Еще двенадцать месяцев назад любые предположения «А Quake 4 выйдет через год» в лучшем случае сопровождались скептической ухмылкой. Но E3’05 прояснила почти все. Оказалось, что у Raven все на самом деле идет по графику, играбельные уровни вовсю демонстрировались, а тот факт, что игра должна появиться практически одновременно с запуском новой флагманской консоли Microsoft, должен был развеять последние сомнения.
Скептики, тем не менее, ожидали вошедшие в привычку id отложения даты релиза. И словно специально для них черно-зеленые коробочки с PC-версией появились на прилавках магазинов в точно назначенный срок – пессимистам оставалось лишь дожевывать собственный язык. Однако вопрос о качестве проекта оставался одним из самых животрепещущих. После Doom 3 многие ожидали от Q4 пробежки по граблям и решили рассматривать всерьез только его многопользовательскую составляющую.
Он будет жить
Новобранец Mathew Kane летит в космическом корабле, терпит насмешки «дедов», а начальство что-то там вещает про злобных строггов. Мы подлетаем к враждебной планете… Первые миссии – услада любого критика. Псевдокомандный экшн больше напоминающий, простите, Project: Snowblind никак не желает ассоциироваться со словом Quake. Нам постоянно что-то приказывают, нами руководят, знают все лучше нас. Невнятные, хилые и очень глупые враги, вяловатые перестрелки и «открытые пространства» прикрученные лишь для того, чтобы показать сомнительную многогранность Doom 3 Engine. Какой толк от свежего воздуха, если почти все время придется рыскать по темным коридорам и окопам? Поэтому где-то спустя пару часов после кислого вступительного ролика на лице вашего покорного выступило не менее кислое выражение. Примерно этого он и ожидал, но, как в некотором роде оптимист, надеялся на более радужный расклад. На середине сорок девятого зевка меня поставили за пулемет, еще позже – дали покататься на танке и пострелять в красных механических пауков (кто сказал strider?), усадили в кресло шагающего робота. Разнообразие пусть и не царское, но освежает и готовит к главному, ради чего первую половину игры нужно забыть. Капрала Кейна захватят в плен и попытаются сделать из него строгга (вы ведь знаете, откуда они берутся на свет, так?). Причем показано это не в каком-нибудь ролике, замазанном цензурой, это целый эпизод. Ощущения просто волшебные: вас приковывают к хирургическому столу и везут на конвейере вместе с остальными беднягами. Вы видите, какие зверские экзекуции проводят над теми, кто впереди. И вы понимаете, что вам не избежать этих страшных мучений. Честное слово, когда одному из них отрезали ноги циркулярной пилой, я думал, что произойдет что-нибудь внезапное (в худших традициях Голливуда) и подобной участи получится избежать. Но нет, к черту политкорректность – героя на полном серьезе лишают конечностей, протыкают гигантскими спицами и промывают мозги, буравя аккуратную дырочку в голове. Антуражи заставляют вздрагивать: заляпаные кровью стены, отовсюду раздаются жуткие вопли, а злорадствующие «медики» так и норовят лишний раз полоснуть гигантским скальпелем. Перед завершающей стадией трансформации в жуткий комплекс все же врываются десантники, но осадок, как говорится, остается. Один из лучших моментов в истории шутеров.
Reborn or return?
Сцена «пластической хирургии по-строггски» задает столь мощный импульс всей игре, что она натурально перерождается и предстает в новом свете. После унылых, однообразных железно-металлических стен и коридоров нас пускают внутрь базы строггов – самая настоящая обитель зла. Что интересно, структура игрового процесса не претерпевает никаких перевоплощений (наподобие Half-Life 2), но играть де-факто становится на порядок интереснее. Вы посетите жутчайшие канализации, куда через утилизатор сбрасывают издержки производства (читай: «лишние» органы людей) и всякие токсины. Затем мы получаем доступ к главной строгговской батарейке и мчимся от одной башни к другой, чтобы пробраться в жизненно важный орган планеты – Nexus.
Raven в очередной раз подтвердили свой высокий дизайнерский статус. Пусть уровни менее линейными от этого не становятся, но они приобретают просто невероятную красоту. Не надо пытаться создать при помощи Doom 3 Engine open-air экшн, ведь вся его мощь направлена исключительно на лепку внутренних убранств. Роскошно, просто роскошно.
Стоит упомянуть и такую, казалось бы, незначительную мелочь, как мосты. На базе киборгов они все до одного уникальны: каждый «раскладывается» по-своему. Нажали кнопку – и вот это чудо техники уже распушило перед вами свой павлиний хвост. Благодаря вышеописанному, наконец-то очнулась от анабиоза атмосфера. Именно она делает перестрелки теми перестрелками, ради которых вы будете сидеть в скрюченном состоянии до поздней ночи. Сетовать на ИИ бесполезно, так как Monolith совсем недавно показала, на что способны управляемые компьютером противники (да-да, речь идет о F.E.A.R. ). Зато модели оружия (за исключением стандартной штурмовой винтовки) выполнены весьма и весьма. «Рельса», реактивный ракетомет, nailgun и сверхмощный dark matter gun получились на славу.
Однако вышеописанные прелести омрачают два обидных «но». Первое – неправильные боссы. Они должны быть сверхмощными титанами, для победы над которыми необходимо не только проявлять чудеса меткости, но и смекалки. В Quake 4 побоялись запустить подобных зубробизонов, чтобы, вероятно, не спугнуть основную часть аудитории. Тем не менее, предоставлять на суд игрока, прошедшего адский ад экшнов середины-конца девяностых, столь откровенных тюфяков не есть правильно. Во-вторых, раздражает необходимость возвращаться в только что зачищенные локации. Rollback’и пытается объяснить сюжет: от нас требуется вначале отыскать раненого, а затем привести к нему медика, переключить рубильник на противоположной части карты, поочередно активировать три башни, но… значит, надо было придумать другой сюжет. С другой стороны, это отличная возможность еще раз насладиться прекрасными интерьерами.
Look around
Графический движок – конек всех игр от id. В Q4 шока и клацканья челюстей графика не вызывает. Зато новая «Квака» не пугает вас двумя гигабайтами оперативной памяти в системных требованиях и вообще очень лояльно относится к компьютерам игроков, потому как удивить нас чем-то сногсшибательным даже не пытается. Эта игра пересматривает оригинальные уровни Quake 2, заставляет ветеранов умиленно вздыхать и просто показывает симпатичную (не более того) картинку новичкам. Если искать недочеты во внешнем облике проекта, то вы их обязательно найдете. Например, фирменную проблему id – размытые текстуры – Raven не решила. А жаль, ведь случайно забежав в «неправильный» коридор, вас может постигнуть настоящее разочарование. Модели персонажей, напротив, великолепны.
***
Я нарочно не упомянул легкость прохождения, потому что для игр подобного калибра она заведомо определена. Тоскующим по «Кваке» рекомендуем включить уровень сложности Veteran – будет, что вспомнить. Quake 4 – лучший представитель «двухдневных боевиков», вышедших в 2005 году. Project: Snowblind, Pariah, Advent Rising, Area 51, не принесшие никаких эмоций, кроме разочарования и обострившейся брезгливости, – сущий мусор. Работа Raven – профессиональный, качественный продукт, достойный вашего внимания. Я ожидал значительно худшего, после первых миссий хотелось вообще немедленно вырубить игру. Правильно сделал, что не стал спешить. Отвести голову от монитора возможно было только во время загрузки карт.
1923 Прочтений • [Обзор игры Quake 4] [11.04.2012] [Комментариев: 0]