За спиной обоюдоострый меч, по размерам в два раза больше главного героя. В инвентаре – тысяча предметов, которые так не хочется выбрасывать. Журнал квестов трещит по швам: впереди часы, дни, недели удивительных приключений. Piranha Bytes в четвертый раз сделала RPG своей мечты, пусть и потерявшую название Gothic, но сохранившую ее душу. Несмотря на удивительно грубое
исполнение, Risen – лучший подарок любителям компьютерных RPG со времен «Ведьмака».
Известно, что два года назад Piranha Bytes насмерть разругалась с издателем JoWooD Productions, – камнем преткновения стала Gothic 3, играть в которую можно было только на топовой конфигурации и только после установки нескольких сотен мегабайт патчей. Известно также, что JoWooD обвиняла «пираний» в халтуре и разгильдяйстве, а немцы в ответ вежливо указывали
на того, кто именно торопил их с выходом игры. Разорвав отношения с Piranha Bytes, JoWooD оставила себе права на серию Gothic (четвертую часть под названием Arcania: A Gothic Tale сейчас разрабатывает SpellBound Interactive). То, что Piranha Bytes продолжит делать «Готику», было в общем-то понятно с самого начала – интригой оставались только название будущей игры и сюжетная завязка. Ждать пришлось недолго.
Модели женщин в игре различаются лишь одеждой и прической (привет, XX век!).
Даже на этом маленьком скриншоте должно быть видно, как плохо иногда может выглядеть Risen на максимальных настройках.
Не время для драконов
Мир Risen даже мрачнее и приближеннее к реальности, чем королевство Митрана (смешно, но Risen во всех смыслах куда больше «Готика», чем сама Gothic 3). Здесь нет динозавров и драконов, нет орков (почти), все приближено к раннему мистическому Средневековью: магия воспринимается как продолжение духовного совершенствования и изучается послушниками в монастыре; в соседних болотах бандиты разбили лагерь и промышляют набегами, Инквизиция
хочет прибрать к рукам всю власть… При этом на заднем плане, естественно, маячит очередная Зловещая История про гибель богов и таинственные храмы, поднявшиеся из-под земли (им игра и обязана странноватым названием), но до нее абсолютно нет никому дела, ведь надо решать куда более насущные проблемы, надо выживать.
С выживания все и начинается: главного героя – как заведено, без имени и прошлого – выбрасывает на берег тропического острова, где ему и предлагается начать свой долгий (более 60 часов, и это не шутки) путь к спасению мира. Но сначала нужно разобраться с куда более приземленными вещами, например найти оружие (чудом спасшаяся подружка тут же подсказывает: «Возьми палку с земли, идиот!»). В этом есть смысл: джунгли полны плотоядных шипастых крыс, которые запросто могут убить героя с разворота
в прыжке. Блокировать удары животных по-прежнему практически невозможно, поэтому на первых порах придется постыдно от них сбегать, – вероятно, это дань традициям серии. Здесь же проявляет себя новая боевая система, ставшая несколько проще и логичнее (и – шутка для понимающих – куда более похожей на The Elder Scrolls): на начальных этапах доступны только удар и блок, но очень скоро выяснится, что, нажимая на стрелки движения и пробел, можно кривовато, но уворачиваться от ударов
и в некотором роде маневрировать (в игре практически полностью отсутствует обучение, и все тонкости приходится постигать самому). В целом система работает, хотя и не идеально. Например, при должном терпении игрок может победить практически любого врага, нужно просто постоянно ставить блок и ждать, пока противник раскроется. Ближе к концу драки и вовсе будут проходить практически на автомате – настолько сильно нам будет уступать большинство врагов.
Унизительные требования
Risen просит от системы многого, но что она может предложить взамен?
(+) Мягкое освещение, смена дня и ночи, погодные эффекты
Закаты выглядят очень атмосферно, даже несмотря на то, что игра не использует динамические тени, а всего лишь аккуратно меняет яркость и цветовую палитру текстур.
(+) Симпатичная растительность
Технология SpeedTree прекрасно работала еще в The Elder Scrolls: Oblivion, но в Risen джунгли выглядят особенно хорошо. Правда, очень скоро приходит понимание того, что игра вас слегка обманывает, каждый раз поворачивая текстуры листьев «лицом» к игроку.
(+) Тени от факела в реальном времени
Смешно сказать, но единственный источник по-настоящему честных теней в Risen – факел в руках главного героя. Остальные тени мало того что выглядят неважно, так еще и фальшивые.
(-) Топорные модели персонажей
Обратите внимание на треугольные плечи главного героя и рукава одежды в форме идеального шестиугольника. 2009 год? Piranha Bytes, вы серьезно?
(-) Статичная вода
Вода в Risen выполнена по старинке – анимированной текстурой. Кто сказал «шейдеры»? Не смешите нас, в немецких RPG шейдеры – лишнее.
(-) Текстуры низкого разрешения
Иногда игра демонстрирует ошеломляюще размытые текстуры. К счастью, это случается не так уж и часто.
Возможность острова
Но пока мы юны, слабы и неопытны. С ужасом, открыв экран персонажа, понимаем, что повышать характеристики по-прежнему нельзя (для тех, кто не играл в предыдущие «Готики», это может стать трагедией, но вся прокачка характеристик происходит только за деньги и только при помощи специальных персонажей-учителей) и что придется искать населенный пункт, чтобы выучиться на воина-мага и поработить мир. Здесь надо сделать лирическое отступление: крупных локаций в игре всего три, а сам мир
гораздо меньше и компактнее Gothic 3, и это безусловный плюс. Phirana Bytes не стала гнаться за количеством, а просто лучше проработала свой новый мир. Здесь работает классицистское единство места, времени и действия: по сюжету, нас сперва даже запирают в маленьком портовом городке, изолированном от внешнего мира по приказу Инквизиции (из восставших храмов, понятно, повылезали страшные существа, так что покидать город запрещено); далее все происходит в пределах вулканического острова. Конечно,
спящий вулкан – это тоже часть сюжета, как и все события и декорации в игре.
Уверяя нас, что в игре совсем не будет орков, Piranha Bytes лукавила – орк в игре есть. Но только один.
Начало – самый красивый момент в игре. Бушует гроза, джунгли намокают под дождем и отражают молнии.
Морально-этическая ситуация в Risen между тем крайне любопытная – прежде всего, здесь нет добрых и плохих. Есть всего две фракции: Инквизиция, пришедшая на остров с огнем, мечом и благими намерениями (таскать из храмов артефакты, дабы спрятать их в безопасном месте, о’кей), и бывшие заправилы – бандиты Дона Эстебана. Дон славится своим благородством, но мы все понимаем, к чему такое благородство сводится. Дальше – смешнее и печальнее. Не сняв проститутку, вы не получите
сюжетно важного заклинания и никогда не узнаете главную тайну города Харбор-таун. Без прокачанного навыка карманного воровства в Risen вообще делать нечего – «процесс» по-прежнему происходит во время диалогов, нужно действовать очень быстро. Прибавьте к этому все классические элементы Средневековья: беднота, болезни, разврат, пьянство – и получите полную картину порочного «готического» Средневековья. Вопрос, конечно, морали и вкуса, но опыт все равно любопытный.
PC vs Xbox 360
Не секрет, что Risen – первая игра Piranha Bytes, вышедшая одновременно на ПК и Xbox 360. Но не стоит списывать все огрехи графики на мультиплатформенную разработку – портированием на консоль занималась сторонняя студия, игра выглядит на Xbox 360 заметно хуже, используются текстуры еще более низкого разрешения (хотя, казалось бы, куда же ниже).
Готика против забвения
Главное, на наш взгляд, отличие серии Gothic от другого колосса жанра, с которым неизбежны сравнения, – сериала The Elder Scrolls – заключается вовсе не в качестве графики, боевой системе, открытости мира или планке распределения уровней. В Oblivion и Morrowind всегда
было четко понятно: есть главная сюжетная линия, а есть дополнительные квесты – безумно интересные, талантливые, но мало на что влияющие, кроме характеристик и благосостояния персонажа. Так вот, в «Готике» (то есть, простите, в Risen) игра – это одна сложная сюжетная линия. Здесь все происходит не случайно и имеет причинно-следственную связь, почти каждый побочный квест так или иначе вписывается в общую канву событий или просто служит ярчайшей иллюстрацией
к увлекательной истории, которую рассказывает игра. Быть может, задания тут не такие оригинальные и изощренные, как в Oblivion, но количество вариантов прохождения и особенно заметная вначале вариативность сюжета – огромный плюс, дающий пьянящее ощущение свободы. Престарелый движок (о графике и системных требованиях – чуть позже) этому способствует, мир Risen полностью доступен для исследования, но на это решительно нет времени, ведь нам нужно провести серию детективных
расследований, раскрыть тайную шпионскую сеть, продвинуться вверх по карьерной лестнице и выполнить уйму мелких поручений.
Все обучение в Risen сводится к нескольким подсказкам по использованию мышекнопок. Остальное придется узнавать самому.
Питье воды из бочки – бесплатный способ восстановления здоровья, медленный, но верный.
Конечно, Risen далеко не идеальна как игра 2009 года выпуска. Об ужасающих багах третьей «Готики» можно в большинстве своем забыть – проблемы с игрой могут наблюдаться только у владельцев видеокарт GeForce седьмой серии (для них в Интернете уже выложен хотфикс, убирающий «серый туман» – единственный серьезный графический баг игры). Но игра по-прежнему требует очень много от системы и выглядит, мягко говоря, не слишком современно: угловатые
модели персонажей, низкая глубина прорисовки, статичное освещение (все подробности в нашей специальной врезке). Даже на близкой к идеалу конфигурации (мощный четырехъядерный процессор, 4 Гбайт памяти, топовая видеокарта с гигабайтом памяти на борту) игра умудряется бесстыдно тормозить в более-менее крупных поселениях. Помогает, как ни странно, запуск под Windows Vista, но и там картинка дергается, когда происходит подгрузка данных с жесткого диска. При этом низкое качество удаленных ландшафтов угнетает, а дальние
объекты, появляющиеся из воздуха, не добавляют игре очков – даже в трехлетней давности Oblivion такого безобразия не было. Правда, и мир там был все-таки со швами.
Харбор-таун – единственный город в игре. Мы серьезно.
Картой пользоваться не слишком удобно – более того, ее надо сперва найти (некоторые персонажи рисуют карты за отдельную плату).
Готика 2.5
Гораздо глубже и печальнее проблемы игры несколько другого характера: Piranha Bytes страшно, панически боится перемен. Risen никогда не провозглашалась «возвращением к истокам» серии, но это именно оно. Здесь все как во второй «Готике», иногда даже слишком: одинаковые модели многих персонажей, топорная анимация вкупе с симуляцией жизни, застывшая на уровне 2003 года, которая заставляет нас часами смотреть, как одинокий NPC старательно подметает одно
и то же место мостовой одними и теми же выверенными движениями. Кузнец будет вечно точить меч на станке, рабочие – таскать ящики с одного места на другое. Эта иллюзия уже не работает так хорошо, как шесть лет назад, чувствуется фальшь. С другой стороны, к Risen вполне применимо понятие игровой условности – слишком много здесь сконцентрировано на сюжете, на диалогах, на раскрытии истории. Хочется забыть про все неровности и недочеты, как когда-то, много лет назад, люди забывали о том,
что в моделях мало полигонов, в текстурах – низкие разрешения, и просто верили в происходящее на экране.
О компании
1997. В небольшом немецком городе Эссен, что в Рурской области, три программиста основывают студию Piranha Bytes.
2001. Выход первой Gothic на немецком языке. Англоязычному миру игра стала доступна лишь спустя восемь месяцев.
2006. Gothic 3 вышла и оказалась настолько недоработанной с технической стороны, что играть в нее можно было только после горсти патчей.
1983 Прочтений • [Обзор игры Risen] [11.04.2012] [Комментариев: 0]