Советский разведчик не прячется в тени, он гордо шагает по вражескому тылу, расталкивая личный состав вермахта, мол, не путайтесь под ногами. Он может дойти до Берлина, вломиться в Рейхстаг и задушить Гитлера, если начальство вдруг поставит такую задачу. Советский разведчик чист и опрятен, к нему не липнет грязь, он не мокнет под дождем и не мерзнет во время снегопада.
СШ удивительным образом передает дух телевизионных боевиков-агиток прошлого. Развесистая клюква, родная с детства, бесконечно серьезный лубок без единого гвоздя – одного взгляда на экран достаточно, чтобы понять, кто тут главный герой без страха и упрека, а кто злодей-захватчик, подлежащий быстрому и тихому уничтожению. Враг легко дает обвести себя вокруг пальца, наши снова выходят победителями из самых безнадежных положений. Плакат – это тот же комикс, только состоящий всего из одной картинки. Кропотливая вязь психологической достоверности – ничто перед всемогуществом волевой квадратной челюсти. У советского разведчика нет своего «я»: герой с плаката является архетипом, всеми сразу и никем в отдельности. Даже пройдя игру до конца, не получится без подсказки вспомнить имя главного героя. Оно не имеет значения, как и то, кем именно являются ваши враги: Ура, мы ломим! Гнутся... шведы? инки? ситхи? Несколько первых миссий кормят нас немецко-фашистскими захватчиками, но игрок обязательно устанет от одинаковых мундиров, какой бы Hugo Boss их ни кроил. Так что для разнообразия нас натравят на союзников: достанется и охране британского дипломата, и американским военным. Илье Муромцу все равно, кто попадется под его палицу.
«Теперь ты знаешь меня в лицо, и мне придется тебя убить!»Этот солдат не видит ничего подозрительного в том, что некоторым людям нравится ходить на корточках. Ура толерантности!
Фас!
Начальством перед нами ставятся самые разные цели: захват языка, освобождение попавшего в плен агента, уничтожение высокопоставленных врагов, фотографирование секретных документов, подрыв моста ворохом динамита и т.д. и т.п. Однако при всем разнообразии миссии практически каждый раз строятся по одной и той же схеме. Приходим мы в себя в дальнем углу карты, будучи облаченным в диверсантский камуфляж, завидев который любой враг открывает лихорадочную стрельбу. В такой вызывающей одежде весьма непросто жить на свете, так что прежде всего нам надо раздобыть немецкую форму. И поскольку эта форма никогда не появляется на уровне сама собой, нам приходится вынимать из нее предыдущего хозяина, причем так, чтобы не испачкать драгоценную шкурку пятнами крови и не превратить ее в решето автоматной очередью. Переодевшись в форму солдата Третьего Рейха, мы чувствуем себя куда вольготнее: большая часть солдат противника уже принимает нас за своего и позволяет спокойно разгуливать почти что по всему уровню, и лишь офицеры и особо бдительные патрули SS могут разгадать наш нехитрый маскарад. Учитывая, что эти наблюдательные люди имеют обыкновение толпиться вокруг ключевых точек миссии, мы переходим ко второй части обязательной программы: добыванию офицерской формы.
В отличие от легко доступных солдат, офицеры никогда не гуляют в одиночестве в каком-нибудь укромном уголке, так что для обладания заветной формой придется провести небольшую тактическую операцию. Зато потом наступает раздолье, и на уровне остаются считанные единицы врагов, достаточно проницательных, чтобы распознать вражеского агента даже в офицерской форме. И теперь уже можно приступать к выполнению любой поставленной задачи.
На открытые двери противник внимания не обращает. Да что там, наш супер-разведчик даже не закрывает за собой вскрытые сейфы!Угол обзора у противника – от силы градусов 60, и никакого бокового зрения.
Ничто не ново под луной
Игра представляет собой выставку достижений жанра stealth-шутеров, собравшую воедино множество находок из всех выдающихся игр жанра. Проблема только в том, что идеи, взятые из различных источников, подчас плохо сочетаются друг с другом.
Дело в том, что главный герой – телепат. Он неизвестным вражьей науке способом чует всех, кто присутствует на данном уровне. Мало того, он идеально точно знает их расположение и направление взгляда в данное мгновение. Вся эта информация в реальном времени отображается на волшебной карте уровня. Таким образом, едва только прибыв в неизвестный регион, наш герой уже досконально знает тактическую обстановку. Это начисто лишает игру даже намека на неожиданность, превращая ее просто в тактическую головоломку. У советского агента не может быть никаких сомнений, ему полагается быть всевидящим.
Из-за этого игра в изрядной степени превращается в полет по приборам. Магическая карта, выводящаяся поверх трехмерной картинки, значительно выигрывает у последней в плане информативности. Потому большую часть времени мы смотрим именно на простенькие красные и зеленые треугольнички, ползающие по проволоке контуров уровня, отвлекаясь на трехмерное изображение только ради совершения каких-то конкретных действий (прицелиться во вражескую шею, взломать замок на сейфе). Довольно убедительные пейзажи чуть ли не пропадают задаром – трудно ощущать себя и диверсантом и туристом одновременно.
Хотя игра весьма кровожадна, и здесь постоянно кого-то режут, душат и просто бьют, зрителю ничего особо страшного не показывают. Во время удушения мы наблюдаем сцену сзади, и широкая геройская спина почти полностью скрывает происходящее от наших глаз, несколько секунд неясной возни – и еще одно тело отправляется на ковер. Кровь может потоками выплескиваться на стены, но все тела остаются идеально чистыми. Пули не оставляют на вражеских тушках никаких следов, ни кровищи, ни отверстий. Это же касается и ножей, да и вообще любого оружия. В этом смысле очень странно выглядит запрет использования униформы подстреленного или зарезанного врага.
Стоило оглушить заключенного, как в камеру моментально вломилась стража и началось расследование – оказывается, комендант немецкой тюрьмы не имеет права тронуть узника.Мы можем заглядывать в замочную скважину. Правда, не вполне понятно, зачем телепату нужны замочные скважины.
Страна немых
Чтобы игра не оказалась слишком уж простой, авторам пришлось компенсировать отсутствие сюрпризов просто запредельным количеством врагов. Охраняемый мост превращен в кишащий фрицами муравейник, одна пара сапог чуть ли не на каждые два квадратных метра.
Теоретически в таких условиях от постоянного гама голосов должно быть шумно, как на вокзале. Однако вокруг нас все чаще тишина. Немецко-фашистские захватчики (да и все прочие тоже) вообще не разговаривают друг с другом, и единственный способ их разговорить – это заставить их обратиться к нам. И даже в последнем случае они весьма немногословны: «Хальт! Диверсант! Тревога!».
При этом между собой они все-таки общаются: бот обнаруживает тело павшего от нашей меткой пули товарища. Он начинает нервничать, бежит к ближайшему соратнику, беззвучно сообщает тому о происшедшем, после чего тот тоже начинает тревожно суетиться. Или вот: на скамейке сидят два явно подвыпивших солдата и раскачиваются в такт чему-то неслышному, наверняка собственному отсутствующему пению. Неужели личный состав вермахта освоил ультразвук? Кстати, мы ведь тоже их подзываем свистом.
Иногда разведчик может и провалиться, причем не только в переносном смысле.Зачем куда-то идти, если здесь такой отличный пейзаж!?
Откуда растут руки
Но главная, наверное, беда СШ – это на редкость неповоротливый игровой интерфейс. Во-первых, здесь процветает пиксель-хантинг: для того, чтобы всего лишь открыть (или же закрыть) дверь, надо подойти к ней строго на заданное расстояние. Чуть ближе, чуть дальше – и она уже неинтерактивна. После того как мы, потолкавшись у дверного проема, все-таки нашли нужную точку, надо отдельной клавишей открыть меню действий и колесиком мыши выбрать там желаемое (ничего не делать, открыть дверь, заглянуть в замочную скважину, поставить ловушку). Черт с ней с дверью, она от нас никуда не денется, но чтобы оглушить противника, нам нужно провернуть все те же операции. А враг, между прочим, еще и склонен передвигаться. Так что на простейшее действие запросто может уйти пять-десять попыток. А если учесть, сколь часто нам тут надо кого-то обезвредить...
Вообще у игры есть еще множество недостатков разной степени значительности, придирчивый игрок здесь долго не задержится и вскоре вернется обратно к Splinter Cell и Hitman. Или, если на то пошло, к Commandos.Но СШ создана ради имперского колорита, и этим она одарит игрока сполна. Именно из-за этого настроения от игры практически невозможно оторваться, не пройдя ее до конца, причем, разумеется, на максимальном уровне сложности, ведь в этом жанре просто не имеет смысла выбирать другие. Шпионы обязательно умрут, и мы им в этом поможем.
ЛОБОВАЯ АТАКА
Теоретически игра позволяет вообще не прятаться, а пройти любую миссию, просто атакуя в лоб. Поскольку у павших врагов можно забирать оружие и боеприпасы, то очень скоро наши карманы начинают буквально ломиться от гранат и автоматных магазинов. Аптечки, правда, по уровню не разложены. При лечении та единственная, что мы принесли из-за линии фронта, не тратится, просто расходуется время. Надо искать укромный уголок либо просто не давать противнику в себя попадать. Если быстро реагировать и вовремя перезаряжать оружие, то это вполне реально.
С другой стороны, игра все-таки не планировалась в качестве шутера, потому эта часть рудиментарна. Противник не умеет использовать укрытия, стрелять из-за угла и т.п. Он может запросто метнуть гранату себе под ноги и уложить всю группу достаточно быстрого реагирования. Да и наш герой тоже движется с трудом и совсем не похож на отличника боевой и спортивной подготовки. Потому ему лучше не строить из себя голливудского супермена, а продолжать череду переодеваний.
1453 Прочтений • [Обзор игры Смерть Шпионам] [11.04.2012] [Комментариев: 0]