В одиночку не только не воюют, но даже танком не управляют, так что в кого бы из экипажа мы ни «вселились», компьютер будет играть за остальных. Механик-водитель сам поедет по заранее заданному маршруту, пока мы не решим давать ему ценные указания или не усядемся на его место. Если же мы возьмем на себя роль стрелка-радиста, то искусственный капитан будет отдавать приказы наводчику и водителю и вполне может провести бой самостоятельно. Но как только мы занимаем место одного из членов экипажа, компьютер снимает с него ответственность. Назвался груздем – полезай в танк.
Без собаки
Кабина трехмерна, вот только внутреннее убранство танков весьма малопрезентабельно. Зато клаустрофобию эти интерьеры вызывают мощнейшую (это, разумеется, плюс!), причем поборникам бескомпромиссного реализма отключают внешнюю камеру, и становится не так уж и просто понять, что вообще происходит снаружи. Смотровые щели сильно ограничивают угол зрения, к тому же их лучше закрывать бронекрышками (когда таковые имеются), дабы в тушку танкиста не влетела шальная пуля – после первого убитого таким образом члена экипажа предосторожность уже не кажется излишней. Панорамный прицел дает столь широкий обзор и малое увеличение (он скорее даже уменьшает картинку), что разглядеть можно лишь находящееся у нас под носом, а телескопический прицел движется слишком медленно и из-за узкого обзора вообще непригоден для того, чтобы ориентироваться с его помощью. Стрелок-радист со своего рабочего места смотрит на мир практически через замочную скважину, сквозь которую видно столько, что впору выдавать несчастному белую трость. Однако возможность пересаживать членов экипажа с одного места на другое мигом делает из бесполезного стрелка-радиста очень важного запасного игрока, в любой момент готового заменить убитого механика-водителя или же контуженого наводчика.
Дальние пейзажи затягивает дымка, пусть и не слишком натуральная на вид, зато создающая атмосферу.Перебитая гусеница остается лежать на земле, и только беспомощно вращается ведущее колесо.
«За мной!»
Поскольку танк в одиночестве не ездит, то в бой вместе с нами вполне могут бросить еще несколько машин, артиллерийских расчетов и взвод-другой пехоты, причем все это богатство находится под нашим управлением. Мы вправе выбирать тип построения, приказывать занять оборону или же броситься в атаку на заданную точку, а можем и скомандовать «действуй, как я», что дает нам полную свободу маневра. Если атаковать высоту в лоб, то лягут все, но можно ведь воспользоваться подходящей лесной опушкой и зайти нашим иностранным друзьям с тыла?!
Пехота здесь – не массовка, а полноценный участник боя. Солдаты обнаруживают и атакуют противника; встретив сильный огонь, они предпочитают залечь, и могут даже отступить, если решат, что дело совсем плохо. При этом бойцы играют заметную роль: они в силах сами перебить артиллерийский расчет, а с близкого расстояния вражеские солдаты вполне способны, например, подстрелить водителя через полузакрытый люк или же забросать танк ручными гранатами. Поджечь, может, и не подожгут, а вот с перебитой гусеницей далеко не уедешь.
Для любой техники доступна статистика поражений: кто выпустил снаряд или пулю, откуда она прилетела и к чему это привело.Во время боя пользоваться внешней камерой нечестно, а из самого танка обзор невелик. Очень жаль, что в игре нет риплея, как в «Ил-2» или LockOn, позволяющего впоследствии насладиться батальной картиной.
Свинцовый дождь
Искусственный интеллект в целом хорош, хотя и не без нареканий. Так, солдаты хотя и пытаются не попадать под гусеницы нашего танка, но в пылу боя иногда все-таки бывают раздавлены. Мы им, разумеется, сочувствуем, но все-таки объехать зазевавшегося рядового не всегда возможно, танк ведь немножечко трамвай. Нередко и бронетехника ведет себя странно: при маневрировании подставляет врагу малозащищенный бок, а порой и корму. Опытный противник подобные вещи не прощает.
«Стальная ярость» (далее «СЯ») – это именно симулятор полноценного боя, в котором непосредственно взаимодействуют все рода войск. Причем атаки обычно предваряет артподготовка, и, подъезжая к заданной высоте, мы слышим грохот канонады и видим, как где-то за лесом один за другим взрываются снаряды, вздымая комья грунта. Периодически к общему веселью присоединяется и авиация, «Илы» и «Юнкерсы» яростно утюжат землю с ее несчастными обитателями.
Рельеф здесь гораздо правдоподобнее, чем в «Т-34 против Тигра» (далее «ТпТ»), хотя внятно объяснить, почему так кажется, чрезвычайно тяжело. В обеих играх примерно одни и те же холмы и низины, леса и деревни. Однако в целом местность в «СЯ» кажется натуральной, а в «ТпТ» искусственной. Эффект настолько силен, что нет смысла гадать, откуда именно он берется.
СЕКРЕТ!
В момент сдачи материала в печать существовал лишь один официальный патч к игре, избавляющий от многократных проверок всенародно любимой системой Starforce. Однако разработчики на собственном форуме (http://forum.graviteam.com) выкладывают так называемые неофициальные патчи, значительно исправляющие и улучшающие игру.
Mk II, он же «Матильда», медленный танк с очень толстой броней и пушкой сравнительно малого калибра.Pz IV. В отличие от игры «Т-34 против Тигра», моделировавшей самые знаменитые танки Великой Отечественной, «СЯ» посвящена машинам примерно одного класса. Ключевое слово «примерно».
Мы вращаем землю
Кампания состоит из заданных заранее миссий, и динамической генерации заданий нет. Конечно, их не так уж и мало, к тому же имеется значительная рандомизация, касающаяся не только того, откуда будут наступать те или иные войска, но и количества этих войск: некоторые соединения могут появиться, а могут и нет. К тому же разрешается отдельно настраивать численное соотношение сил наших и противника, а также уровень их подготовки. Все это позволяет миссиям оставаться интересными и при повторном прохождении, однако волки продолжают смотреть в лес, а мы жаждать динамической кампании.
Разработчики не пожадничали и предоставили полноценный редактор для создания собственных карт и миссий. Вот только этот инструментарий в применении весьма непрост и предназначен, скорее, для преданных энтузиастов, нежели для всех игроков. А генератора быстрых миссий нет.
Единственный серьезный недостаток заданий заключается в периодически возникающей необходимости уничтожить все силы врага. И это моментально бросает симулятор в объятия методичного пиксель-хантинга. Выглядит все так: наше соединение с лязгом и воплями входит в деревню, подавляя всякое сопротивление. Через некоторое время наступает тишина... а боевая задача по-прежнему не выполнена, и это значит, что где-то притаился последний враг, который понимает, сколь незавидно его положение, а потому выдавать себя не спешит. И вот два танка, взвод солдат и пара-тройка артиллерийских расчетов в придачу раз за разом прочесывают заданный квадрат – и хорошо еще, если это деревня, а не опушка леса, где надо заглядывать буквально под каждый куст. Причем бывает, что пресловутый последний враг оказывается единственным выжившим из экипажа давно подбитого танка, но продолжает сидеть внутри превращенной в искореженное решето машины. Атмосфера от этих нелепых поисков страдает заметно, что особенно печалит при сравнении с тем, как хорошо в «СЯ» изображен бой в целом.
Все хорошо?
«СЯ» удивительно близка к идеалу танковых симуляторов. Помимо описанного в предыдущем абзаце, других заметных недостатков здесь нет. Разве что народу всегда хочется, чтоб в хорошей игре было еще больше всего: видов техники, карт и кампаний, различных возможностей и т.п.
А вот с точки зрения широкой публики, малознакомой с симуляторными канонами, «СЯ» обладает массой минусов. Начнем с того, что интерфейс интуитивным и удобным не назовешь. Танк управляется исключительно с клавиатуры, и надо запоминать два-три десятка команд. Если не рассчитываете на собственную память, то лучше сделать шпаргалку, ведь чтобы посмотреть список управляющих клавиш (или изменить настройки), надо прекращать миссию и выходить в главное меню. В игре нет встроенной энциклопедии, значит, вы не сможете справиться о ТТХ различной техники: учите матчасть самостоятельно.
Другим минусом является графика, и это притом, что ей уделили достаточно много внимания. Модели техники (давайте на мгновение пехоту тоже причислим к технике) проработаны и выглядят просто великолепно, рельеф, как уже упоминалось выше, очень хорош, вполне убедительна пиротехника и т.д. Однако все портит растительность: деревья и кустарники смотрятся довольно невзрачно, особенно по сравнению с «ТпТ», и уж совсем добивает жутковатая трава дискотечных расцветок, пружинящая из стороны в сторону, словно инопланетный студень. И как назло, именно она постоянно маячит перед глазами.
Но самое главное, широкой публике не нужны танковые симуляторы как таковые.
В игре представлены
В игре представлены три модели танков: отечественный Т-34, германский Pz IV F2 и британский Mk II.
Т-34 Экипаж: 4 Калибр пушки: 76мм Лобовая броня корпуса/башни: 45мм/45мм Скорость по шоссе: 55 км/ч
Pz IV F2 Экипаж: 5 Калибр пушки: 75мм Лобовая броня корпуса/башни: 50мм/50мм Скорость по шоссе: 40 км/ч
Mk II Экипаж: 4 Калибр пушки: 40мм Лобовая броня корпуса/башни: 78мм/75мм Скорость по шоссе: 25 км/ч