Оккупированный фашистами Париж – не лучшее место для поиска приключений, но Шону Девлину (Sean Devlin) выбирать не пришлось. Задиристый ирландец, потерявший лучшего друга, не стал мелочиться с вендеттой: счет убитых фрицев идет на тысячи, а уничтоженные здания и техника освещают черно-белый город облачками ярко-оранжевых взрывов. Красное на черном здесь не метафора, а суть.
История началась с автомобильных гонок в Германии, где у Шона были все шансы занять первое место, если бы немец Диркер (Dierker) подлостью не вырвал победу из рук ирландца. Желая отомстить бюргеру и испортить тому церемонию награждения, Шон с лучшим другом Жюлем (Jules) сбрасывают болид лжепобедителя с обрыва – и тут же попадают в плен. Они еще не знают, что в ту же ночь Германия нападет на Францию и что Диркер не просто гонщик, а немецкий офицер, который принимает нарушителей спокойствия за британских
шпионов. Во время пыток Диркер убивает Жюля, а Шону удается бежать: поклявшись отомстить за друга, он находит убежище у друзей в парижском кабаре.
В игре нет вида из кабины авто – только от третьего лица или с капота.
Диркер и Франциска олицетворяют зло Третьего рейха. По крайней мере, для Шона.
Черно-красный
Город встречает серыми разводами дождя на мостовой и рассеянными огнями проезжающих мимо машин, и только красные флаги со свастикой, голубые повязки бойцов парижского Сопротивления да желтые окна домов разбавляют черно-белые пейзажи. Париж такой не везде: цвета лишены лишь захваченные фашистами районы, но именно эта картина производит наибольшее впечатление. Красными полосками и огнями светятся блокпосты, бензозаправки и базы Третьего рейха, а где-то высоко в небе парит еле заметный дирижабль, наводя ужас
на и без того запуганное население. Печальные прохожие ковыляют по тротуарам и шарахаются от немецких патрульных, которые могут в любой момент ограбить, расстрелять или увезти мирных горожан. Если хотите, фашистов можно «наказать», и благодарные парижане дадут вам контрабанду – валюту, за которую на черном рынке покупается все, от патронов до улучшений брони автомобилей. Но это лишь вершина айсберга: чтобы очистить город от захватчиков, придется уничтожать нацистские инсталляции, только после
этого в районы Парижа вернется цвет.
Ирландец на прокачку
В наше время редкая игра обойдется без развития героя, и The Saboteur не исключение. Выполняя особые условия, Шон получит дополнительные способности и откроет уникальное оружие. Например, чтобы раздобыть самую мощную снайперскую винтовку, нужно десять раз убить двух фашистов одной пулей. Взорвав четыре железнодорожных моста, Шон научится устанавливать взрывчатку, не привлекая внимания врагов (здесь есть дополнительное условие: быть одетым в немецкую форму). Победа в гонках откроет в гараже
новую машину, а стелс-убийства обучат Шона мощным приемам ближнего боя. Всего «перков» десять, по три уровня развития у каждого. Если не хочется выполнять условия для изучения навыков (хотя, как правило, они очень просты), серебряный и золотой уровень умений можно приобрести за контрабанду. Но разве это интересно?
Смазанный Париж
Вернется – и сразу же испортит стильную картинку, подчеркнув мыльные текстуры и некрасивые тени, а затем нещадно залив все блумом. Финальный удар наносят кусты и деревья, на расстоянии кажущиеся вырезанными из картона, и блюр, изрядно размывающий картинку при езде с большой скоростью. А мотаться по городу на машинах придется много: хотя на презентациях игры авторы делали больший упор на стелс, The
Saboteur, по большому счету, является клоном Grand Theft Auto. Время действия и автопарк позволяют сравнить игру с Mafia, да вот беда: физика автомобилей в творении чешских разработчиков (все помнят, сколько лет назад оно вышло?) гораздо реалистичнее. Здесь машины будто приклеены к земле, не переворачиваются и почти не бьются, лишь изредка теряя отдельные
детали кузова.
По динамике разгона и скоростям авто вполне способны соревноваться с моделями из GTA – исключение составляют только трактор да грузовики с танками. При этом машины лихо носятся по траве и проселочным дорогам, а препятствием для них может стать лишь слишком крутой подъем или дерево: хотя авто легко сбивают столбы, даже тонкие побеги могут оказаться преградой. Впрочем, без аркадности The Saboteur была бы совсем скучна, ведь в процессе выполнения миссий придется исколесить
весь Париж и его предместья.
Шон не просто прячется за углами, он к ним «прилипает».
При желании «обнаженку» можно отключить. Но, кроме как в кабаре, голых девиц здесь и так не встретить.
Не прокatiло
The Saboteur, гордо носящая на коробке логотип ATI, неприятно удивила владельцев Radeon: на многих системах с этими видеокартами (а это, по некоторым оценкам, более трети от общего числа компьютеров геймеров) игра просто отказывается запускаться! Через пару недель после выхода The Saboteur разработчики выпустили бета-версию патча, призванного устранить недоразумение. Неизвестно, насколько эта «заплатка» помогла пострадавшим и оказалась ли решена проблема на момент
выхода журнала, но сам факт неработоспособности игры безмерно печалит. Видимо, EA крайне торопилась закрыть Pandemic. И оказалась права – The Saboteur большими продажами не порадовала.
Незаметный диверсант
Курьерские поручения и погони – лишь часть того, чем Шону (гонщику по призванию) придется заниматься, выполняя сюжетные задания. Куда интереснее миссии, где нужно проникнуть на охраняемую территорию, чтобы кого-то убить, что-то взорвать или выкрасть какие-нибудь документы. Тут-то и пригодится стелс-система: незаметно подобравшись к фрицу, можно тихо свернуть ему шею и так же неслышно уйти. Но прятаться на самом деле глупо и слишком муторно: здесь нет теней, а местность обычно хорошо просматривается противником.
Надеть форму нокаутированного или задушенного (запятнанная кровью одежда застреленных врагов не подойдет) противника и прикинуться одним из немцев – лучшее решение. Но даже в этом случае надо быть осмотрительным: нацисты настороженно относятся к бегающим, прыгающим и карабкающимся по стенам солдатам, а если вы подойдете слишком быстро к одному из врагов, вас в конечном итоге вычислят.
Парижский (у)гонщик
На парижских улочках не найдете ни одной машины с реальным названием: все, от «Дугати» до «Бета Ромеро», заставляют игрока проявлять фантазию, а разработчиков избавляют от необходимости лицензировать использование торговых марок. С немецкими авто и вовсе перегнули палку: лимузин «Кайзер», танк «Вульф», грузовик «Бауэр», снаряженная двумя пулеметами «Гестапо»… Как это вписывается во вроде бы серьезный сюжет? Хотя какая там серьезность,
когда в «безразмерном» гараже Шон может сохранить любую автомашину (немецкую бронетехнику только после открытия соответствующего умения). Достаточно привезти ее в одно из убежищ, и автомобиль можно будет брать в любой момент. Там же можно улучшать броню машин и их ремонтировать (для меня так и осталось загадкой, почему джип, которым я не пользовался, потребовал починки, а «рабочие лошадки» доступны в гараже даже после того, как их разбиваешь вдребезги). Кроме того, коллекционирование транспортных
средств необходимо для изучения некоторых «перков»: например, за пять гражданских авто вы получите гоночный болид, а бесплатно ремонтироваться позволят 12 собранных дойче машинен. Но их еще попробуйте отыскать: одни находятся на карте в единственном экземпляре (кроме того, их можно встретить в некоторых миссиях), другие придется с боем отбивать у врага. Кстати, тяжелую бронетехнику у немцев отобрать не удастся: чтобы прокатиться, например, на танке, придется найти оставленную без присмотра машину.
Так что глядите в оба и сразу занимайте бесхозный панцер – без возможности почувствовать себя бессмертным игра многое теряет.
За степень подозрительности отвечает специальный индикатор: если немцы видят, что Шон делает что-то запрещенное, шкала индикатора заполняется, а когда герой ведет себя чинно, враги постепенно успокаиваются. Однако даже если немец обо всем догадается, у вас есть шанс избежать тревоги – достаточно нейтрализовать нациста до того, как он подует в свисток. Но помните: звуки выстрелов (к счастью, тут есть пистолет и автомат с глушителем) поднимут на уши всю округу. Кроме того, в некотором радиусе вокруг взрывов
и выстрелов временно появляется особая зона, отмеченная на карте: если немцы вас там увидят, шкала индикатора подозрительности тоже поползет вверх. Такие же зоны находятся вокруг генералов и бойцов гестапо: они «видят всех насквозь». Наконец, часть локаций доступна только для бойцов Третьего рейха: вы можете гулять там в форме, но если Шона засекут в гражданском, нацисты моментально поднимут тревогу.
Энциклопедия с радостью научит вас азам игры. На случай если вы что-то пропустили в первых обучающих миссиях.
Это не кадр из видеоролика. Камеру можно вращать, любуясь парижскими видами и слушая остроумные перепалки Шона с его пассажирами.
Конец пандемии
Pandemic была основана в 1998 году выходцами из Activision, которая стала также инвестором новой студии. Неудивительно, что первые два проекта – стратегии Battlezone 2 (1999) и Dark Reign 2 (2000) – были продолжениями игр Activision. В 2000 году Pandemic, главный офис которой был расположен в Лос-Анджелесе, открыла студию в Австралии.
Брисбенский филиал тоже начал со стратегий, разработав Army Men RTS (последняя игра во франшизе Army Men, между прочим), а затем переключился на экшны, первым из которых стала Destroy All Humans, вышедшая только
на консолях. Однако вернемся к калифорнийскому офису. В 2004 году Pandemic закончила работы над двумя громкими, но не шедевральными играми: тактическим симулятором Full Spectrum Warrior и сетевым шутером Star Wars: Battlefront.
Через год вышли продолжение Battlefront 2, консольный шутер Mercenaries: Playground of Destruction и уже упомянутый Destroy All Humans. В том же 2005 году инвестиционный фонд Elevation Partners приобрел Pandemic и Bioware.
За следующие два года вышло всего две игры от Pandemic: продолжения Full Spectrum Warrior и Destroy All Humans, а в начале 2008-го она и Bioware снова сменили хозяина – на сей раз им стала Electronic Arts. С тех пор студия закончила работу над Mercenaries 2: World in Flames (2008) и The
Lord of the Rings: Conquest (2009). И все...
Год назад австралийский филиал со всеми своими проектами угодил под нож, а в ноябре EA сократила 1500 сотрудников в различных студиях, что вылилось в терминацию Pandemic, которая разом потеряла 228 человек. The Saboteur стала последней игрой Pandemic и поступила в продажу уже после официального закрытия компании. 35 сотрудников влились в EA и занимаются поддержкой The Saboteur и нового проекта, который, как недавно выяснилось, является продолжением сериала Mercenaries и
называется Mercs Inc. Остальные же разработки постигла участь Pandemic: мы вряд ли увидим The Dark Knight и узнаем наверняка, какие игры скрывались за рабочими названиями Project B и Project Q.
Догнать за 45 секунд
Впрочем, зачастую задание быстрее и проще выполнить, просто всех перестреляв. К тому же в некоторых миссиях тикает таймер (к чести разработчиков, нестись сломя голову не приходится), а место павших бойцов тут же занимают новые. Шон – крепкий парень, он способен выдержать очередь из крупнокалиберного пулемета, а умирает лишь от прямых попаданий снарядов. Здоровье, как теперь заведено, восстанавливается само, стоит лишь отсидеться в укрытии. Мистер Девлин мастерски прячется за ящиками и углами, сражая
оттуда врагов меткими выстрелами, и великолепно лазает по стенам, держась даже за небольшие уступы. Крыши – вообще стихия диверсанта: там ничего не стоит скрыться от врагов, а между некоторыми домами легко перебраться, уцепившись за провода. Также в отдельных зданиях есть комнатушки, где можно спрятаться от погони. Иначе же придется уходить от преследования на дороге: для этого требуется выбраться незамеченным из красного круга (отмечен на карте), центр которого находится в точке, где фашисты видели Шона
в последний раз. Чем выше уровень тревоги, тем шире круг и тем больше солдат охотится за диверсантом. На третьем уровне тревоги к поискам подключается гестапо, а на пятом, максимальном, нарушителя будут атаковать самолеты, от которых не скрыться даже на крышах.
Шону придется поработать и разведчиком, преследуя немецкого генерала. Слишком приближаться нельзя – заподозрит неладное.
Парижские (так и хочется написать «питерские») крыши – стихия Шона. Здесь его могут достать лишь снайперы да цеппелины с мессершмитами.
Прогулка по Парижу
Судить о том, как выглядел Париж 70 лет назад, сейчас можно лишь по архивным документам, но никакие фотографии и киноматериалы не позволят воссоздать город со 100-процентной точностью. Тем не менее памятники архитектуры за прошедшее время практически не изменились, и Pandemic приняла верное решение, привязав некоторые задания к известным парижским постройкам. Прокатиться на танке по двору Лувра, взобраться на Эйфелеву башню или посетить полуразрушенный замок… The Saboteur развлекает
игрока изо всех сил, но одними геройствами Шона дело не ограничивается. По всему городу разбросаны фотокарточки с изображением местных достопримечательностей (за нахождение открыток дают контрабанду), но и это еще не все: самые главные секреты спрятаны на вершинах высоток, где установлены подзорные трубы. Добравшись до каждой из них (зачастую для этого потребуется основательно попрыгать по крышам), вы увидите короткий ролик, демонстрирующий окрестности с высоты птичьего полета. Некоторые панорамы по-настоящему
завораживают, особенно когда на экране одновременно видны и черно-белые, и цветные районы Парижа.
Городские партизаны
Но и Шон не лыком шит: на черном рынке можно обзавестись убойными пушками, а справиться с преследователями помогут бойцы парижского сопротивления. Давать отпор нацистам стоит в освобожденных зонах – партизан там больше, а силы немцев по сравнению с черно-белыми районами не так велики. Ослабить военную машину Третьего рейха можно, уничтожая фашистские инсталляции: громкоговорители, наблюдательные вышки, радиоточки, прожекторы, блокпосты, заправки, склады. За подрывную деятельность, как и за спасение мирного
населения, вы получите контрабанду, без которой диверсанту в Париже не прожить, – хотя бы динамит на что-то покупать нужно. Дополнительным источником контрабанды станет выполнение побочных миссий. В отличие от основных заданий, которые заметно разнообразят игру – здесь и разоблачение информатора, и убийство немецкого генерала на свадьбе, и подрыв железнодорожного моста, и пробежка по пылающему дирижаблю, – вторичные обычно требуют лишь что-нибудь взорвать. Причем уничтожить требуется
10-20 целей, находящихся на обширной и хорошо охраняемой территории. Кстати, именно побочные, а не главные задания «раскрашивают» город: после выполнения диверсии Париж расцветает прямо на глазах. Эти миссии, как и уничтожение вражеских целей в вольном режиме, необходимы для 100-процентного прохождения игры. Создав огромную карту Парижа и предместий, разработчики не потрудились придумать достаточное количество сюжетных миссий, вот и приходится гонять по городу, развлекая себя самостоятельно: песочница
у Pandemic вышла уж слишком большой. Но это не главная проблема.
На третьем и четвертом уровнях тревоги в городе появляются баррикады сил Сопротивления. Если окопаться и отбить атаку фашистов, они отступают, а тревога прекращается.
Шон карабкается по стенам не хуже, чем английская аристократка и персидский принц.
Летят машины, ножи и птицы
Диверсии, поиск достопримечательностей и выполнение миссий – не единственное, чем Шон может занять свободное время. В Париже и пригородах расставлены трамплины для прыжков, за успешное выполнение которых дают контрабанду. Но не ждите от игры кульбитов GTA – большинство трюков можно совершить чуть ли не на тракторе, да и с поиском точек для прыжков проблем никаких: как и цели для диверсий, они отмечены на карте.
В подвале кабаре, вход в который расположен в углу основного зала, напротив сцены, можно выиграть (или проиграть) немного деньжат, метая ножи во вращающийся диск. В принципе, тот же дартс, только с подвижным полем. Есть еще одно отличие: если попадете в картинку с пивом или виски, Шону придется выпить соответствующий напиток, а для игрока это выльется в заблюренный экран и дрожащий курсор. Монотонная, в общем-то, забава, но только так можно выиграть роскошный кабриолет Palomino Sedanca, иначе недоступный.
Управляемостью и скоростью машинка, правда, расстраивает – в Париже легко раздобыть авто и получше.
В пригороде можно найти еще одну мини-игру, предлагающую заняться отстрелом дичи. Две взлетающие птицы, которых надо превратить в жаркое, три патрона – повторять до бесконечности. Рекорду по отстрелу птичек посвящена отдельная строка в общей статистике игры.
Цветные ляпы
Видно, что игру во что бы то ни стало стремились выпустить в предрождественский сезон: даже если забыть о позорной истории с ATI, на долю The Saboteur остается немало ошибок. В некоторых сюжетных миссиях не срабатывают скрипты (приходится возвращаться к последней контрольной точке), иногда игра подвисает при выходе в меню и чтении сообщений, а общая карта города отображается неправильно или не отображается вовсе. Понятно, что технические проблемы затрагивают не всех, но никому не хочется оказаться
«избранным». Даже если оставшиеся от Pandemic сотрудники исправят самые критичные проблемы патчем, многочисленные геймплейные недоработки никуда не денутся. Фашисты-попрыгунчики, отскакивающие прямо из-под колес автомобиля, и глупые городские жители, отбегающие от авто не на тротуар, а на середину мостовой (убьете слишком много гражданских, и бойцы сопротивления повернутся против вас!). Нацисты, не видящие Шона под носом, но замечающие его невероятным боковым зрением. Машины, приклеенные колесами
к мостовой и нередко остающиеся целехонькими после попадания снаряда. Наконец, коровы, служащие безликими декорациями в сельской местности и при попадании разваливающиеся на куски, как кирпичные стены. Создав цельный, на первый взгляд, мир, авторы не смогли его оживить: так и ездит Шон от одной ключевой точки к другой, любуясь окрестными видами и зевая от скуки. Отличная завязка, не менее фееричный финал, а между ними пресный экшн, в которых и так нет недостатка.
Хотя оценка 7 откровенно безликая – ни туда ни сюда, The Saboteur заслуживает именно ее. Хорошую задумку портит слабое исполнение, геймплей грызут многочисленные баги и недоделки, а великолепную монохромную картинку убивают раскрашенные районы города. Может быть, лучше чтобы Париж так и остался черно-белым?
Освобожденные от оккупантов районы на глазах обретают цвет... и от этого выглядят гораздо хуже.
Для уничтожения автоколонны все средства хороши: можно переодеться в немецкую форму и установить взрывчатку, не вызывая подозрений, можно заминировать авто и направить его в грузовик, а можно просто всех перестрелять из расположенной на соседней крыше «зенитки».
О компании
1998. Джош Резник (Josh Resnick) и Эндрю Голдман (Andrew Goldman), ранее трудившиеся в Activision, основывают собственную компанию Pandemic Studios. Первыми проектами становятся сиквелы к играм Activision.
2004. Выходят две первые громкие игры Pandemic: тактическая стратегия в реальном времени Full Spectrum Warrior и «звездная войнушка» Star Wars: Battlefront. Впрочем, шедевром ни одна из
них не стала.
2005. Частный фонд Elevation Partners инвестирует в Pandemic. Через два года студия переходит в собственность Electronic Arts. И еще через два – прекращает свое существование как неприбыльная.
3049 Прочтений • [Обзор игры The Saboteur] [11.04.2012] [Комментариев: 0]