В редакторе можно создать как совершенно невиданное существо, так и, например, героя какой-нибудь другой игры… а потом замаскировать его цивилизованной одежкой до неузнаваемостиКогда мозг перестает умещаться в рамку (увидите), у рода появляется вожак с характерным посохом, на месте гнезда разводится костер, а неподалеку от него вырастает ветхий вигвам (чум, типи, иглу, шалаш…). Тут Spore приобретает черты приземленной стратегии в реальном времени: «продвинутое» жилище облагораживается складами различных инструментов, являющихся подспорьем в охоте, рыбалке и собирательстве. Превосходство над не обремененными серым веществом болванчиками из прошлого
чувствуется сразу – ведь отныне их забивают на мясо (в крайнем случае – приручают). Способов взаимодействия с соседними племенами, как легко догадаться, два: идти к ним либо с горнами, трубами и дарами, либо – по старинке – с каменными топорами, копьями и факелами. Результатом первого подхода станет веселый тотем, символизирующий теплые отношения готовых помогать друг другу групп существ, второго – озлобленная деревянная рожа как напоминание о благополучно разоренном
селении. Эта фаза – переломная, начинающая готовить игрока к тому, что в английском языке называется «multitasking»* – необходимости одновременно прокручивать в голове сразу несколько важных моментов.
Друзья найдены, вражьи головы насажены на пики в назидание потомкам – пора бы, наконец, стать полноценным социумом. В Spore это выглядит так: замшелая деревушка трансформируется в небольшой город, состоящий из здания администрации, фабрик по переработке «пряности» (spice), а также увеселительных заведений и прилегающих к ним домишек. Конвейеры со станками отравляют населению жизнь, зато приносят ценные ресурсы, а места, отмеченные зелеными улыбающимися лицами, призваны эту отравленную
жизнь скрашивать. Фантазии игрока открываются новые просторы: архитектура, наполнение городских улиц, дизайн наземных, водных и воздушных передвижных средств – все определяется вами. Приземленная стратегия взмывает в небеса: основной интерес и повод для соперничества – залежи ценного вещества (прямо как в Dune или Command & Conquer) и чужие мегаполисы. Главные рычаги воздействия – экономика, религия и, куда же без него, оружие. Второй метод особенно потешен: недружественные
граждане проникаются чужеродной верой, развесив уши перед гигантской голограммой, условно говоря, мыслящей задницы (Вы хотите поговорить об этом? – Ред.), с расстановкой чеканящей непонятные, но очевидно преисполненные серьезности фразы на уморительном наречии. Кульминация – изобретение космического корабля и использование его по назначению.
На самом деле, космическая стадия, по сути, и есть «игра Spore», а все, что было до нее, – так, слегка затянувшаяся, со вкусом преподнесенная подготовка. Чтобы вашу населенную великими Ктулху планету Юггот не превратили в пыль, придется задействовать все навыки, полученные в ходе первых четырех уровней, – при определенном раскладе они, взятые вместе, могут отнять меньше времени, чем эта финишная прямая. Гремучая смесь всего прошлого опыта общения со Spore: от
первой половины – контроль над одним-единственным юнитом, от второй – запредельные возможности управления всем и вся, иной раз требующие разорваться на части. Если проводить параллель с началом, то ваш корабль – микроб, а космос – океан. Но вот нюанс: хищники в этой синеве неугомонны, а планеты бушуют так, что об Арракисе вспоминаешь с усмешкой. Ключевое слово уже проскакивало – «multitasking». Отправитесь на охоту за артефактами, к дальним
системам – вот вам и экологическая катастрофа. Едва ввяжетесь в совместный налет на планету-столицу заклятого врага – получите, пожалуйста, нападение пиратов в одном конце империи и угрозу атаки – в другом. Займетесь наконец формированием почвы, атмосферы, флоры и фауны шарика, потенциально пригодного для колонизации, – распишитесь: какой-то результат сомнительного союза слона и муравья заявляет, что если вы отсчитаете ему 500 тыс. споробаксов, то он, может быть, решит
не испытывать на вас недавно разработанное супероружие. Именно в космосе устаканивается весь первоначальный замысел с травоядными и хищниками – слабым тут разве что ресурсы перепродавать, но иной раз проще подобрать верных союзников и почаще обращаться к ним, чем силиться и укреплять собственную мощь, то и дело отвлекаясь на тех же вездесущих гроксов. Потрясающий размах, осязаемая сложность и развязка, ради которой стоит терпеть неудобства, стиснув зубы преодолевать трудность за трудностью, временами подглядывая
в Sporepedia (хоть и она отнюдь не кладезь ответов на все вопросы).
О Civilization напоминает не только название этапа развития, но и очерченные границыГлубины полновесных «космосимов» ждать не стоит, но она тут, право, ни к чему
Spore – игра абсолютно уникальная; алмаз, появляющийся хорошо если раз в десять лет. Кого-то удручает масштаб, на первый взгляд не дотягивающий до того, что было анонсировано; на момент написания текста продажи игры, мягко говоря, не оправдывают ожиданий ЕА – в Великобритании долгострой Райта покупают неохотно, а Mercenaries 2: World in Flames, о которой никто не вспомнит уже через полгода, прямо-таки сметают с полок. К сожалению, привычка общения с проектами, завязанными
на пользовательский контент, пока еще совершенно не выработана. А так – от «сестренок» по жанру Spore отличается примерно, как конструктор LEGO от советских деревянных кубиков.
***
Композитор Spore Брайан Ино в своей области ничуть не меньший профессионал, чем Уилл Райт – в своей. Шестидесятилетний британец, известный как «отец амбиента», работал с Сергеем Прокофьевым, Дэвидом Боуи, Гэри Муром, Манфредом Манном, Филом Коллинзом, Дэвидом Бирном, Лори Андерсон и другими. Однако его работа для Spore выделяется даже на фоне столь объемного послужного списка: дело в том, что игрок волен редактировать готовые треки – в общем, ровно такая же ситуация, как
и практически со всем остальным наполнением Spore. Процесс чем-то напоминает составление «электронной» музыки из сэмплов – каждому городу, каждой колонии можно составить свою неповторимую тему.
Знакомство со Spore хочется растягивать и растягивать уже просто потому, что она невероятно, неописуемо красиваПо простоте стадия племени уступает разве что микробной
1441 Прочтений • [Обзор игры Spore] [11.04.2012] [Комментариев: 0]