Игры, подобные Ship Simulator Extremes, живут в мире воспоминаний из самого глубокого детства. Из того времени, когда слово «игрушка» означало не плоский диск с дыркой посередине, а новенькую модель катера, блестящего на солнце свежей краской. Или бумажный кораблик, плывущий по весенним лужам. Таких «игрушек» здесь десятки. Можно кататься на них вдоль разных берегов, вертеть штурвал в разные стороны, бегать по палубе…
Как вы яхту назовете
Шумный порт Нью-Йорка, сияющий в ночи тысячами огней, с каждой секундой становится все меньше. Сухогруз «Титаник-младший» медленно, словно нехотя, выбирается из уютной гавани в неприветливые воды Атлантического океана. Убаюканный общим спокойствием, я лишь в последний момент замечаю торчащий из черной воды риф. Выкручиваю штурвал до упора, одновременно сбрасывая скорость, и гигантская туша корабля начинает натужно забирать вправо. Несколько секунд я наряженно жду удара, и лишь потом понимаю, что левый борт прошел в каких-то сантиметрах от подводной скалы. Пронесло…
А ведь могло и не пронести. В плане физики и поведения кораблей Ship Simulator Extremes, как и ее предшественницы, старается быть предельно честной – все-таки творения VSTEP изначально создаются как виртуальные тренажеры для будущих капитанов и штурманов. И лишь затем, после доработки напильником в сторону большей общедоступности, переправляются на прилавки игровых магазинов.
Если после этих слов вы вообразили себе супер-хардкорный симулятор, то спешу вас огорчить – на базовом уровне Ship Simulator Extremes можно усвоить минут за пять. Заучиваем пару кнопок для управления двигателями, цепко хватаемся мышью за штурвал – этого вполне хватит, чтобы пронестись вдоль берега и гордо ткнуться носом в причал. А многим от Ship Simulator Extremes большего и не надо.
Потом, конечно, всплывают всякие неприятные подробности. Например, что нефтяной танкер даже в спокойной воде маневрирует с изяществом пьяной черепахи. Или что управление некоторыми кораблями не в пример сложнее описанного выше. Или что давать команду «полный вперед» в шторм все-таки не стоит.
Корабли прорисованы отлично. Единственная проблема – людей на них вы так и не увидите.Плавание по Антарктике в любой момент может превратиться в лихой слалом между айсбергами.
Новая система прорисовки воды работает хорошо. Но вот интерьеры кораблей – это тихий ужас.Таран – оружие героев! В том числе и тех, кто находится на службе Гринпис.
Пароходик из Ромашково
Само собой, простым катанием на кораблях туда-сюда сыт не будешь (особенно если вы уже успели опробовать большинство этих танкеров и катеров в предыдущих версиях Ship Simulator). Поэтому VSTEP продолжает свои попытки разнообразить игровой процесс. Так, в Ship Simulator Extremes дебютировала новая система управления погодой. Надоело плавать по спокойной воде – не изволите заказать себе снег или туман? Или, может быть, шторм? А какой – сильный, умеренный, легкий? Дождь с градом добавлять?
Справедливости ради надо заметить, что все это разнообразие на деле сводится лишь к визуальным эффектам, мало влияющим на поведение корабля. Практической пользы нет – разве что вы захотите воссоздать картину «Девятый вал» с участием пассажирского лайнера или заработать морскую болезнь, не вставая со стула…
Еще одно новшество – три полноценных кампании, которые пришли на смену разрозненным миссиям (новые корабли и акватории, кстати, делались специально под них). Самая увлекательная – безусловно, та, что предлагает наняться на службу Гринпис. Согласитесь, не каждый день нам дают гоняться по Антарктике за китобоями-браконьерами или брать на таран судно предпринимателей, сливающих химические отходы прямо в море. VSTEP утверждает, что миссии основаны на реальных событиях, и делает все возможное, чтобы так и выглядело – к заданиям прилагаются репортажи журналистов о ваших геройствах и рассказы настоящих капитанов, участвовавших в подобных операциях.
Во второй кампании мы на туристическом лайнере совершаем переход до острова Бора-Бора (это в Тихом океане) и назад. Третья – по сути, несколько мини-кампаний, объединенных общей «рабочей» тематикой. Она тоже добавляет новый район – северное побережье Франции. Обещанного разработчиками кооператива с совместным прохождением заданий обнаружить не удалось – VSTEP обещает добавить его отдельным патчем. Так что мультиплеер по-прежнему сводится к возможности поплавать туда-сюда в компании друзей.
О РАЗРАБОТЧИКЕ
Голландская студия VSTEP была создана в 2002 году четырьмя студентами из Роттердама. Вместо того чтобы сделать очередной шутер или RTS, они решили заняться «серьезными играми» (этим термином принято называть всевозможные обучающие программы). Ставка себя оправдала – на данный момент в VSTEP работает 40 сотрудников, а на ее счету больше трех десятков проектов – линейки Ship Simulator, RescueSim (симулятор менеджера по снабжению порта, по желанию можно включать разные стихийные бедствия), DriveZone (для водителей), FireFighter (для пожарных) и другие.
Неудачная попытка встать на якорь закончилась бы катастрофой, если бы не глюк, позволяющий кораблю двигаться по суше.
Главный плюс «туристической» кампании – вставные эпизоды с гонками на катерах.Наблюдать за штормом с командного мостика гигантского танкера… Впечатляет, чего уж там.
Рисунки в учебнике
В каждой из кампаний есть свои интересные моменты, но они все равно не могут исправить главный недостаток Ship Simulator Extremes – несмотря на все старания разработчиков, их игра остается виртуальным пособием для будущих капитанов. Учебником «Занимательное флотоводство для начинающих». Да, здесь есть детально воссозданные интерьеры множества различных кораблей. Есть настоящее звездное небо, по которому, если верить разработчикам, можно прокладывать курс. Есть подробная справка на каждый корабль, из которой можно узнать весьма интересные сведения…
Но игры как таковой в Ship Simulator Extremes крайне мало. Две трети миссий (за редким исключением) – это путешествие из пункта А в пункт Б. Причем во времени нас не ограничивают, а утопить корабль практически невозможно. А после этих заданий остается только любоваться погодными эффектами и пересчитывать кнопки на пульте управления.
Учебник можно с интересом пролистать, полюбовавшись на яркие иллюстрации, и даже, возможно, найти пару интересных абзацев где-то в середине. Но потом он становится скучен и приходится развлекать себя самостоятельно, придумывая, как бы половчее подрисовать рога портрету на первой странице. Так и в случае с Ship Simulator Extremes. Если вы рано или поздно не обнаружите, что пытаетесь ради интереса разбить сухогруз о скалы или пересечь Атлантику на прогулочном катере, то вы – преданный фанат морского дела.
Пора на сушу
Говорю это, кстати, без малейшей иронии. Потому что отношение к Ship Simulator Extremes целиком определяется вашим интересом к кораблям в целом. Для большинства творение VSTEP – лишь возможность узнать, сколько кнопок в кабине патрульного катера военно-морских сил Нидерландов. Для тех, кто всерьез решил попробовать себя в роли виртуального капитана, – занятие на довольно долгое время. Для тех, кто с творчеством VSTEP был знаком и раньше, – несколько дополнительных кораблей и акваторий.
P.S. Процесс установки игры – сам по себе неплохой симулятор бета-тестера. Сталкиваемся с проблемой, выясняем на форуме, как ее решить, делаем все как надо – и сталкиваемся со следующей. Да и в самой игре, если не устанавливать оперативно выпущенный разработчиками патч, багов тоже хватает.
В нашем флоту прибыло
Orient Star
Макс.скорость: 22 узла (39,5 км/ч)
Размеры: 293x33,5 метров
Типовой пассажирский лайнер, вмещающий 2 тысячи пассажиров плюс 650 человек команды. Подобные суда активно используются для морских круизов в США. К услугам отдыхающих – бар, ресторан, бассейн и даже баскетбольная площадка на верхней палубе.
Ocean Prince
Макс.скорость: 19,5 узлов (35 км/ч)
Размеры: 288x49 метров
Один из героев «рабочей» кампании, корабль для перевозки сжиженного газа. Емкость гигантских полусфер – 157 тысяч кубометров, температура внутри – минус 160 градусов. При необходимости газ может быть переработан на топливо для корабля.
Rainbow Warrior III
Макс.скорость: 16 узлов (30 км/ч)
Размеры: 57x12 метров
Судно, специально спроектированное по заказу Гринпис, его спуск на воду должен состояться в 2011 году. Предназначено для выполнения миссий в условиях экстремальных погодных условий. Имеет вертолетную площадку, способно спускать шлюпки на воду даже при сильном шторме. Его основная задача – доставка активистов Гринпис в район «боевых действий» и высадка «десанта» на вышеупомянутых шлюпках. Является наследником выполнявших те же функции Rainbow Warrior (построен в 1955) и Rainbow Warrior II (построен в 1957, куплен Гринпис в 1959).
Esperanza
Макс.скорость: 16 узлов (30 км/ч)
Размеры: 72,3x14 метров
Судно построено в 1984 году в Гданьске по заказу СССР, изначально предназначено для тушения пожаров на других кораблях. В 2002 году выкуплено Гринпис. Используется и как транспорт, и как «наступательное оружие» во время акций, когда активисты обстреливают другие корабли из водяных пушек.