Выпуск сиквелов – дело нехитрое. Не то что бы простое, но и не бог весть что. Исходная концепция сохраняется, обрастая небольшим количеством новых возможностей, самые неудачные моменты шлифуются, после чего все это оборачивается в современную графику, дополняется новым контентом и отправляется в магазин. Будучи типичным сиквелом, Savage 2 построен именно по такой схеме. Но кто сказал, что это плохо?
Как и в первой части, каждый игровой матч Savage 2 – это эпизод извечного сражения между Легионом Человека (Legion of Man) и Звериной Ордой (Beast Horde). Перед началом схватки участнику битвы сначала следует определиться, за какую из сторон конфликта он собирается выступить, а затем отдать свой голос за одного из кандидатов на пост командира или же предложить на эту должность себя. У командующих – особая роль. Пока остальные игроки бегают по карте, пытаясь порубить друг друга в капусту, лидеры команд играют в RTS. Для них все остальные игроки – просто юниты, постоянно умирающий ресурс, необходимый для достижения победы. Они строят базу, отдают приказы и изредка помогают своим подопечным «дружественной» магией. Играющие же за рядовых бойцов занимаются исключительно тем, чем должны заниматься юниты – войной. С перспективой от первого (если в руках дальнобойное оружие) или от третьего (в случае, когда выбрано оружие ближнего боя) лица. Для них все указания командующего видны, как сияющие столбы света. Зеленые – иди туда, красные – атакуй это. Нужно ли выполнять команды «начальства» или нет, каждый решает сам для себя, исходя из сиюминутной ситуации, то есть, фактически, командиру доступно лишь «непрямое управление» другими игроками. Матч заканчивается с уничтожением главного здания одной из сторон. В общем, суть Savage не изменилась, и это хорошо. Любите адреналин, риск и PvP? Играйте в шутер/слешер в качестве «юнита». Не дают покоя лавры великого полководца? Зарекомендуйте себя хорошим командиром, и люди сами будут просить вас «постратежничать» для команды.
Savage: The Battle for Newerth
История первой части Savage может служить наглядным путеводителем по граблям, на которые наступает молодая команда разработчиков, решившая выпустить неординарную игру. Однако, что примечательно, источником всех бед стала не концепция или ее реализация, а… изначально неправильное позиционирование игры на рынке. Savage: Battle for Newerth продвигалась как ММО, просила денег как ММО (читай – требовала стандартную для жанра помесячную абонплату в $14.95), но при этом ММО не являлась и не обладала теми характеристиками, которые заставляют людей отдавать свои кровные каждый месяц. Как результат – соответствующей аудиторией игра была отвергнута после окончания бесплатного месяца, дальнейшую подписку оформляли единицы, и судьба проекта повисла на волоске.
А суть проблемы оказалась в том, что на самом деле Savage является не массивно-мультиплеерной, а просто мультиплеерной игрой через Интернет – разница принципиальна. В ММО-играх, как ни крути, краеугольным камнем становится социальный аспект, и именно ради него из месяца в месяц люди продолжают свою подписку на очередной онлайновый наркотик. В Savage социальный аспект отсутствовал, и вместе с неправильным позиционированием это едва не привело проект к закрытию.
Нет худа без добра: когда количество подписчиков достигло критически низкой отметки, S2 Games пересмотрела свои взгляды на проект. Абонплата была отменена, а права на публикацию игры были проданы издателям на местах (у нас Savage издавался компанией «Руссобит-М»), которые занялись активным привлечением новой аудитории. Вовремя выпущенный контентный патч 2.00е добавил несколько карт, новый тип зданий и юнитов-лекарей и помог вернуть старых игроков. Все это положительно сказалось на объемах продаж, так что серверы первого Savage живут и здравствуют в Интернете по сей день.
В Savage 2 игроки-юниты с подъемом уровня получили возможность улучшать свои характеристики, распределяя очки опыта по соответствующим графам и повышая доступное количество маны, выносливости и т.д.
Еще одно нововведение сиквела: у каждого типа юнитов индивидуальный набор уникальных способностей и свои способы достижения общей цели. Строители, помимо ремонта и постройки сооружений, также могут пригодиться в бою в качестве тыловиков, обеспечивая боеприпасами или маной свою команду. Другие классы тоже довольно разнообразны: разведчики, обычные наступательные воины, тяжелые наступательные единицы, лекари и осадные орудия. К примеру, юнит Орды Shape Shifter («Меняющий Форму») обладает как способностями наступательного воина Savage Легиона Людей (хотя и значительно уступает ему в силе), так и rogue-подобного Marksman. Вот только невидимости или возможности установить бомбу у Shape Shifter, в отличие от упомянутых бойцов Легиона, нет. Зато он может принимать облик вражеских воинов и, при желании, способен сам стать ходячей бомбой, принеся себя в жертву. Поддержкой у Орды занимаются Шаманы, способные лечить всех союзников в радиусе действия – этим они в корне отличаются от Жрецов Легиона, большинство заклятий которых работает на конкретную дружественную цель. Арсенал осадных юнитов расширился – теперь их по два типа на каждую фракцию. А вот аналога Вызывателя (Summoner), за которого сражается призываемое им существо, у людей просто нет. Всего в Savage 2 семь типов юнитов на каждую сторону.
Стоит упомянуть и еще одно нововведение – Порожденья Ада (Hellborn), доступные обеим фракциям. Для того чтобы получить к ним доступ, сначала нужно построить алтарь (Shrine) на «месте разлома» (Scar) – помимо золотых шахт, это еще один вид контрольных точек на карте, за которые будет вестись сражение. Hellborn покупаются не за золото, а за души убитых врагов. Порожденья Ада располагают кучей здоровья, толстой броней, полной устойчивостью к магии (правда, к дружественной магии это тоже относится) и невероятно мощными атаками. Однако пребывание этих демонов в материальном мире требует постоянной подпитки: количество их хит-поинтов постоянно уменьшается, а восстановить их можно, только собирая новые души поверженных врагов. Порожденья Ада способны переломить ход казалось бы безнадежного матча. Пока что доступно всего три типа Hellborn’ов: Revenant, Malafas и добавленный недавно в игру Devourer. Хотя Malafas является самым мощным из них, именно Devourer пользуется сейчас наибольшей народной любовью – благодаря тому, что он с каждой новой жертвой увеличивает свой размер и силу, будучи относительно недорогим (всего 7 душ против 20, требующихся для вызова Malafas). Это Порожденье Ада можно «откормить» до настоящей машины смерти.
Если начать разбирать Savage 2 на составляющие, то получается довольно странная картина. Как стратегия игра очень проста, если не сказать слаба: понятие «древа технологий» отсутствует, здания строятся строго одно за другим. Ресурс всего один – золото, а для его добычи достаточно просто возвести шахту на месте золотого рудника. Игра за командира полезна для команды, но достаточно скучна для самого играющего. Как шутеру Savage 2 тоже далеко до чистых представителей жанра: никаких rocket jump-ов и тому подобных хитроумных проявлений мастерства. Рукопашные схватки построены по схеме «толчок-блок-удар» c одним-единственным комбо-ударом – тоже далеко до шедевров вроде Blade of Darkness. Но будучи соединенными вместе, далеко не лучшие по отдельности шутер, стратегия и слэшер создают очень интересную игру. Увлекшись Savage 2, не замечаешь, как быстро летит время – а ведь на каждый матч уходит в среднем по полчаса. Конечно, игра имеет несколько недостатков, но они, в общем-то, легко исправимы, и, по словам Шона Карра, PR-менеджера S2Games, уже учтены разработчиками и будут исправлены в ближайшее время. Например, у обеих фракций почему-то одинакова озвучка – перекочевавшая из первой части «человеческая». Отчего не перенесли голосовые команды Орды – загадка.
Опять-таки, очень раздражает невозможность переизбрать голосованием командира в процессе матча, так что если вдруг команде в качестве командующего попался не очень хороший лидер, придется терпеть его до конца сражения или же ждать, пока он сам не сложит с себя полномочия. Это вдвойне странно, учитывая, что в Savage такая возможность была и активно использовалась при игре со случайной командой.
Из переписки с разработчиками В.: В Savage 2 предел команды – 17 человек, но в Savage: Battle for Newerth в каждой команде могло выступать до 32 человек. Почему вы понизили лимит игроков?
О.: Есть несколько факторов, которые привели к решению о понижении лимита игроков. Оставляя технические причины в стороне, мы хотели сделать Savage 2 более сосредоточенным на маленьких боях отдельных подразделений. В Savage 2 по-прежнему имеют место большие, эпические сражения, однако они теперь лучше управляемы и не становятся хаотичными. Классы вроде человеческого скаута (Marksman), которые полагаются на скрытность и часто пытаются незаметно проникнуть на вражескую базу, могли бы столкнуться с большими трудностями, если бы игроков на сервере было слишком много.
В.: После релиза Savage: Battle for Newerth вышел контентный патч 2.00e, который добавил в игру новые юниты, здания и т.д. Планируются ли такие «мини-дополнения» для Savage 2?
О.: В дополнение к регулярным патчам, изменяющим баланс, латающим технические дыры и привносящим новые возможности, мы будем добавлять в игру и более существенный контент. Еще до того как Savage 2 был выпущен, мы решили, что будем поддерживать игру как минимум год, вне зависимости от того, сколько копий нам удастся продать. Игроки, которые решат, что они не готовы покупать Savage 2 в его теперешнем состоянии, могут попробовать вернуться к игре через 6 месяцев и почувствовать, будто к игре вышел мини-сиквел с тонной новых особенностей и контента. В отличие от большинства ММО, которые требуют помесячную абонентскую плату за обеспечение такого рода контентных добавок, в Savage 2 они будут совершенно бесплатны.
Сейчас уже вышел первый контентный патч, который, наконец, добавил столь ожидаемую игроками поддержку клановых сражений. В определенном смысле клановые битвы подняли игровой процесс Savage 2 на новый уровень: ощущения от игры в уже «сыгранной» команде кардинально отличаются от таковых в игре со случайными людьми. В боях слаженных команд отсутствует хаотичность, создаваемая новичками, которые не знают, что делать и куда бежать. А голосовое общение (внутриигровые возможности позволяют пользоваться преимуществом голоса только командиру, но все опытные команды используют TeamSpeak/Ventrilo) является залогом того, что боец не обнаружит себя бегущим на толпу врагов в одиночестве из-за случайно отставших и не сумевших вовремя сообщить об этом спутников.
Несмотря на все это, Savage 2 вряд ли ожидает киберспортивное будущее, как, например, World in Conflict. И основная причина тому – в деньгах. S2Games не имеет тех финансовых ресурсов, что есть у Massive Entertainment/Sierra или богатых спонсоров вроде Intel. Организация и проведение всевозможных турниров требует довольно крупных вложений, а у независимого разработчика (который к тому же самостоятельно занимается цифровой дистрибуцией своего продукта) их, само собой, нет. А жаль, ведь детальная статистика по каждому игроку, доступная на официальном сайте игры, плюс возможность просмотреть записи любого сыгранного матча дают просто огромные возможности для совершенствования своего мастерства. Savage 2, несомненно, удался как сиквел, и даже если рассматривать его абсолютно обособленно, результат все равно удовлетворителен. Игровой процесс поднялся качественно, однако... почему-то разработчики нарастили игре совсем немного нового «мяса»: мало карт (3 было изначально, еще 2 добавили с первым контентным патчем), возможностей и разнообразия. Режим матча тоже всего один – domination. Вся надежда на моддеров: в списке неофициальных серверов иногда проскакивают «арены» – самодельные дуэльные карты для двоих игроков. В любом случае, проживет Savage 2 год или много больше – целиком зависит от разработчиков и от того, с какой скоростью они смогут наращивать пока что скудный контент.
Интересные факты о Savage 2Savage 2 распространяется исключительно через Интернет. Стоимость игры – $29.99, абонплата отсутствует.
У игры есть бесплатный пробный период – 5 часов. Просто зарегистрируйте аккаунт, и он автоматически станет доступен.
Версия Savage 2 для операционных систем семейства Linux доступна здесь.
В папке с игрой лежит инструментарий для создания различных модов – от переделок интерфейса «под себя» до создания самодельных карт и полной переделки всей игры.
954 Прочтений • [Обзор игры Savage 2: A Tortured Soul] [11.04.2012] [Комментариев: 0]