Благодаря выходу Resident Evil в далеком 1996 году жанр "survival horror" стал именно таким, каким мы знаем его сейчас. Скорее всего, не будь этой игры, мы бы никогда не увидели таких замечательных проектов, как Silent Hill, Project Zero или Forbidden Siren. Но, к сожалению, все продолжения Обители Зла были похожи на оригинал, как братья-близнецы. "Синдром Capcom"? Может быть. Факт остается фактом: игровой процесс практически не менялся на протяжении многих лет. Forbidden Siren, Forbidden Siren, Forbidden Siren – что называется, попробуйте найти десять отличий…
И когда Capcom анонсировала четвертую часть RE, вся игровая индустрия замерла в ожидании. Ведь создатели культового сериала пообещали полностью изменить геймплей. Более того, Resident Evil 4 должен был стать поистине оригинальным проектом. Игра находилась в разработке около пяти лет. За это время девелоперы несколько раз начинали проект с чистого листа. Весьма любопытно, что великолепный Devil May Cry изначально должен был стать Resident Evil 4. Но концепция новой игры совершенно не вписывалась в рамки сериала о кровожадных зомби. Что из этого в итоге вышло, знает каждый. Бесчисленные трейлеры на выставках E3 и Tokyo Game Show, множество интервью и сладких обещаний. Казалось, Resident Evil 4 был рядом, но в то же время недосягаем.
Совершенно неожиданно сериал перебрался на GameCube – консоль с имиджем "приставки для детей". Трудно сказать, что побудило Capcom на такой неоднозначный шаг (очевидно, Nintendo выложила круглую сумму – прим. ред.). А пока фанаты переживали относительно будущего любимого сериала, на GameCube успели выйти великолепные Resident Evil 0 и римейк самой первой части. Отличная графика, пугающая атмосфера и, к сожалению, все тот же, почти что десятилетней выдержки, игровой процесс.
И вот в начале 2005 года RE4 вышел. Счастью обладателей GameCube не было предела, ведь они первыми получили одну из самых ожидаемых игр последнего времени. Особо нетерпеливые даже покупали "Кубик" только ради того, чтобы приобщиться к новому творению.
Но продажи GC-версии такого крупного проекта, как Resident Evil 4, конечно, не могли удовлетворить Capcom. Анонс PS2-варианта игры состоялся еще до ее выхода на GameCube. Не прошло и года, как "оседлое зло" появилось на самой популярной консоли современности. Теперь, когда Resident Evil 4 наконец-таки преодолел долгий и тернистый путь к релизу, давайте посмотрим, что же представляет собой эта игра.
Зомби в прошлом, деревня в настоящем
Итак, действие разворачивается спустя шесть лет после событий второй части. Ужасные (и в то же время ставшие такими родными) зомби, которые были созданы коварной корпорацией Umbrella, остались в прошлом. Впрочем, сама "Амбрелла" тоже сгинула в небытие с подачи правительства. Что касается Racoon City, то зараженный город уничтожили атомной бомбой. И, казалось бы, счастьем должна полниться наша планета... Ан нет! Не успеваем мы перевести дыхание, как неведомые злодеи похищают дочку самого президента США! Кто же отправится спасать юную Эшли (Ashley)? Конечно же, бравый агент спецподразделения и главный герой Resident Evil 2 – наш старый знакомый Леон Кеннеди (Leon S. Kennedy)! Чем он занимался все это время? Известно лишь, что его работа в полиции была недолгой – один день в кошмаре Racoon City запомнился ему на всю жизнь. Но слово родного президента для рядового американца сродни гласу божьему, и Леон без лишних вопросов отправляется на задание.
Следы похитителей ведут в тихую испанскую деревушку, где затаилась одна из самых страшных террористических групп современности. Вскоре выясняется, что захват дочери президента – еще не самое страшное, на что способны похитители. И если Леон не встанет у них на пути, мир уже никогда не будет прежним. Новые злодеи, старые друзья и враги, монстры, отголоски Umbrella, встреча с, казалось бы, навсегда потерянной любимой,– список можно продолжать, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что такие игры, как Resident Evil 4, пропускать просто нельзя.
Новые сюжет и сеттинг как нельзя лучше подходят "помолодевшему" миру Resident Evil. Действительно, сколько можно заниматься отстрелом зомби в лабораториях и старых особняках! Resident Evil 4 начинается в тихом и спокойном на первый взгляд лесу. Осень… Голые деревья, стаи ворон, шелест пожухлых листьев, унылое завывание ветра… И вот Леон стоит перед небольшим домом. Он осторожно входит в него… И первая встреча с местными жителями заканчивается весьма плачевно. Мало того, что странный крестьянин несет какую-то тарабарщину, так он еще испытывает явную антипатию к главному герою. За что и приходится умертвить агрессивного грубияна. Добро пожаловать в мир RE4!
Мы обещали все исправить
Вам наверняка не терпится узнать об управлении, о новой камере, о том, сохранились ли фирменные двери на черном фоне. Итак, внимайте! Resident Evil 4 кардинально отличается от всех предыдущих частей сериала. Управление наконец-то стало полностью аналоговым, камера – свободной, а мир – "цельным". Никаких долгих загрузок, топтания на месте, ink ribbon'ов и двухмерных задников. Перед нами – отвечающий современным требованиям продукт. Но не будем забегать вперед.
Поклонникам Resident Evil покажется странной работа камеры. Мы наблюдаем за происходящим как бы из-за правого плеча героя. Такой обзор позволяет вести прицельную стрельбу с большей эффективностью, нежели раньше. Кроме того, теперь по своей скорости наш альтер-эго перестал напоминать контуженную черепаху. Благодаря переработанной системе управления Леон довольно быстро бегает и без проблем способен удрать от врагов. Не забыт и тот факт, что у героя не одна, а две руки – и в левой у вас всегда находится нож. Он не занимает драгоценное место в инвентаре, но, признаться, почти бесполезен. Однако на безрыбье (читай – в отсутствии патронов) может выручить.
Также был решен вопрос с устаревшей системой сейвов. Нет, пишущие машинки никуда не делись – вам по-прежнему нужно их находить, чтобы сохраниться. Только теперь нет необходимости собирать для них чернила. Остались в прошлом и ящики, в которых можно было оставлять ненужные вещи. Если в инвентаре закончилось место, вам ничего не остается, как выбросить самое бесполезное имущество. Сам инвентарь так же мал, как и раньше, однако на протяжении игры его размер можно увеличить. Но, поверьте, места никогда хватать не будет.
В Resident Evil 4 появился торговец оружием. И в игре он встретится вам не раз. За звонкую монету этот коммерсант продаст вам и аптечку, и гранатомет, и ракетницу, и многое другое. У него же можно усовершенствовать оружие. Однако все это стоит немалых денег. Где же взять пресловутые песеты (валюта, использовавшаяся в Испании до вхождения в Евросоюз)? Путей несколько. Во-первых, из убитых вами врагов, помимо патронов и прочих вкусностей, очень часто выпадает золото. Во-вторых, его можно найти, разбивая ящики или находя клады. И наконец, в-третьих, в игре присутствует категория предметов, созданных специально для продажи. Это всевозможные изумруды, бриллианты и ювелирные изделия.
Все лучшее в одном флаконе
В Resident Evil 4 можно заметить некоторые элементы и из других популярных тайтлов. Нынче многие игры используют систему наподобие "Quick Time Event" из легендарной Shenmue, где необходимо вовремя нажимать высвечивающиеся на экране кнопки. Вспомните Fahrenheit, GTA: San Andreas или Soul Calibur III. Не стала исключением и новая часть Resident Evil. Так, например, практически все видеоролики построены на этой системе. Успеете ли вы убежать от огромного булыжника, скинутого на вас злобными сельскими жителями? Удастся ли вам увернуться от удара врага? Ближе к концу игры имеет место даже полноценная QTE-битва.
Как мы уже сказали, цель Леона – спасти Эшли, дочь американского президента. И когда ему все-таки удастся найти девушку, ему предстоит долгое путешествие в ее компании. И тут мы видим использование идей из ICO. Мы можем отдавать нашей спутнице простейшие команды: "стоять", "за мной", "прячься" и так далее. Кроме того, хрупкое создание не может прыгать с большой высоты, и нам то и дело приходится ловить ее. Позволят нам и поиграть за нее. Главное – помнить: Эшли безоружна, поэтому лучше действовать тихо и скрытно. Чем вам не Metal Gear Solid?
Кстати, от последнего Resident Evil 4 унаследовала еще и кинематографичность происходящего. Леон очень эффектно прыгает с крыш, скидывает лестницы, с разворота (в стиле раннего Жан Клода Ван Дама) сносит врагам головы и так далее. Кроме того, в отличие от предыдущих частей, в новой игре намного больше диалогов и роликов. Появилась даже специальная рация, по которой Леон переговаривается с другими персонажами. Правда, несколько разочаровывает то, что нельзя стрелять на ходу.
Враги: "Такие разные, но все-таки вместе"
О том, что зомби в прошлом, уже было сказано выше. Теперь вашими противниками являются люди. А следовательно, у них есть мозги, и они ими не прочь воспользоваться. Вы будете очень удивлены, когда в лесу попадете в капкан или напоретесь на тепловую мину. И вам станет совсем не по себе, когда толпы врагов начнут вас окружать. Вас будут пытаться уничтожить всеми доступными способами. Кто-то постарается заколоть вас вилами, кто-то будет стрелять из лука (или автомата), кто-то бросит в вас гранату. Причем супостаты одарены очень неплохим AI. Но нельзя сказать, что играть слишком сложно, – кудесники из Capcom всегда умели добиться идеального баланса в своих проектах.
И вот, когда вам кажется, что ничего страшнее ужасных сельчан нет и быть не может, на вас натравливают гигантов, очень похожих на троллей из "Властелина Колец". Или невидимых аналогов охотников из первой части RE. Или полностью регенерирующихся монстров. Список врагов велик как никогда. Отдельного упоминания заслуживают боссы. Каждая битва с ними уникальна. Вы будете сражаться и находясь на катере, и в подземелье, и в горящем доме. Правильное использование ландшафта и нахождение слабого места – вот с чего нужно начинать каждый такой бой.
Арсенал также немал. Тут вам и многочисленные разновидности пистолетов, и несколько обрезов, и даже крупнокалиберное оружие. И не забывайте о разнообразных гранатах – они не раз спасут вам жизнь. Присутствует в Resident Evil 4 и оружие для снайперов. Винтовкой вы будете пользоваться очень часто, так как порой только с ее помощью можно будет достать засевших вдали врагов.
GameCube vs. PlayStation 2
Известно, что GameCube мощнее PlayStation 2. И по этой причине среди фанатов не затихали споры по поводу того, сможет ли Capcom перенести Resident Evil 4, полностью сохранив ее визуальное великолепие. Мы не станем вам врать. Версия для GameCube выглядит получше: и полигонов побольше, и освещение реалистичнее, и спецэффекты краше. Но, в любом случае, различий не так уж и много. Resident Evil 4 – одна из самых красивых игр для PlayStation 2. На этой платформе более технологически продвинутого "ужастика" вы не найдете. Лес, огромный особняк в готическом стиле, жуткое озеро (со своим Лох-Несским чудовищем), катакомбы, лаборатории – все локации выглядят просто потрясающе.
Если графически Resident Evil 4 для PlayStation 2 проигрывает GC-версии, то в остальном мы получили только улучшения. Впрочем, в основном "квесте" никаких принципиальных различий замечено не было. Прохождение занимает все те же 15-20 часов, мы сражаемся с теми же врагами, смотрим те же сценки и спасаем Эшли… Но после того, как игра будет героически пройдена, станет ясно, что Capcom не просто тупо скопировала проект.
В "Separate Ways" вам представится возможность пройти игру еще и за другого персонажа – Эйду Вонг (как и Леон, она впервые засветилась в Resident Evil 2), и посмотреть на происходящее с другой стороны. Порой вам придется действовать параллельно с Леоном, помогать ему. "Separate Ways" – это не просто кучка миссий. Это полноценная игра, в которой вы узнаете еще больше подробностей о сюжете всего сериала Resident Evil.
Кроме "Separate Ways", созданной эксклюзивно для PS2, имеются и бонусы из GC-версии. "Assignment Ada" – яркая, интересная, но слишком короткая и ориентированная на экшн миссия за Эйду. Также к вашим услугам аркадный режим "Mercenaries", который, на самом деле, может увлечь вас на еще большее количество часов, чем основная игра.
Хит!
Да, Resident Evil 4 не идеальная игра. Никто с этим и не спорит. Где-то камера ведет себя не совсем адекватно, где-то некоторая медлительность героя становится причиной вашей гибели. Да и устройство инвентаря оставляют желать лучшего. Кто-то может вообще сказать, что и атмосфера здесь уже совсем не та, и что существуют куда более страшные и оригинальные проекты (скажем, Forbidden Siren). Все это так! Но то, что игра увлекает, не дает от себя оторваться – это факт, с которым вряд ли кто-то осмелится спорить. Resident Evil 4 – отличная, сбалансированная и на удивление затягивающая игра. Мейнстрим, блокбастер? Пусть так. Несмотря ни на что, перед нами один из лучших проектов 2005 года. Да что там – одна из лучших игр на всех платформах. И не нужно закидывать нас помидорами!