Хорошую игру хочешь снова и снова, но каждое утро – вызов вашим отношениям. Загрузите ли вы сейв, продлив удовольствие, или бросите надоевшее развлечение и найдете новое? Увы, пресытиться Shogun 2 слишком просто.
Первая ночь с Shogun 2 чудесна – о ней вы могли прочитать в позапрошлом номере «СИ». Самурайские армии, идущие маршем по феодальной Японии, легендарные битвы Оды Нобунаги и Такеды Сингена приятно щекочут едва ли не позабытые с детства чувства. Помню, рассматривал книжку с описанием восточных видов оружия – и представлял себе, как выглядят сражения самураев с нагинатами наперевес. Что ж, мечты сбываются. Первые десять часов за Shogun 2 – пора чудесных открытий. Так хочется попробовать все – и пехоту, и конницу, и ниндзя и инквизиторов-мецке, и флот, и осаду замков. А потом игра исчерпывает себя – Япония заканчивается.
Конечно, полная версия игры куда богаче, чем демоверсия, которую я изучал пару месяцев назад. Отчетливее видно: Shogun 2 презирает роль личностей в истории, зато хорошо симулирует исторические процессы. Уж сколько даймё-князей я победил на пути к титулу сёгуна – и всех по-разному. Мелких, на одну-две провинции, конечно, можно и покорить силой, как я делал в демке. Но неожиданно эффективна дипломатия: союзники и вассалы действительно умеют воевать, готовы защищать ваши владения и способны расширять собственную территорию. А больше всего мне нравится наблюдать, как разваливается мини-империя грозного соседа под моим мягким, но постоянным давлением. Да, он выставляет армию в три раза сильнее моей и непобедим на полях сражений. Но блокада портов, вылазки союзников, марширующие близ границ войска заставляют его держать самураев наготове – и экономика перенапрягается под тяжестью военных расходов. Раз так – провинции бунтуют, доходы в казну сокращаются еще больше, и все – можно спокойно переходить границу; плоды будущей победы созрели и готовы сами упасть в руки.
Иногда сражения проходят рядом с мирными домиками. Но редко.Как обычно в Total War, всю мощь игры осознаешь, опустив камеру на уровень отдельных солдат.
Экономическая система и вправду жестока, все контрасты выкручены на максимум – чтобы каждое ваше действие имело наглядный, немедленный и сильный эффект. Армия и флот потребляют чудовищно много денег – настолько, что выгодно распускать лишние отряды самураев, если в ближайшие пять-шесть ходов война не предвидится. Зато несоразмерно много денег приносит торговля с соседями – чуть ли не больше, чем все налоги с собственных подданных. Стоит подсесть на эту иглу, как оказывается: в случае войны блокада портов сильно снижает доходы, а если на вас нападает бывший партнер – так беда, банкротство не за горами! Выкрутишь налоги на максимум – восстанут крестьяне, да такими силами, что проще пару-тройку соседей вынести... В Shogun 2 слишком просто попасть в яму, которую усердно рыл другому. Другие глобальные стратегии, как правило, учитывают такие параметры, как блокада торговли или недовольство населения, настолько тонко, что и не разберешься, стоит ли тратить на них время. Здесь не так много цифр и статусов – но уж извольте следить за ними пристально.
Поначалу каждую вторую битву хочется отыгрывать самостоятельно, на поле боя. Не ради победы (честно говоря, автоподсчет результата на первых порах дает больше шансов) – чтобы понять, какие типы сражений интереснее всего брать на себя. Мне, например, по душе оборона – именно здесь человеческая голова имеет больше всего шансов против компьютерных болванчиков. Однажды мой генерал с одним отрядом крестьян-копейщиков и еще одним самураев-лучников столкнулся с впятеро большей армией. Отступать – некуда. Но в армии противника было десять пеших отрядов копейщиков и два эскадрона легкой конницы – ни стрелков, ни мечников. В итоге я в самом начале битвы спрятал лучников на вершине высокого холма, а на единственном пологом склоне выстроил в шеренгу пехоту. Генерал стоял сзади и подбадривал солдат – дескать, ни шагу назад. На равнине у меня не было бы никаких шансов (просто задавили бы массой), а благодаря рельефу местности я победил с соотношением потерь 800:70. В решающий момент, правда, пришлось рискнуть – спешить генерала и его охрану и отправить их на передовую. Но обошлось – герой выжил и даже получил новый уровень.
Борьба за ресурсы
Помимо того, что провинции (не все) производят уникальные товары, некоторые из них можно добыть за границей. Здесь не обойтись без флота, но парадоксальным образом его не нужно отправлять за море по-настоящему. Совсем рядом с тремя основными японскими островами есть шесть точек – мест, где можно «торговать» с иностранными купцами (китайскими, корейскими, филиппинскими). Нужно всего лишь построить торговые корабли (до пяти штук на один торговый пункт) и пришвартовать их к причалу. Одновременно его может занимать только один клан, поэтому соседи могут попробовать вас выгнать с хлебного места. Именно в такие моменты и нужен военный флот (все остальное время он обычно зря проедает деньги). Полученные уникальные ресурсы открывают доступ к более продвинутым юнитам, а также увеличивают доход от торговли.
По флагам можно определить численность вражеского войска. Считайте полоски!Самый верный путь к победе – найти и убить вражеского генерала. Боевой дух врагов испарится, и они все бросятся врассыпную.
Обороняться интересно именно потому, что условия разнятся от схватки к схватке. Но я быстро усвоил, что если на глобальной карте ваша армия стоит на мосту через реку, то и на поле боя вы окажетесь в самом выгодном положении из возможных. Естественная преграда, через которую можно переправиться в трех-четырех местах, позволяет сдерживать вдвое сильную армию. Как я и писал в превью, японские замки не столь уж грозны – для их штурма не требуется ломать стены или ворота, не нужны даже приставные лестницы. Но и здесь у обороняющихся есть преимущества. Во-первых, вы мобильнее. Стоит подождать, пока один-два вражеских отряда заберутся на стены и проникнут на первый уровень замка, а затем обрушиться на них всей мощью гарнизона и обратить в бегство до того, как к ним присоединятся подкрепления. Чем обширнее укрепления – тем проще заманить, запутать, разделить отряды врага и разбить поодиночке. Во-вторых, по штурмующим непрерывно ведут огонь башни замка – в случаях, когда армии с обеих сторон невелики, это очень важное подспорье. В любом случае, осаду замков стоит попробовать – в этом Shogun 2 принципиально отличается от Medieval или Rome. Атаковать (тем более, штурмовать крепости) сложнее, потому что в определенный момент вы просто запутаетесь, кто куда и зачем идет. Больше микроменеджмента – и в этом с компьютером сравнятся только лучшие мышекликеры. Как правило, перед схваткой я смотрю на составы армий и прикидываю, смогу ли я что-то выжать из разницы в составах. Если есть идеи плана атаки – отыгрываю нападение лично, если нет – отступаю или доверяю результат автоподсчету.
Увы, рельеф местности и роль (нападаете вы или защищаетесь) влияет на тактику куда больше, чем выбранный клан. В одних и тех условиях Такеда и Ода ведут себя совершенно одинаково. В этом, пожалуй, и кроется корень всех недостатков Shogun 2. Саша Трифонов, считает: кланы настолько одинаковы, что закончив игру единожды, нет никакого резона запускать кампанию еще раз. Исторически, наверное, это верно. Действительно, откуда в Японии возьмутся европейские рыцари и монгольская конница? Крестьяне и самураи, катаны и нагинаты, – набор возможных юнитов и тактик у всех кланов совершенно одинаков. Да, кому-то доступны улучшенные лучники, кому-то – продвинутые копейщики. Чуть лучше, чуть дешевле обычных юнитов. На стадии найма все равно умный даймё соблюдет баланс, а благодаря специализации лишь немного сэкономит на одном из типов. Поэтому по Хонсю, Сикоку и Кюсю (Хоккайдо в игре нет) ходят примерно одинаковые по составу армии. Хотя по качеству могут и различаться – не всегда есть время и деньги на обучение конницы или, например, самураев-лучников. Самое большое разочарование – это, пожалуй, огнестрельное оружие. Еще в детстве из романа (и сериала по его мотивам) «Сёгун» я узнал: аркебузы повлияли на японскую военную мысль так же радикально, как арбалеты – на европейскую. Огнестрельное оружие бесчестно – необученный крестьянин может легко убить опытного мастера меча, на тренировки которого ушли годы. Вот только в игре возня с аркебузирами не стоит затраченных усилий – лучники могут делать практически то же самое, а нанимать и содержать их гораздо проще. Пожалуй, лучший и единственный пример торжества огнестрельного оружия – битва при Нагасино (включена в список «исторических сражений» в игре). В ней аркебузиры стояли за частоколом и были прикрыты с флангов копейщиками. Враг отправил в атаку элитную конницу – которой, конечно, эта конструкция оказалась не по зубам. Увы, в кампании подобные ситуации возникают крайне редко – хотя, конечно, в определенный момент каждый приличный даймё включает в армию хотя бы пару отрядов аркебузиров.
Идентичность армий приводит к тому, что еще в начале кампании гибнет большая половина кланов, зато оставшиеся укрупняются, осваивают территорию в пять-семь провинций и на этом успокаиваются. Им невыгодно расширяться, нападая на равных. Из-за войны рухнет экономика; и даже в случае успеха противника поддержат соседи и не дадут выскочке усилиться. Наблюдаешь это – и становится ясно, почему же междоусобица в Японии длилась так долго. Без геймера, подозреваю, кампания не закончилась бы никогда. Помимо уже описанных механизмов ограничения роста (подсаживание на торговые доходы, дороговизна содержания войск) у игры есть еще одна ловушка для «собирателя всех японских земель» – событие Realm Divide. В определенный момент мне все надоело, потому что граница – на замке, каждый ход что-то строится, с дальними кланами я торгую, от ближних регулярно откусываю по провинции, и более-менее понятно, что в ближайшие часы все так и продолжится. Да еще и сообщения выскакивают – в том духе, что «император заметил ваши подвиги». Увы, рост параметра «слава» лишь приближал тот момент, когда уже все кланы Японии, включая нынешнего сёгуна, обратили на меня внимание. И тут – вы просто не представляете себе весь ужас. Все кланы, включая моих верных союзников и вассалов, одновременно объявляют войну. Торговые контракты – аннулированы. Вассалы не платят дань. Система безопасности на границе летит к чертям – нужно срочно спасать генералов, отступать из ловушек-замков вглубь собственной территории. Мириться и вообще как-то задействовать дипломатию бесполезно – даже если вы на один ход с кем-то подружитесь (в том числе и отдав в заложники ребенка), все равно вас предадут на следующий. И здесь уже начинается настоящая тотальная война. Самое интересное.
Мецке
У этих агентов две основные задачи – подкупать вражеские армии (и целые города) и уничтожать вражеских шпионов. Полезно добавить мецке к свите ценного генерала – его присутствие увеличит очки лояльности, а также защитит персону от убийц. Подкуп чужих войск особо ценен в тех случаях, когда некогда или негде пополнять армию, либо если вам срочно нужны генералы взамен павших в бою (просто так их нанять нельзя, только по событию). Как и ниндзя, мецке полезно прокачивать, хотя и на базовом уровне они способны натворить дел. А вот монахи разочаровали – ни манипуляции с религиозным сознанием, ни урон морали врага так толком и не пригодились.
Катаной так удобно рубить крестьян с жалкими пиками!
Еще один урок истории: чтобы объединить Японию, надо быть по-настоящему жестоким. Слабому даймё приходится думать о чести, защищать вассалов. У сильного есть один союзник – армия. В войне против всех придется огнем и мечом пройти по Японии, грабить и разрушать чужие города. Грабить – потому что это основной источник пополнения казны. Разрушать – чтобы враг не смог быстро пополнить силы и вернуться с новой армией. На передний план выходят инквизиторы-мецке – на заработанные грабежом деньги они покупают лояльность вражеских генералов. Но, признаюсь честно, первый мой Realm Divide закончился плачевно – я так и увяз в боях на границе, не в силах расширить территорию, не говоря уже о провозглашении себя сёгуном. Пришлось начать с середины игры и, следя за счетчиком славы, не набирать себе лишних провинций, а идти сразу на Киото. Такая тактика сработала: я успел уничтожить сёгунат Асикага и стать правителем Японии до того, как меня все начали ненавидеть. Игра, естественно, на этом не закончилась: требовалось захватить 25 провинций (при имевшихся у меня 13), но воевать стало гораздо легче. Ведь Киото легко оборонять – лучший замок в Японии, плюс есть пять слотов под обучение юнитов. Из столицы открыта дорога для набегов на соседние провинции – постоянный источник денег. Наконец, пока все враги пытаются отбить Киото, их тылы открыты для моих генералов. Именно в этот момент удовольствие от игры достигло пика. Я сражался на равных с лучшими армиями Японии, используя весь накопленный опыт. Приходилось учитывать такие вещи, как время подхода подкреплений и погоду, выбирать, какими армиями жертвовать, используя солдат как пушечное мясо, намеренно охотиться на «пятизвездочных» генералов и выбивать их из игры, проигрывая битву, но побеждая в войне. Выключать игру и ложиться спать? Ни за что! Ну еще один ход, ну пожалуйста!
А потом игра закончилась. Любое повторное прохождение выглядело бы точно так же – в отличие от Civilization, Victoria, да той же Medieval 2: Total War. Да, понятно, что в реальной Японии самураи воевали с самураями – никакого разнообразия. Но все-таки тактика и принципы ведения боя у кланов отличались. Здесь же Нобунага Ода и Синген Такеда – совершенно идентичные генералы, которых легко можно заменить и случайно сгенерированными. В отличие от самой первой Shogun: Total War, в игре практически нет ронинов – здесь самураев, оставшихся без господина, можно получить всего пару раз за кампанию, если повезет. Справедливости ради стоит заметить, что если аркебузиры в игре не столь сильны, то тема «черных кораблей» раскрыта на все сто процентов. Время от времени вам сообщают, что вдоль побережья плывут европейцы – и их неплохо бы захватить. Один мощный фрегат с десятками пушек оказывается сильнее, чем десять или даже двадцать японских суденышек, легко раскатывая весь ваш флот, – наглядное превосходство европейских технологий. Но вот, например, польза от принятия христианства мне совершенно неочевидна. Судьба Японии в любом случае решается на полях сражений, где одинаковые самураи режут самураев.
Я обязательно спрошу у разработчиков, почему они, вернувшись к теме первой игры, сделали продолжение столь компактным. В конце концов, есть же другая благодатная тема совсем рядом – эпоха «Троецарствия» в Китае. В тамошних междоусобных войнах были задействованы не только все регионы Поднебесной, но и соседи с юга и севера, кочевники Великой степи… Разнообразия – сколько угодно. И даже если посвящать игру Японии, то неплохо бы ввести в игру фактор соседей – в первую очередь, Китая и Кореи. Ведь объединитель страны, Тоётоми Хидэёси, разобравшись с внутренними врагами, повел армию как раз на континент. Было бы интересно увидеть и как слабый японский клан, получив поддержку Китая, штурмует стены Киото. Не слишком соответствует истории – но, в конце концов, в Medieval тоже карта Европы зачастую перекраивалась совершенно анекдотично.
Закончив Shogun 2, я удалил игру и – нет, не нашел себе новое развлечение – в который уже раз вернулся к любимой Football Manager 2011. Но интрижкой с игрой от Creative Assembly я все равно доволен. Пока я вел медленных самураев Врена от северной оконечности Хонсю к Киото, мне было очень, очень хорошо.
Ниндзя
Свежевылупившийся воин тени первого уровня способен разве что открывать ворота вражеских замков. Поэтому первые ходов десять его надо тупо прокачивать – давать бесполезные, но простые миссии, набирая очки опыта. Подняв уровень и выбрав полезные перки в дереве навыков, можно поручать ниндзе более сложные акции саботажа или же попробовать убить вражеского генерала. Помимо всего прочего, ниндзя (как и другие агенты) – отличный разведчик. Их всегда надо держать и на границе, и в глубине вражеской территории.
1470 Прочтений • [Обзор игры Total War: Shogun 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]