Обзор игры «Санитары подземелий 2: Охота за черным квадратом»
Мир «Санитаров подземелий» – причем это касается как первой части, так и продолжения – оставляет после себя двойственное впечатление. С одной стороны, мы имеем интересную и добротную (если не считать технического исполнения, где, по старой русской традиции, не все гладко) RPG, сделанную от души и с выдумкой. С другой – специфический
и, по большей части, несмешной юмор, а также нарочитое изобилие чернухи несколько портят картину. Конечно, о вкусах не спорят, но историю, где гомосеков на порядок больше, чем женщин, а немногие женщины кривляются хуже гомосеков, очень трудно назвать захватывающей. К тому же, регулярно педалируемая в «Санитарах» анально-фекальная тематика порядком утомляет.
Но это, пожалуй, единственный серьезный недостаток. Да, здешним диалогам далеко до такой классики западной «чернухи», как «Криминальное чтиво» или той же «Семьи Сопрано», однако сама сюжетная линия вышла довольно бодрой, хоть и отдает трэшем. Непросто найти другую RPG, где сюжет регулярно выделывал бы подобные кровавые кренделя и при этом каждый второй встречный с такой настойчивостью пытался обуть, подставить и поиметь главного героя. К счастью, наши персонажи,
курсант Кабан и сержант Хартман, – сами большие специалисты в этих делах, а еще у них есть друзья с пулеметами, поэтому в стремительно растущее по мере развития событий число потерпевших они так и не попадают.
Тонкая грань между add- on’ом и сиквелом
Изначально «Охота за черным квадратом» планировалась как дополнение к первой игре, однако в процессе разработки add-on’у присвоили внеочередное звание «сиквел».
В принципе, кое-какие основания для этого есть – нового контента действительно немало, однако поставить вторую часть в один ряд с первой все-таки не получится, даже несмотря на то, что обе они очень похожи по структуре (или же, наоборот, в силу этого).
Наглядная агитация в городе полицейских свидетельствует о преемственности поколений
Действие в обоих случаях начинается в поселке тюремного типа, где главному герою приходится много общаться и мало драться, затем следуют побег, прибытие в город Северный, встреча с резидентом Чернышом, потом масса всякой всячины, вступление в стройные ряды арийцев, снова масса всякой всячины – и финальная мегазачистка с применением рейлганов и заходом в подземелье. А на сладкое – эвакуация и благодарность от начальства.
По ходу игры, Хартман регулярно остается в одних трусах и в таком виде решает все вопросы
Тем не менее, если в первой части помимо Северного, Кройцвайзбурга и Промзоны было еще много разнообразных локаций, то теперь на них «слегка» сэкономили, и значительная доля игрового процесса проходит на небольших картах со случайными стычками. Это раньше нетрудно было накопить денег, набрать оружия и вполне успешно прокачать персонажей, просто продвигаясь по сценарию – теперь сюжетных миссий для этого недостаточно и приходится методично грабить караваны и уничтожать праздношатающиеся банды
на малюсеньких типовых картах. К сожалению, этот процесс довольно быстро надоедает, поскольку мощный рост совокупных боевых характеристик команды уже с четвертой-пятой стычки превращает его в избиение младенцев, а малые размеры локаций лишают возможности применять хоть какие-нибудь тактические хитрости. Обычно группу замечают сразу же, и приходится моментально приступать к бойне без особых изысков.
Самая главная премудрость в бою – сохранять шеренгу, иначе бойцы перестреляют друг друга
Выполняя все задания подряд, легко нарваться на подставу
Сказанное, разумеется, не означает, что новых локаций нет вообще – они есть. Но то, что игра стала существенно скучнее и однообразнее первой части, бесспорно. Доставшиеся «в наследство» территории в Северном и других населенных пунктах тоже используются весьма поверхностно. Второстепенные задания присутствуют, но все время не покидает ощущение, что «в прошлый раз здесь было намного интереснее».
В то же время, «Охота за черным квадратом» подталкивает нас к повторному прохождению при помощи сюжетных альтернатив. Кого лучше взять в напарники – таежного охотника Дерсу Узала или арийского огнеметчика? Обоих не получится. Через кого искать сюжетно важный предмет? Выберешь один путь – и остальные сюжетные ветки окажутся невостребованными. Это не говоря уже о многовариантности второстепенных квестов, не оказывающих кардинального воздействия на прохождение. Первая
игра была в этом смысле прямолинейнее.
Шапочка из фольги и жестяной мегафон – джентльменский набор вызывателя Ктулху
К кому-то из нас сейчас придет маленький пушной зверек из тундры
Сюжет «Охоты», по большей части, неплох, достаточно увлекателен и поддерживает интерес до самого финала, но, разумеется, без натяжек не обходится. Кроме того, на него оказали бесспорное влияние шедевры мегакиностудии Troma: разработчики решили, что раз уж они делают трэш, то позволено все, включая Ктулху. В принципе, несмотря на жуткую заезженность ктулхуозной (или ктулхуистической?) темы, получилось даже немножко смешно, но многие точно не поймут и зададут резонный вопрос: «Что это
было и зачем?»
Без лишних условностей
В «Охоте за черным квадратом» Гоблин все-таки смог реализовать свою первоначальную идею и отказаться от прокачки персонажей (к счастью, оставив для желающих такую возможность в альтернативном режиме). Теперь базовые характеристики остаются неизменными – их можно лишь временно поднимать с помощью стимуляторов. Улучшаются только некоторые показатели: привычка к тем или иным видам оружия, умение взламывать замки и авторитет. Последний растет при выполнении квестов, и неважно, действительно
ли принесла бы в реальности такая ситуация герою дополнительное уважение со стороны сокамерников обитателей планеты «Матросская тишина» или это очко ему подарено в качестве утешительного приза. Кроме того, данный параметр можно здорово повысить, надев на себя приличные вещи и взяв в руки «волыну» повнушительнее. Высокий уровень авторитета открывает дополнительные опции в диалогах, а также делает более выгодными условия купли-продажи.
Кувалда – лучшее оружие на начальных этапах игры…
… да и авторитет поднимает неплохо
Однако, если нет необходимости в прокачке, какой смысл в случайных битвах, на однообразие которых мы жаловались чуть выше? Дело в том, что личные показатели бойцов – это еще не все. Не менее (а то и более) важную роль играют оружие и снаряжение, а стычки приносят в больших количествах и то и другое. Особенно полезен в этом отношении грабеж караванов, благодаря которому можно очень быстро разжиться приличной броней, штурмовой винтовкой «Атас» и пулеметом «Каин», чтобы дальше элементарно
разрывать врагов на части.
Карта планеты просто кишит случайными стычками. Особенно полезны караваны…
…ведь там можно найти вот такую прелесть
Последнее, кстати, далеко не фигура речи. Кровищи здесь видимо-невидимо, а оторванные руки-ноги-головы – в порядке вещей. Для этого, в общем-то, даже не обязательно целиться в конкретные части тела, достаточно всего лишь взять оружие помощнее и/или использовать спецвозможности. Например, для пулеметчиков – стрельбу веером, задевающую сразу несколько целей, а для снайперов и стрелков – точные и особо точные выстрелы. Но больше всего способностей можно задействовать, орудуя мечом: тут вам и
смертельный выпад, и круговой удар, и пара приемов повышенной убойности.
При этом в стандартном режиме им. Гоблина спецатаки открываются по мере улучшения навыков владения конкретным оружием. Поскольку Хартман мастерски владеет всем, то у него они есть изначально, а вот в случае с его подручными приходится подождать, пока навык закрепится. В альтернативном режиме ролевой прокачки специальные атаки, наряду с другими возможностями, получаются через освоение дерева умений. Особняком стоит древо ремонтно-модификационных навыков оружия и брони – оно открывается постепенно в обоих
режимах.
Паровой огнеметный танк жжОт, но покататься на нем не дадут
Оставшаяся от древних поселенцев бесшумная снайперская винтовка «Карамультук» способна творить чудеса
В принципе, ремонтные навыки не особо полезны, поскольку денег в игре – море, а на починку даже самого лучшего снаряжения у мастеров уходят какие-то незначительные брызги. Тем не менее, потратить горы монет найдется куда: в случайных стычках Хартман систематически находит элементы оружия и экипировки, оставшиеся от древних колонистов «Матросской тишины». ТТХ этих образцов существенно выше, чем у любого оружия кустарного производства, но и их сборка у местных мастеров стоит миллионы.
* * *
Итак, оценка «Охоты за черным квадратом» зависит от того, в каком качестве ее рассматривать. Если просто как дополнение, то проект достоин всяческих похвал благодаря полноценному сюжету и достаточному (для дополнения) числу новых локаций и побочных квестов. Но если считать «Охоту» самостоятельным продуктом, то все не так радужно, ведь второй части просто не сравниться с первой. Более того, новая игра оказалась куда менее стабильной и более требовательной к «железу»,
чем предшественница, хотя радикального улучшения графики совершенно не наблюдается.
Кстати, «Санитары подземелий 2» зависает и вылетает (во всяком случае, на момент написания обзора) не менее охотно, чем Clear Sky. От дополнительного снижения оценки за нестабильность ее спасает исключительно то, что после перезагрузки игра продолжает работать, как ни в чем не бывало, в то время как приквел S.T.A.L.K.E.R. зачастую
предпочитал падать насовсем, без возможности дальнейшего прохождения.
В общем, особых откровений от «Охоты за черным квадратом» ожидать не стоит, но тем, кто с удовольствием прошел первую игру, несколько приятных вечеров она обеспечит.
3239 Прочтений • [Обзор игры «Санитары подземелий 2: Охота за черным квадратом»] [11.04.2012] [Комментариев: 0]