Неожиданно для всех разработчики решили не ограничиваться одной игрой и превратили Saints Row в мультиплатформенный сериал. Насколько же продолжение отличается от первой части?
Европейцы и американцы по-разному оценили Saints Row 2. В том плане, что оценки игра получила одинаково высокие, но каждый рецензент причислял к достоинствам то, что другой относил к недостаткам, и покупатель из-за подобной противоречивости нередко обращался за советом на форумы – мол, что не так с этой игрой, почему столько разных мнений? «Такой
должна была стать третья GTA – несерьезной, задорной, полной дешевого пафоса, ведущей игрока по сюжету, будто бы нарочно списанному с американских криминальных сериалов», – говорят одни. «GTA – это дорогой голливудский блокбастер, в то время как Saints Row – саркастический боевик, где, по сути, «криминальной» истории не так уж и много, зато навалом смешков над американским образом жизни и узнаваемых сюжетных стереотипов из тех же сериалов
про храбрых бандюг, одинаково ловко сражающихся и с бандами металлистов (на кулаках), и с якудза (нарубая друг друга катанами)», – отвечали другие. И то, и другое верно. Вообще же, лучшей рецензией на Saints Row 2 станет прямое перечисление того, что в этой игре можно сделать, с небольшой врезкой о том, чего делать не разрешают, и что хотелось бы, чтобы было в будущих выпусках. Список получился бы таким длинным, что не хватило бы и отведенных под рецензию трех журнальных полос. И,
конечно, это стало бы главным свидетельством того, что в плане свободы действия Saints Row 2 перещеголяла грозного конкурента в лице GTA IV, многим пожертвовав ради достижения этой цели.
Трактор – что твой танк! Зачем обгонять противников, если их можно просто уничтожить?Безлюдные улицы, отсутствие пробок на дорогах, полное игнорирование полицией правил дорожного движения и их нарушений… Volition есть над чем поработать
«Некрасиво» не значит «плохо»
Например, Saints Row 2 – некрасивая игра. Может показаться, что первая часть выглядела даже лучше, и это впечатление вовсе не обманчиво: текстуры высокого разрешения здесь можно встретить разве что на одежде, нелепо блестящей и все равно бедно и совершенно не нарядно выглядящей. Модели персонажей хороши разве что в редакторе, а когда доходит до дела,
вдруг выясняется, что внимательно подобранная походка героя, повадки, гримасы, черты его лица и телосложение – все это кошмарно, уродливо, неприемлемо для консолей нового поколения. То же самое можно сказать и про город, и про населяющих его людей, и про интерьеры, и про автомобили. К бедной, лишенной деталей, лоска и красоты графике Saints Row 2 потребуется привыкнуть, и привыкание это займет немало времени. Это – единственная серьезная беда Saints Row 2, и одновременно первое,
что бросается в глаза геймеру. Остается либо смириться, либо сразу отказаться от прохождения, потому что чем дальше, тем хуже. Камера полюбит крупные планы, а сценки станут раз от раза все драматичнее, и неуклюжим болванчикам придется по мере скудных сил отыгрывать эмоции и переживания. Несомненно, здешнему «кино» далеко до диалогов Нико и Романа, не в последнюю очередь потому, что персонажи новой Saints Row больше похожи на уродливых кукол, чем на людей.
Достоинства сиквела первой freeplay-игры на Xbox 360 в другом. Дурачество, нарочитая нереалистичность физики, взрывы на каждом шагу, возможность поучаствовать в уличных гонках, сидя за рулем трактора, прыжки с парашютом в высотном здании (именно в здании, внутри – мы не ошиблись), бандитские перестрелки и самая невероятная работа из всех когда-либо придуманных для видеоигр. В Saints Row вы зарабатывали на жизнь, бросаясь под колеса автомобиля, разоряя страховые компании? В сиквеле вы будете разрезать
таких жуликов бензопилой, а оператор местной телестудии попросит показать ему больше крови и насилия, «потому что иначе рейтинг у репортажа будет какой-то совсем низкий». Пока в интернет-сообществах обсуждают пошлость и вульгарность современных видеоигр, в Saints Row 2 предлагают защищать порнозвезд во время автограф-сессий и, создав героя-девушку, играть в ho-ing в VIP-комнатке казино. Только здесь, в Saints Row 2, геймер найдет по-настоящему свободный виртуальный мир. Только здесь
«голый персонаж» – не герой в неснимаемом нижнем белье, но человек с мозаикой на причинном месте. Бегайте по Стилуотер-Сити голышом, шокируйте прохожих и целующиеся парочки! Volition посчитали, что именно такой «подлинной свободы» не хватает freeplay-проектам, и сделали все как надо.
Путешествуя по городу, можно встретить специально подсвеченные участки, на которых разрешается наносить граффити. При желании граффити-узор вашей банды всегда можно поменятьСюжетных сценок в Saints Row 2 с избытком, причем некоторые из них чрезмерно затянуты. Игроку отважно показывают лица героев очень близко, но смелость эта сомнительна – ничего привлекательного разглядеть не получится
Но перемены на этом не заканчиваются. Погони стали проще, а экшн-часть существенно доработана и выдвинута на передний план. Проще говоря, если случается погоня, то почти всегда машиной управляет NPC, а от игрока требуется палить по преследователям из базуки и наслаждаться красочными взрывами. В то же время, в миссиях по захвату территории или простых бандитских рейдах рассчитывать на компьютерных напарников не стоит – тут уж либо в дело вступает знакомый автоугонщик (кооперативный режим работает
безупречно), либо ближайший магазин оружия истощает запасы пулеметных лент и картечи. Сама же система миссий перекочевала прямиком из первой части: чтобы получить доступ к сюжетным заданиям (поделены между враждующими группировками, «копать» под которые можно параллельно), требуется заполнить шкалу «уважения», выполняя дополнительные задания. Они, в свою очередь, тоже с подвохом: во-первых, чем круче одет персонаж (то есть чем дороже на нем одежда), тем больше уважения он загребет с выполнения
одной второстепенной миссии; во-вторых, такие поручения разделены на подуровни, где каждый новый эпизод сложнее предыдущего и приносит больше известности. Честно говоря, в подобной системе больше минусов, чем плюсов. Дойдя до середины игры, геймер может столкнуться с тем, что сюжетные миссии в принципе проходятся достаточно просто, плюс они интересные и разнообразные, однако же большую часть времени он почему-то вынужден развозить наркотики и угонять «заказанные» машины, что ко всему прочему еще и трудно,
и утомительно, и вообще чекпойнтов не предусмотрено.
Чем больше районов отвоевал герой, тем спокойнее ему на улицах. Покупайте магазины с оружием на новых участках – получите хорошую скидкуБанда в сборе и обсуждает дальнейший план действий. Вскоре их ждет трагедия, затем кровавая месть, затем кровавая месть за кровавую месть и, наконец, победа. Achievement unlocked!
Хулиганы в большом городе
Подчас Saints Row 2 напоминает какой-нибудь The Punisher, а не GTA-клон: герой забегает в здание и начинает крушить все подряд, стрелять по посетителям и другим бандитам, а заодно и по полицейским. Для него не смертельны взрывы ракет и гранат – от них он отлетает на несколько метров, отлеживается, затем поднимается, несколько секунд сидит
на месте и с восстановившимся здоровьем возвращается к перестрелке. Он в совершенстве владеет холодным оружием, освоил кулачный бой, не стесняется бить между ног и лупить противников стулом по голове. Таким образом, каждый конфликт рано или поздно превращается в хаотичный отстрел всего и вся (движок позволяет разрушать все, кроме стен) – со снопами искр, мольбами о пощаде и циничными комментариями «наших».
Насколько это оправдывается сюжетом, сказать сложно. Часто герои отправляются решить какую-то проблему и, прибыв на место, без лишних вопросов хватаются за оружие и разносят все в пух и прах, перед этим многозначительно переглянувшись и сказав что-нибудь из шаблонного набора, вроде «Надаем-ка им под зад!» или «Готовьтесь к смерти, подонки». Бывает, что они ведут себя глупо, бывает произносят пафосные речи, иногда даже шутят – и юмор здесь, к большому удивлению, вовсе не «сортирный».
Впрочем, ни радиопередачи, ни диалоги между главными героями не дотягивают до уровня Grand Theft Auto. Без рассуждений на тему картошки и «проблемы бедности, которая решается уничтожением бедного населения страны», и т.п. Даже задумка с радио воспринимается как жанровая условность, но не как составляющая игры.
Несмотря на многочисленные заслуги, Saints Row никак не избежать сравнений с GTA. Пускай с каждым выпуском новый сериал обретает все больше уникальных черт и уже сегодня мало где видно его идейное родство с детищем Rockstar. Перед геймером не ставится вопрос, насколько одно лучше другого, и лучше ли вообще – напротив, кажется, что две игры максимально отдалены друг от друга, и сделано это намеренно, по указке их общего издателя THQ. Отсюда другая проблема – Saints
Row 2 рискует быть непонятой поклонниками Grand Theft Auto IV. Возможно, это станет первым шагом к привлечению геймеров, которым интересна именно «дурашливая сторона» жанра. Во всяком случае, у Volition планов громадье – уже сейчас анонсирована третья часть, а там, глядишь, и до портативных версий недалеко.
***
Редактор персонажей в Saints Row 2 стал функциональнее и разнообразнее: появилось много дополнительных настроек – гримасы, жесты, походки. К несчастью, пользоваться им не очень удобно. Многочисленные параметры не сопровождаются никаким объяснением, а любая попытка подкрутить ширину глаз сделает из «стандартной» головы страшного гоблина. Велика вероятность, что игрок попросту выберет герою телосложение, походку, прическу и голос, да на этом и остановится. Желающие создать виртуального
себя могут попробовать воспользоваться инструкцией на Gamefaqs.com, но и она вряд ли способна существенно помочь. В общем, несмотря на выдающиеся достижения (или попросту громоздкость) редактора в Saints Row 2, оценить его по праву сможет разве что пластический хирург. Зато сравнительно простым оказался «редактор банды»: игрок может выбрать стиль одежды для членов группировки да машины, на которых они будут патрулировать районы и приезжать на подмогу. Быстро, просто, красиво!