,
Барвенковский котел. В игре вы можете сесть за рычаги советского Т-34 образца 1941 года, английской «Матильды» Mk-II или немецкого Pz-IV. Кампаний, понятно, тоже три, по десять фиксированных миссий за каждую из сторон. Однако сначала мы бы настоятельно рекомендовали пройти обучающий режим. Где еще узнаешь, как выбраться из противотанковых рвов или работать с прицельной сеткой? Также стоит изучить мануал, заканчивающийся жизнерадостным наставлением: «Танкист! Обрушивай на противника
массу пушечного и пулеметного огня! Дави гусеницами живую силу и технику врага!» Нет, распечатайте этот источник военной мудрости и держите при себе во время игры. Пригодится.
Обзор великолепный, но в бою так высовываться небезопасно.После сражения можно вдумчиво изучать, кто, кому, где и как пробивал броню (и пробивал ли).
ДОРОЖКА!
Немецким танкистам крупно не повезло.Первая мысль такова: «Это «Ил-2» на гусеницах!» Трудно поверить, что у кого-то получилось создать танковый симулятор такого качества. Прекрасная графика, реалистичная физика, сложная баллистика с расчетом заброневого действия, интерактивный ландшафт… Ветераны танковых симов только за работой подвески могут наблюдать бесконечно. Когда же они впервые видят, как снаряд, чиркнув о броню, свечкой уходит в небо, то с трудом сдерживаются, чтобы не расплакаться от счастья. Разработчики
уверяют, что игра во всем, в каждой мелочи, скрупулезно копирует суровую реальность. Глядя на это великолепие, хочется воскликнуть: «Верим! Правда верим!» Вокруг кипит реальное сражение: артиллерийская канонада, трассеры, оглушительные разрывы снарядов, крики и выстрелы. Услышав рев пикирующего штурмовика, инстинктивно вжимаешь голову в плечи (кстати, сбить самолет нельзя, так что не тратьте зря боеприпасы). Особый шик – ночные бои (ах, этот шорох осветительных ракет!).
Рядом бегает непривычно поумневшая пехота, которая впервые за долгое время не выполняет роль массовки, а решает свои задачи: защищает танк от вражеских солдат, указывает трассерами цели, расстреливает артиллерийские расчеты. С пехотой нужно взаимодействовать, беречь ее, вовремя уничтожая пулеметные гнезда, не отрываться от нее и не отпускать далеко вперед. Знаете, такого не делал еще никто!
КОРОТКАЯ
«СЯ» предоставляет тебе обширный ассортимент настроек сложности. Для незнакомых со словом «одометр» и не желающих возиться с коробкой передач есть режим неуязвимости и бесконечных боеприпасов. Но и профессионалам, играющим без внешней камеры и на максимальных настройках реалистичности, игра придется по вкусу. Посмотрите-ка: десять миссий на украинские просторы сквозь узкие щели и наблюдательные приборы с ограниченным углом обзора!
Атака цепью сквозь дождь и туман.Разбор полетов после боя.
Танковые дуэли сработаны роскошно. Необходимо прятаться в кустах и за естественными укрытиями, использовать нужный тип снарядов, стрелять во время коротких остановок и постоянно маневрировать в поисках удобной позиции. Побеждает тот, кто первым заметит врага, а ошибки чаще всего становятся фатальными.
По ходу кампании придется действовать не только в одиночку, но и в составе танкового взвода с пехотными отделениями. Своими подопечными можно и нужно командовать, координируя действия солдат и бронетехники. Причем, если рация приказала долго жить, распоряжения подчиненным можно отдавать флажками (днем), фонариком (ночью), голосом (услышат не все) и сигнальными ракетами (могут закончиться). Игра любит и поощряет самостоятельность. В брифинге перед вами лишь поставят боевую задачу, а как именно выполнить
приказ: атаковать в лоб, с фланга – решать вам. Соответственно каждую миссию можно пройти разными способами. Если вспомнить о количестве настроек уровня сложности, регулирующих численность вражеских сил, то отсутствие динамической кампании перестает казаться таким уж серьезным недостатком.
ПО МАШИНАМ
Меж тем исходная версия «СЯ» далека от идеальной. Нежно любимый нами «Старфорс» устраивает проверку диску едва ли не каждую минуту – чтобы его утихомирить, необходим специальный патч. После установки пары «заплаток» и любительского саунд-мода игра наконец приобретает надлежащий вид.
Обычно механик-водитель смотрит на мир сквозь узкую щель приоткрытого люка.Ориентироваться по карте – одно удовольствие.
К слову, издатель не проявляет особого желания поддерживать ее, и разработчики делают патчи в свободное время. Завидное в наше время трудолюбие, согласитесь.
Есть, однако, и весьма неприятные моменты. Самый заметный – широко известный в стратегическом жанре синдром последнего инопланетянина, когда приходится заглядывать под каждый кустик в поисках какого-нибудь заблудившегося немецкого солдата. «СЯ» иногда позволяет себе зависать, а на мощных машинах работает не так быстро, как хотелось бы. Но, пожалуй, наиболее серьезный недостаток – это отсутствие сетевой игры. Наличие редактора миссий и прекрасный искусственный интеллект
вражеских танкистов не могут восполнить этот пробел. Тем не менее перед вами тот случай, когда на недочеты просто не хочется обращать внимание. Качественный танковый симулятор такого уровня не появлялся давно. Что тут скажешь, «Наш выбор!»