Как упоительны на хонсю вечера
Не знаю как вы, а я в детстве, не испорченном компьютерами, очень любил играть в солдатиков – и даже сдавал молочные бутылки (те самые, с крышечками из фольги), чтобы на вырученные деньги прикупить пополнение коллекции. Эту железно-пластмассо-резиновую армию я разбивал на отряды со строгой субординацией и устраивал воображаемое побоище среди кубиков, обуви и прочего хлама, призванного изображать пересеченную местность. Кто-то из моих знакомых, даже повзрослев, продолжает тратить деньги на оловянные фигурки и их покраску – только теперь это проходит по разряду экзотических хобби с сопутствующей макулатурой про космодесантников. Ну а я давнюю страсть реализовал в компьютерных стратегиях.
Ранние RTS, при этом, нужных ощущений не обеспечивали – слишком мало в них давали воинов, ограничивая как их общее количество, так и размер отрядов. Что-то похожее на настоящие сражения обнаружилось только в Age of Empires 2: в одно подразделение можно добавить десятки солдат, после чего задать им строй и поведение, а люди не кажутся великанами на фоне зданий.
Ну а настоящее счастье наступило, когда я открыл для себя Total War. Тут имелось все, что только можно пожелать: сражения тысячных армий, влияние погоды, местности, боевого духа и усталости войск на их эффективность, да в придачу – глобальный режим в духе любимых пошаговых стратегий!
Сегодня Total War исполнилось уже 11 лет – кто бы мог подумать, что формула «глобальная карта плюс тактические сражения» окажется столь долгоиграющей и ничего похожего по размаху за все это время так и не появится. Сегодня уж – и подавно: ситуация на рынке очень сильно изменилась, и Shogun 2 – представитель исчезающего вида, одна из последних игр-мастодонтов, возможных только на PC. Кажется, уже все жанры перебрались на консоли, включая MMORPG и RTS, и лишь упрямые британцы долгие годы продолжают выпускать одну и ту же игру (и чем быстрее все забудут про Stormrise, тем лучше). Отметить юбилей своего детища в The Creative Assembly решили нетривиальным образом: воссоздать самую первую игру сериала, Shogun, с помощью современных технологий и добавить в нее все новшества, которые появились в ходе эволюции Total War. И именно отсюда произрастают как достоинства, так и серьезные проблемы новой стратегии.
Российское издание
«1С-Софтклаб», помимо стандартного «джевела», выпускает коллекционное издание, в котором, кроме DVD с игрой, содержатся эксклюзивный 48-страничный артбук и напечатанная на шелке карта Японии. Кроме того, в его состав включены коды, позволяющие загрузить следующие материалы: «Новый клан ниндзя», «Историческое сражение – битва при Нагасино», «Особая броня», «Дополнительный опыт для персонажа».
Вдохновляющие речи перед битвой генералы произносят не абы как, а в зависимости от того, где и с кем сражаешься и насколько натянутые отношения у вашего клана именно с этим противником.Найм каждого нового вида войск сопровождается видеороликом с кратким рассказом про его достоинства. Воины-монахи, во-первых, сильнее обычных самураев с нагинатами, и к тому же умеют вселять ужас во врагов.
Дополнение к дипломатическим возможностям – обмен заложниками. Если вы вдруг нарушите мирный договор, оставленного в залог добрых намерений наследника казнят.Изучение каждого «навыка» клана занимает кучу ходов, но и бонусы очень полезны: например, прибавка меткости всем дальнобойным юнитам.
Как поссорились Кюсю и Сикоку
Итак, Япония, середина XVI века. Европейцы уже успели открыть Америку и плавают на многопушечных галеонах, но в Стране восходящего солнца, изолированной от остального мира, все остается верным традициям: страна поделена между множеством враждующих кланов, во главе которых стоят крупные землевладельцы. Формально над всеми вот уже на протяжении двухсот лет главенствует сегунат Асикага (сегун – верховный правитель, в отличие от императора не имеющий божественного статуса), но многим феодалам такое положение вещей не по нраву, и фактически Киото не имеет над ними никакой власти. В истории страны случалось уже немало междоусобиц, и тот князь-дайме, что сумеет разбить остальных соперников и объединить всю Японию, станет новым сегуном и заложит собственную династию. Последовавшие события стали известны как «Сэнгоку Дзидай» («Эпоха воюющих провинций»), и через несколько десятков лет боевых действий к власти пришел клан Токугава. Но Total War – это всегда возможность изменить историю, и игрок может привести к триумфу любой из восьми «великих» кланов.
Собственно, уже на этом этапе повторяется проблема предыдущей серии, Empire: да, все стороны начинают в разных условиях (у кого-то под боком торговые пути в Китай и Индонезию, кто-то, наоборот, изначально окружен враждебными соседями и не имеет выхода к морю), но кардинальных отличий между какими-нибудь Хаттори и Имагава нет. Да, у них есть уникальные юниты, но всего по одному на клан, и армиями из одних только элитных мечников войну все равно не выиграешь. Сравните это с разнообразием Rome или Medieval 2: о том, чтобы кочевники сражались так же, как рыцарские войска европейцев, и речи не шло, не говоря о множестве смешанных вариантов.
Ну да ладно, выбираем «зелененьких» Симадзу: они и расположились удачно, на краю карты, откуда так удобно начинать собирание земель, и к тому же почти с самого начала способны нанимать очень сильных самураев с катанами. Не успеваешь освоиться и захватить соседнюю провинцию, как все окрестные кланы объявляют войну: видимо, не только тебе пришла в голову мысль захватить сперва остров Кюсю и потом уже примеряться к остальным.
Осваиваться, на самом деле, есть с чем: в городах возможностей для строительства крайне мало, заложили буддистский храм для успокоения населения, забудьте про самурайское додзе – и, следовательно, более сильные войска!
С ростом числа жителей и постройкой замков следующей ступени появляются новые «слоты», но доступных для возведения зданий все равно гораздо больше, а некоторые юниты требуют особого сочетания: так, для найма конницы разных видов нужны не только конюшни, но и школа копейщиков-мечников-лучников. В самих провинциях, помимо улучшения дорог и рисовых полей, необходимо осваивать уникальные ресурсы: залежи руды или, например, табуны чистокровных жеребцов. В итоге каждое из владений специализируешь под определенные задачи: тут вот у нас кузница (дает бонусы к атаке и броне юнитов) и нанимаются «героические» самураи с копьями, а здесь экономический центр, с торговым портом и рынком.
Выбор пути развития клана (пришедший на смену изучению технологий в Empire) подкидывает непростые дилеммы: сосредоточитесь на «бусидо», и войска получат особые умения, откроются недоступные ранее постройки и с ними – новые юниты, предпочтете «чи» – население станет меньше бунтовать, улучшится сбор налогов, наладятся торговля и сельское хозяйство. К тому же одно сильно завязано на другое – когда еды не хватает, армиям нечего есть и нельзя строить новые твердыни, а не изучишь методы репрессий – жди постоянных бунтов. Периодически случающиеся «события» также позволяют сделать выбор: раздать ли избыток урожая на радость крестьянам, или сохранить рис на случай внезапного мора.
Все это игре пошло только на пользу: каждый выбор более очевиден, не нужно морочиться с постройкой университетов и управлением «джентльменами», строить в провинциях (и перебирать их все каждый ход!) большую часть времени ничего не надо, и можно сосредоточиться на тотальной войне, обещанной в названии. Вам, прямо скажем, не оставляют выбора: когда в Shogun 2 ни с кем не воюешь, становится невероятно скучно. Но если вы так хотите экономических графиков и размышлений над составом кабинета министров – купите Victoria II, честное слово.
Герои Сэнгоку
Перед выходом игры разработчики интриговали всех обещанием ввести в игру неких «героических» юнитов, не вдаваясь в подробности, – перед глазами вставали образы одинокого самурая, в одиночку разбрасывающего вражеские войска с помощью особых умений. На самом деле, это всего лишь элитные отряды в три раза меньшей численности, чем обычно, но с очень сильными юнитами. Обидно – ведь этот исторический период богат на настоящих героев и злодеев вроде Ода Нобунаги, и возможность ввести их в сражения могла бы стать новым этапом в развитии сериала.
Если разрешить крестьянам мигрировать в города и становиться ремесленниками, то увеличится число производимых товаров и, следовательно, доходы от торговли. Но через несколько ходов ждите неурожая – ведь за рисом приглядывать некому!На глобальной карте теперь можно менять ракурс камеры, но практической пользы от этого никакой. Разве что захотите полюбоваться прибоем. В верхнем углу светится иконка особого события – народ настолько вдохновился победами дайме, что на протяжении десяти ходов во всех провинциях можно тренировать на один отряд больше.
При всей бестолковости ИИ, это пример выдающего безрассудства: решив, видимо, что терять нечего, вражеский генерал и его телохранители слезли с лошадей и полезли на стену.Финал сражения за крепость: из всего гарнизона уцелело 16 человек, но они своей отвагой обратили в бегство несколько сотен нападавших.
Войны клАнические
Вернемся к моей кампании: пока я захватывал стартовый остров, издалека приходили вести об уничтожении других кланов, но вскоре передел земель закончился, и наступила тишь да благодать, все усиленно принялись дружить и торговать друг с другом. Нажимать на «конец хода» и копить деньги, которые все равно некуда тратить, быстро надоело, поэтому пришлось напасть на парочку кланов поменьше и экспроприировать их города. Тут-то и сработал скрипт: слава о подвигах Симадзу достигла самой столицы, сегун, испуганный появлением потенциального узурпатора, объявляет войну, и ее тут же поддерживают все уцелевшие кланы.
Внезапно выяснилось, что ИИ все же умеет использовать ниндзя для уничтожения чужих генералов, догадывается не гробить армии под стенами неприступных замков и вообще координировать усилия. Пограничные провинции в огне, казна почти что опустошена расходами на содержание армии, а у самой столицы клана, не прикрытой никакими войсками, вдруг с моря высадился экспедиционный корпус Токугава – наконец-то выбранная высокая сложность стала себя оправдывать. С другой стороны, пока ваш клан не объявят врагом государства, компьютерные соперники отчаянно тупят, гоняют туда-сюда войска без особой цели, совершенно не развивают экономику и постоянно допускают возрождение уже покоренных врагов. Игра становится интересной ровно в тот момент, когда ей пора заканчиваться: отобьетесь от самых ярых противников (воевать они все равно не умеют, об этом чуть дальше), захватите Киото – и пожалуйста, вы сегун, примите поздравления.
И все бы хорошо, если бы акцент на сражениях оправдывал себя, но увы, тут никаких неожиданностей. Так, упразднили систему укрытий в зданиях: нет как самих построек (редко-редко встретится храм, повышающий боевой дух солдат), так и артиллерии, способных их разрушать. Видов войск всего пять: если лучники, конница, копейщики и мечники находятся в понятных взаимоотношениях друг с другом, есть еще воины с нагинатами, не столь сильные против кавалерии, но и способные дать отпор мечникам. Отдельный подвид – ополченцы-асигару, которых можно набирать сотнями в любом городе, но они бегут с поля боя, потеряв лишь треть отряда, поэтому все армии на поздних этапах состоят из самураев разного вида в равных пропорциях, и битвы становятся жутко однообразными.
Со столь ограниченным набором воинов компьютерные генералы применяют только два вида тактики: ломануться всей армией вперед и угодить в классический «котел», либо залезть на какой-нибудь холм и дожидаться там.
Приходится выманивать его оттуда лучниками, как будто одиннадцать лет и не прошло. В осадах же, которые так нахваливали перед выходом игры, все совсем грустно: ИИ-юниты застревают под стенами или прячутся в лесах на краю карты, даже не пытаясь идти на штурм, неспособны сосредоточить силы на одном участке, и, в общем, это верный способ угробить пару тысяч компьютерных солдат силами маленького гарнизона.
Западные варвары
Японцы как раз в означенный период столкнулись с португальскими торговцами и миссионерами, и у каждого клана в игре есть возможность построить порт для торговли с гайдзинами, чтобы получить доступ к огнестрельному оружию. Но при этом придется разбираться с активным распространением христианства и постоянными волнениями на религиозной почве – так что трижды подумайте, стоит ли оно того.
Пример выдержки из энциклопедии: тут нам рассказывают про редчайшее явление, женщин-самураев. Такой отряд появляется в гарнизоне крепости предпоследнего «уровня».Морские сражения все так же выглядят невероятно, но смысла лично участвовать в них еще меньше, чем в Empire – все равно особо плыть некуда.
Обновленный мультиплеер. Выбрали провинцию для атаки, выиграли битву против случайного соперника-игрока – бонус к атаке будет ваш.В сетевой игре нужно создавать собственного аватара. Новые доспехи ему выдаются за получение «достижений» в одиночной кампании, а за выигранные битвы против других игроков – новые умения. Подробности в следующем номере.
Чудна Фудзи при тихой погоде
Что не вызывает нареканий, так это новоявленная система прокачки генералов и агентов. Вариантов развития много, можно как сделать из военачальника специалиста по командованию пехотой или осадам, так и усилить его самого вместе с телохранителями. При этом половину умений все равно не изучишь, а для получения очередной «звездочки» придется выиграть немало боев: специализация, в духе всей игры, ключ ко всему. У ниндзей, мецке (таких «особистов», ловящих ниндзя и подкупающих вражеских генералов), монахов и гейш способностей поменьше, но терять опытного агента всегда очень неприятно – нового пока еще натренируешь. Правда, почему-то исчезли возможности, имевшиеся в ранних частях: захват пленников и получение выкупа за них или ронины-наемники – более дорогие и не восстанавливающиеся, но и не требующие тренировки войска.
Замечательная стилизация – еще одно неоспоримое достоинство Shogun 2.
Загрузочные экраны с яркими иллюстрациями и предсмертными хайку, матерчатая карта страны, по мере исследования оживающая на глазах, откликающиеся на японском юниты, привязанные к событиям ролики и превосходная музыка, всегда соответствующая моменту. А какая тут шикарная встроенная энциклопедия!
Но здесь же кроется и подвох: сама идея сделать ремейк сыграла с The Creative Assembly злую шутку. Если перечитать старые интервью, Япония в качестве места действия самой первой Total War была выбрана отнюдь не случайно.
На прошлом рубеже десятилетий студия не располагала солидными финансами, да и сам проект выглядел очень рискованным – целый новый жанр все-таки.
Первый способ подстраховаться – редко появляющийся в PC-играх временной период, ведь от стратегий про эльфов и роботов к тому времени всех уже тошнило. Небольшие размеры страны тоже оказались на руку – не нужно придумывать десятки городов, местность более-менее одинаковая – леса да горы, реки и морское побережье. Наконец, армии у враждующих сторон совершенно одинаковые – значит, меньше мороки с отладкой баланса и отрисовкой разных юнитов, но к этому никто не сможет придраться, историческая достоверность, как-никак.
Все это позволило сократить расходы на разработку и уменьшить риски, но главное было другое: сама игра получилась революционной и взорвала рынок стратегий, переполненный клонами StarCraft. И уже в следующей части, Medieval, студия перенесла успешную формулу в другой временной период, за счет чего создала уникальные стороны конфликта, со своими плюсами и минусами (плюс ввела сильное влияние религии).
В Rome сериал не только успешно перенесли в третье измерение, но и добавили нациям еще больше индивидуальности, в Medieval 2 развитие было забуксовало, но великолепное дополнение Kingdoms все искупило: по сути, в нем содержалось сразу четыре разных игры со своими правилами. Empire – очередной рывок вперед. Новая, огнестрельная эпоха, почти что весь земной шар как театр военных действий, и морские сражения. Даже в Napoleon, и тут умудрились добавить кампанию по сети – то, что фанаты просили еще с зарождения сериала.
И на всем этом историческом фоне Shogun 2 – серьезный шаг назад. Нового в ней, не считая системы прокачки, почти нет, а многие возможности, наоборот, отсутствуют – ограничения выбранного места и времени. Прохождение кампании, безусловно, принесет вам немало интересных часов, но выбрать другой клан и начать покорение Японии сначала не мотивирует вообще ничего: вы уже видели все, что способна предложить игра.
В мультиплеере, безусловно, все стало сильно занятнее, но на момент написания рецензии серверы пустуют, так что подробный разбор сетевых режимов ждите в следующем номере.
Шогунопедия
В Shogun 2, на манер Civilopedia из понятно какого сериала, содержится подробная встроенная энциклопедия, где можно найти информацию про историю Японии и все кланы, подробные описания юнитов и особенностей игрового процесса, и все это с удобным оглавлением и системой гиперссылок. Не сказать, правда, что в нее часто заглядываешь – все и так очень удобно и понятно даже для новичков.
2112 Прочтений • [Обзор игры Total War: Shogun 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]