С первых же минут возникает целая серия дежавю: где-то мы уже слышали этот женский голос, где-то мы уже видели похожие меню… Игра не скрывает близкого родства с ранее вышедшей Colin McRae: DiRT. Причем Codemasters, похоже, не случайно сделали два своих гоночных сериала столь похожими внешне, ведь если они теперь надумают выпустить, скажем, мотосимулятор в этой стилистике, можно будет с первых же кадров первого же трейлера заявить: «О, да это же новый проект от Codemasters!»
Сама же Grid, продолжая традиции сериала, вновь ставит во главу угла не машины, как в других гонках, а именно пилота. Жаль, конечно, что с былых времен повыветрился сквозной сюжет, который, может быть, и не тянул на «Оскара», но все же казался той изюминкой, за которую мы и полюбили Race Driver. Взамен предлагается выбрать имя и прозвище и отправиться на заработки. Да, первые несколько гонок предстоит просто добывать деньги, участвуя в соревнованиях от имени других команд в качестве вольнонаемного пилота. Но едва на банковском счете скопится нужная сумма, придет время организовать собственную команду. Тут-то и начнется настоящая игра.
Кокпиты в Race Driver: GRID хороши. Может быть, не столь хороши, как в Gran Turismo 5: Prologue, но точно одни из лучших, что есть в играх на данный момент.Европейцы предпочитают специально подготовленные треки, включающие любимые всеми автогонщиками трассы в Спа, Ле-Мане и Нюрбурге.
Виртуальный мир Race Driver: Grid разбит на три зоны – Европу, Америку и Японию. В каждой по три лиги, которые нужно пройти, чтобы попасть в самую сложную и почетную – Global, она здесь то же, что чемпионат мира в каком-нибудь традиционном виде спорта. Деление на страны сделано не просто так: в каждой из них специализируются на каких-то конкретных типах соревнований. Например, в Америке это гонки на масклкарах по городским трассам, в Европе – кольцевые заезды по трекам, в Японии – дрифт и битвы один на один на узких горных серпантинах. Как видите, выбор весьма богат – каждый найдет что-то по своему вкусу. Даже любители гонок на выживание и двадцати четырех часов Ле-Мана останутся довольны, что уж говорить о ценителях дрифта, заездов на спортпрототипах или формульных болидах! Разработчики, похоже, смогли вместить в свою игру практически все виды шоссейных состязаний, не хватает разве что картинга да тысячесильных грузовиков. И если бы можно было ставить оценку только за подбор режимов, то Grid обязательно бы получила «десятку» – настолько разнообразной гоночной игры вы совершенно точно нигде больше не найдете.
Но мы отвлеклись от режима карьеры, а ведь ее, карьеру, еще строить и строить. Итак, изначально открыта только первая лига в любом регионе, и чтобы продвинуться дальше, нужно зарабатывать «очки репутации», которые даются за участие и победы в гонках. И ведь для каждой страны они свои: если выиграли в Японии, это и продвигает дальше только по Японии. Причем тут действует та же система, что и в DiRT: перед любым заездом можно настроить сложность, включить или убрать «помощники» управления и еще несколько опций, вроде фиксации вида из кабины или активации режима pro mode. Каждое такое действие влияет на количество очков, полученных по итогам заезда, и только вам решать, пройти ли пять легких гонок на самой малой сложности или выиграть одну, но совершенно изматывающую.
СЕКРЕТ!
Drift King
Хотите стать королем дрифта? Пройти всю трассу единой комбо-связкой? Тогда читайте эти строки внимательно: секрет дрифта в Race Driver: Grid весьма прост. Для того чтобы набирать миллионы очков за один заезд, вам понадобятся Nissan Silvia, полностью отключенные помощники и ручная коробка передач. Да-да, все верно, именно ручная коробка. Но не бойтесь, никаких фокусов с резким понижением передачи, бросанием сцепления и прочих профессиональных хитростей изучать не придется. Итак, вы на трассе, в блестящей Сильвии и готовы к старту? Что ж, открываем самый большой секрет: весь дрифт в игре, за редким-редким исключением, делается на третьей передаче! Причем включать ее можно прямо со старта после первой, а в повороте нужно немного дергать ручной тормоз и резко добавлять газа, затем играя им, нажимая и отпуская курок на джойпаде или соответствующую педаль на руле. Вот и вся премудрость. Смотрите видео и убеждайтесь сами!
В Америке большинство трасс пролегают по городам, а большинство гонок проводятся на любимых американцами масклкарах.Местные гонщики всегда не против потолкаться, помять вам машину и устроить массовый завал в одном из поворотов.
Помимо роста репутации, который открывает путь к более продвинутым соревнованиям, есть и еще один «ресурс» – деньги. Они нужны для покупки новых автомобилей и… оплаты труда второго пилота. Да, стоит заработать приличное количество миллионов, и появится возможность нанять в команду второго пилота. Вам в помощь и две рейтинговые таблицы: личный зачет каждого из гонщиков и в целом всей команды. Причем если спортсмены соревнуются в наборе очков репутации, то лучшая команда определяется по количеству заработанных денег. Тут-то и пригодится напарник. Главное – обязательно нанимайте пилота, специализирующегося на тех видах гонок, в которых вы собираетесь участвовать в ближайшее время. Ведь идеальных специалистов на все руки не бывает, и японский дока дрифта стабильно будет приезжать в последней тройке на европейских соревнованиях формульных болидов. Но есть и обратная сторона медали: рискнете выпустить на трек профессионала по кольцевым гонкам, а он возьмет да и обставит всех, включая вас, не дав получить золотой кубок. Здесь, конечно, немного расстраивает то, что разработчики поскупились хоть на какую-то командную тактику, а ведь так было бы здорово своевременно попросить напарника пропустить вас вперед или дать ему перед стартом пару наставлений.
Вторая очень интересная находка разработчиков – то, что деньги игрок не только зарабатывает победой, но и получает от спонсоров. Причем разные спонсоры платят бонусы на разных условиях: кому-то достаточно одного лишь участия в заезде, другим необходимо, чтобы вы обязательно заняли первое место. Есть и такие необычные условия, как «приехать не позднее, чем пятым, и обязательно не получив ни царапинки». Ну и самое главное, спонсоров мы определяем сами, устанавливая их логотипы на машину, так что контракт заключается не одним лишь механическим перебором наиболее выгодных предложений, но и сообразуется с вашими предпочтениями и вкусами, есть тут эдакий «эстетский» элемент. Одни выбирают в спонсоры те фирмы, логотипы которых лучше сочетаются с дизайном машины, другие хранят верность конкретным маркам. А известных брендов тут десятки – HKS, Bridgestone, Koni, Dunlop, Motul, Champion… Перечислять можно очень долго.
Особое разнообразие в игру вносят «гонки на выживание». Для них создана специальная хитрая трасса, провоцирующая локальные стычки. Да и трамлины здесь пришлись очень к месту.В Японии кольцевые гонки – редкость, чаще всего здесь гоняются по горным дорогам или дрифтуют в каких-нибудь доках.
Но вот мы и подобрались к главному: а какова основная цель всего одиночного режима? Неужели в банальном наборе очков и открытии новых состязаний? Если честно, то да, как и в любой другой гонке, мы ездим ради того, чтобы открывать неизведанные трассы и необъезженные машины, коих тут, кстати, всего сорок пять штук. И все же разработчики не удержались и сделали маленькую инъекцию сюжета. Никаких заставок, подстав и подиумов чемпионата мира, конечно, не увидите, но вот соперник тут есть вполне конкретный – команда Ravenwest. Она крепко держится на первом месте в таблице рекордов, и главная цель – скинуть ее с пьедестала. Остроты добавляет возможность устроить поединок с одним из лучших пилотов этой команды после завоевания всех кубков в какой-то конкретной дисциплине. Так, например, Япония предложит нелегальную ночную дуэль по горной дороге с гражданским трафиком!
В итоге в одиночном формально бессюжетном режиме все же есть определенная интрига. Так что стимул побеждать и двигаться дальше есть, азарт тоже, и проходить карьеру хочется до самого конца. Особенно этому способствует отличный AI соперников, которые то и дело вылетают с трассы, толкаются друг с другом и не дают заскучать, то подрезая, то подпихивая сзади, как если бы это были вполне себе живые и азартные противники, а не механистично-расчетливые компьютерные «боты». Вообще, местные «гонщики» очень напоминают своих собратьев из GT5: Prologue, только здешние куда агрессивнее. И это правильно, ведь, как ни крути, а Grid все же тяготеет к гонкам аркадным, нежели к «настоящим» симуляторам. Проработка больше других напоминает недавнюю NFS: ProStreet – машину вроде бы срывает на перегазовках, а колеса блокируются, если на полной скорости выжать педаль тормоза в пол, однако проработка всех этих деталей еще очень далека от уровня тех же Forza Motorsport 2 и GT5: Prologue. Да и странностей у физической модели хватает. Например, здесь машины могут запросто разгоняться прямо с шестой передачи или внезапно срываться в занос по какой-то ведомой только высшим богам причине. Та же история и с повреждениями: они есть, и очень эффектно выглядят, благо движок игре достался от DiRT, но никак, по сути, не влияют на поведение самой машины. Особенно забавно выглядят аварии в классе Open Wheels, когда формульные болиды сталкиваются на полной скорости и после этого спокойно продолжают гонку, запросто соревнуясь без переднего спойлера. Но все же главное, что в этих гонках езда доставляет удовольствие, а местные повторы хочется пересмотреть по нескольку раз подряд – оказывается, не только в Polyphony Digital умеют грамотно расставлять камеры.
В итоге мы имеем очень добротную, интересную и красивую игру. Она, конечно, не совершила переворота в жанре (разве что продемонстрировала, как нужно подходить к проработке игровых режимов, – за это отдельное спасибо), но, без сомнений, достойна внимания и денег каждого фаната автогонок. И не так важно, что нет здесь никакого тюнинга, никаких погодных эффектов, да и саундтреку особенно похвастаться нечем. Зато есть огромное количество всевозможных соревнований, отличный вид из кабины, эффектная графика, шикарная визуализация повреждений и много находок в режиме карьеры.
Как и положено
Как и положено любой современной игре, в Grid есть мультиплеер. До двенадцати человек могут поучаствовать в соревнованиях через Интернет или локальную сеть; выбор различных заездов полностью повторяет одиночный режим, а это означает, что вас ждет все – от дрифта до гонок на выживание, от настоящих двадцати четырех часов Ле-Мана до городских заездов на болидах Формулы 3000. Жаль, что тут нет трансляций лучших заездов, официальных чемпионатов или командных заездов, которые увеличили бы шансы Grid в онлайн-борьбе с PGR4, Forza 2 и GT5: Prologue. Но даже нынешних возможностей достаточно, чтобы после прохождения режима-одиночки продлить жизнь игре еще на пару месяцев, а то, глядишь, и на полгодика, ведь где еще получится так весело побить машины всмятку, подрифтить в доках да погонять по Вашингтону в хорошей компании?