История жанра автомобильных симуляторов знает массу неудачных попыток угодить всем. Чтобы посчитать успешные проекты, вышедшие за последние несколько лет, хватит пальцев одной руки. Загибайте: первая FlatOut, ToCA
Race Driver 3… и все. Colin McRae DiRT, Test Drive Unlimited – игры, безусловно, превосходные, но чего греха таить – совершенно аркадные. А недоразумение The
Need for Speed ProStreet вспоминать и вовсе не хочется. GRID мы ждали не столько с большими надеждами, сколько с легкой опаской. Давненько разработчики не баловали нас серьезными рейсингами, в которые смогут поиграть все от мала до велика. А так хотелось!
Теперь можно вздохнуть с облегчением. GRID не просто превосходная гонка. GRID – веха в жанре. Разработчики EA Black Box кусают локти, специалисты Juice Games расписываются в профнепригодности,
в Bugbear Entertainment и SimBin Development Team, признавая мастерство авторов Race Driver, аплодисментами встречают победительницу: при всех неоспоримых достоинствах FlatOut и GTR2 не
произвели столь сильного впечатления.
Чем ближе к флагу вы дрифтуете, тем больше очков получаете.Зрители по обе стороны от дороги живо реагируют на происходящее.
В последнее время рейсинги стремятся перейти на новый графический уровень, что не делает им чести. Красивые, но пустые внутри, с новомодными эффектами, но без реалистичной физики и проработанной системы повреждений, такие игры, казалось, станут стандартом на ближайшие пару лет. От этого становилось грустно. К счастью, положение (уже не первый раз) спасли мастера из Codemasters Studios. Они, словно хитрые лисы, долго выжидали (ToCA
Race Driver 3, предыдущий проект, посвященный шоссейно-кольцевым автогонкам, вышел в феврале 2006 года), наблюдая за тем, что происходит в жанре, а после выдали на-гора проект, превосходящий конкурентов как в целом, так и каждым компонентом в отдельности.Наповал Взять хотя бы графический движок. Colin McRae DiRT выглядела лишь демонстрацией возможностей Neon, который по-настоящему расцвел уже в GRID (видно, поэтому модификации и дали новое имя Ego).
Исчезли «замыливающие» глаз серо-желтые тона, пропали неприятные расплывчатость и мутность картинки, осели грязь и пыль. Действие переместилось с неопрятного бездорожья на лощеные автомобильные треки, улицы городов, доки и горный серпантин. Урбанистические районы авторам особенно удались. Когда вы в первый раз оказываетесь в виртуальном Милане – столбенеете, очарованные здешними достопримечательностями. Обогнув скульптуру, окруженную десятками трехмерных размахивающих руками зрителей, и мчась
по узкой улочке к миланскому кафедральному собору, я не верил глазам и усердно протирал их, то и дело выпуская руль из рук. Раньше такую красотищу можно было видеть лишь на открытках. Где бы вы ни оказались – на знаменитых улицах Сан-Франциско, на трассе всемирно известного 24-часового марафона Ле Ман или в рыбацких доках пригорода Иокогамы, хочется вопить от восторга. Детализация, богатство окружения, тени и освещение – на высочайшем уровне. Даже непременный блум и легкий глянец отнюдь не раздражают.
Запрягайте, хлопцы
Пусть Race Driver: GRID и не назовешь симулятором, справиться с управлением автомобиля на первых порах будет совсем непросто. Если вы хотите получить от игры удовольствие, забудьте о клавиатуре – от нее на дорогах будут одни неприятности. А вот запылившийся на дальней полке руль или хотя бы геймпад придутся очень кстати. К сожалению, Codemasters
Studios обеспечила полную поддержку только следующим контроллерам: Logitech G25, Logitech MOMO, Logitech Driving Force Pro и Thrustmaster RGT Force Feedback Pro. Но не все потеряно. Если вы не наблюдаете свое устройство в этом списке, обратите внимание на следующие настройки: Options -> Drivning Options -> Advanced. Поколдовав с параметрами «мертвых зон», «чувствительности» и «линейности», можно добиться приемлемого результата. Но адекватность отдачи обеспечить, скорее
всего, не получится. В Codemasters Studios не только уделили внимание воссозданию правдоподобного окружения, но и позаботились о том, чтобы происходящее в глазах игрока выглядело максимально эффектно. Бампер, капот, кабина, два-три метра позади автомобиля – где бы ни располагалась камера, дорожное действие не теряет напряжения и драматизма. Оригинальная находка разработчиков – особый вид от третьего лица. Камера не жестко привязана к автомобилю игрока, а словно размещена на авто, едущем следом. В результате ее не швыряет
из стороны в сторону во время заносов и поворотов, она не подскакивает вместе с нашей тачкой на трамплинах и позволяет разглядеть происходящее во всех деталях, что особенно ценно во время дорожно-транспортных происшествий.
Напарник по команде зачастую ведет себя так, будто игрок – его злейший враг.Благодаря флешбэкам подобное крушение еще не означает конца гонки. Под лупой Аварии в игре – загляденье. В отличие от ToCA Race Driver 3, GRID – куда более контактный рейсинг. Здесь не редкость наполовину отвалившиеся и скребущие асфальт бамперы, отскочившие
обвесы, открывшиеся от сильного бокового удара двери, разбитые окна. А какие шикарные потертости! Помните «заштопанный» Nissan, красовавшийся в роликах и на плакатах Need for Speed ProStreet? Так вот, тамошние дефекты корпуса – примитив по сравнению с «мечтой пиджачника» в GRID.
Если вы хоть изредка смотрите трансляции различных автомобильных состязаний по ТВ, то знаете, как неосторожный маневр одного гонщика становится причиной настоящей свалки на дороге. Стоит недостаточно сбавить скорость на повороте, как машину заносит – и на полном ходу в нее влетают преследователи. Завесу выхлопных газов и дыма из-под буксующих колес участники пелотона смогут миновать только при удачном стечении обстоятельств.
Во время дрифта с видом из кабины внизу экрана появляется изображение, показывающее положение автомобиля в пространстве. Мило!Массовые ДТП в GRID не редкость. GRID выводит драматические сцены в рейсингах на новый уровень. Благодаря продвинутой системе повторов, которая позволяет прерывать гонку в любой удобный момент, можно просмотреть самые волнующие эпизоды со всевозможных ракурсов и с различной скоростью. Опция перемотки вперед/назад дарит массу дополнительных впечатлений. Где еще мы могли поймать
момент лобового столкновения с преградой и разглядеть его во всех подробностях: увидеть, как передняя часть корпуса медленно превращается в гармошку, в стороны летят осколки стекла, а отскочившее колесо катится по обочине? Насколько же глубоко Codemasters Studios проработала систему повреждений! До релиза в роликах ДТП смотрелись не так здорово, теперь стало очевидным: FlatOut наконец
повержена. Впрочем, уже совсем скоро Bugbear Entertainment представится шанс отыграться: летом выходит FlatOut: Ultimate Carnage.
На протяжении игры в GRID не покидает ощущение, что вы принимаете участие в грандиозном действе. Мысли, что все закручено вокруг игрока, нет и в помине. GRID не боится напоминать нам в ежегодных
отчетах, что пилотов здесь сотни и мы – далеко не лучшие.
С другой стороны, вы не чувствуете себя забытым. Сразу после создания профиля нас приветствует приятным женским голосом личный секретарь, обращаясь (если вы найдете себя в списке) по имени (в противном случае по выбранному никнейму). А во время гонок то и дело слышны комментарии коллег: «О, кто-то сошел с дистанции. Может быть, это Дон Чемпион?». Голос за кадром журит за разбитую в хлам машину, поддерживает во время неудачно складывающихся гонок, дает тактические советы и искренне радуется победам.
По возвращении в гараж после триумфа вы изучаете новые спонсорские предложения, а секретарь выкладывает очередную порцию полезной информации. Создается впечатление, что на победу слаженно работает целая команда, и это непередаваемо.
Вид из кабины дарит совершенно особенные впечатления от игры. Это стоит попробовать хотя бы разок.Столь зрелищных аварий, как в GRID, не увидите ни в одной другой игре. С места в карьер С самого начала игрока бросают в гущу событий, прямо на трассу за рулем мчащегося со скоростью 150 км в час Dodge Viper. К этому времени лучше завершить срочные дела: на ближайшие пару-тройку дней вы о них просто забудете. Справедливости ради стоит заметить, что с первого старта до момента получения удовольствия от игры должно пройти немного времени: необходимо привыкнуть к здешнему управлению. Вряд ли кому-то на первых порах удастся совладать с заносами и научиться правильно проходить повороты. Но как только
осваиваешься, становится по-настоящему интересно.
Впрочем, авторы снова и снова подкидывают нам новые задачки. Ведь классов автомобилей в игре немало, и каждый требует индивидуального подхода. Можно приходить первым к финишу в соревнованиях muscle-каров, но это не значит, что вас ждет сиюминутный успех в GT-турнирах. Open Wheel-состязания – отдельная тема: безумные скорости, низкая маневренность, высокая вероятность схода с дистанции во время контактов. Здесь приходит на выручку, пожалуй, главная фишка GRID –
флешбэки. В зависимости от выбранного уровня сложности на заезд выдается определенное количество «возрождений». Забудьте о клавише R. В GRID в случае критической ошибки можно остановить действие, отмотать время назад и вновь пройти оказавшийся фатальным участок.
Миланский собор
Миланская, пожалуй, одна из самых красивых трасс в GRID. А главная достопримечательность города – миланский кафедральный собор – стала символом игры задолго до ее релиза. Построенный в готическом стиле из белого мрамора, он является одним из крупнейших соборов Европы (длина – 158 м, ширина – 92 м, высота шпиля – 106,5
м, вместительность – 40 тысяч человек). В общей сложности собор украшают 3 тысячи статуй, а его строительство длилось почти 600 лет (начавшись в 1386-м, окончательно завершилось лишь в 1965 году). Впрочем, во время дрифт-состязаний флешбэки вряд ли помогут. Заезды с использованием контролируемых заносов авторы сделали интересными, сложными и динамичными. Совладать со скользящим по асфальту железным конем очень непросто, и редкие удачные дрифты приводят в неописуемый восторг. «Кодики» доработали правила: как и раньше, очки дают за амплитуду и скорость дрифта, но отдельный бонус предусмотрен за скольжение около специальных флагов, обычно размещенных на внутренней стороне поворота. Не заскучаешь Соревнования проходят в США, Европе и Японии. В каждом регионе турниры разделены на три группы – по шесть состязаний в каждой. Чтобы завоевать путевку в следующий этап, необходимо получить соответствующую водительскую лицензию, которая выдается за определенное количество очков репутации команды (очки добываем мы и нанятый нами напарник). Престиж гонщика, в свою очередь, определяется не только количеством побед, но и тем, как они были добыты (с первого раза или нет), а также выбранным уровнем сложности.
Менеджмент собственной команды сводится к трем действиям: прием на работу и увольнение новых гонщиков (одновременно компанию игроку может составлять один пилот), брендинг (выбор цвета и типа раскраски автомобилей) и управление спонсорскими предложениями. Одновременно сотрудничать можно с восемью компаниями на выбор. Одни предлагают 20 тысяч евро за финиш в пятерке, другие не дают и четырех за пьедестал, третьи озабочены тем, чтобы машина была цела. Правильный выбор спонсоров может многократно увеличить доход,
получаемый с каждого заезда. Деньги в отсутствие тюнинга тратятся только на автомобили. А отовариваться придется часто. Зачастую в заездах принимают участие лишь определенные марки машин. К концу игры автопарк разрастается до неприличных размеров.
Логотипы всех спонсоров присутствуют на корпусе автомобиля.Соперникам в GRID тоже свойственно ошибаться. Если долго сидеть на хвосте у лидера, однажды он может не справиться с управлением на повороте и его занесет. Авторы вынуждают нас не только прокатиться практически на всех представленных в игре 45 автомобилях, но и поучаствовать в различных соревнованиях. Дрифт в доках пригорода Иокогамы, скоростные спуски с японских гор, гонки-преследования по опасному серпантину, кузовные чемпионаты на европейских треках, марафон в Ле Мане, «Формула», muscle-состязания, гонки на выживание, заезды по улицам американских городов – от обилия режимов разбегаются глаза. В лучших традициях серии ToCA
Race Driver, из которой и вырос GRID, нам не дают засидеться за рулем одной машины и постоянно дарят новые впечатления.
У GRID, кажется, есть все, что нужно современному рейсингу: удивительно красивая картинка, потрясающе проработанные повреждения, качественная физика и конечно же стиль, скорость и драматизм. От вступительного ролика и до завершения игры каждый момент преисполнен духом серьезных состязаний. Несмотря на недостатки (небольшое количество трасс и автомобилей,
скромные возможности по настройке машин), творение Codemasters Studios – безусловный прорыв, который и спустя несколько лет будут вспоминать как значимое событие в истории жанра.