Фанатские войны
Бренд «Противостояние» из редких, но популярных игр превратился в череду модификаций на дряхлеющем движке, а полтора года назад даже стал центром мирового скандала – спасибо игре «Противостояние: Принуждение к миру». Но теперь у заслуженного трейдмарка появился повод для реабилитации.
Вообще, эта серия по-своему уникальна. С 2002-го по 2008-й все проекты разрабатывались на одном и том же графическом движке участниками сайта sudden-strike.ru под маркой Red Ice Software. Сейчас, сменив движок, убрали и вывеску: новый этап существования начался от имени GFI – издателя серии; гейм-дизайнер, впрочем, остался прежним.
Порой миссия может здорово растянуться во времени – тогда приходится вытаскивать из закромов грузовики с боеприпасами и топливом.Блог и новостные сводки на фоне глобальной карты – все это аккуратно перекочевало из Warfare.
Первая трехмерная
Разработка новой игры в жанре тактической милитаристской RTS на движке тогда еще не вышедшей Warfare началась в 2006 году, когда Михаил со товарищи анонсировали игру «Противостояние 5: Война, которой не было». Она была запланирована как стратегия в реальном времени про альтернативную Вторую мировую, причем место для Советского Союза там даже не бронировалось – его как бы вычеркнули из этой альтернативы. К счастью, поскольку разработчики Warfare не закончили движок в нужный срок, провокационный проект был отменен.
Возвращение к наработкам «Войны, которой не было» произошло после выпуска «Принуждения к миру». Тогда уже и издателю стало очевидно, что двухмерный движок-ветеран (его первая версия датируется аж 1997 годом!) не соответствует современным требованиям, и вообще двадцать первый век уж лет десять как на дворе. Необходимых программистских талантов под рукой у GFI не оказалось, зато вовремя подвернулись исходники движка Warfare с инструментарием. Подзаголовок «Перезагрузка» как бы символизирует.
О компании
2002: Открывается сайт sudden-strike.ru, вокруг серии «Противостояние» зарождается мощное коммьюнити, состоящее из дизайнеров моделей военной техники и архитекторов игровых карт.
2004: Выходит игра «Противостояние: Азия в огне», созданная теми самыми моделлерами и левел-дизайнерами из околоигрового сообщества.
2008: После пяти лет разработки на полки магазинов попадает тактическая стратегия Warfare от студии «МиСТ ленд – Юг», которая закрывается за полгода до релиза игры.
Дух войны
Несмотря на соблазн продолжить линию «Принуждения к миру», точку приложения политической конъюнктуры переместили в Среднюю Азию. Действие происходит на границе Таджикистана, куда из Афганистана и Пакистана хлынули американские войска и примкнувшие к ним душманы. Если закрыть глаза на политику, в сухом остатке получаем неформальный локальный конфликт между Россией и США. К счастью, без ядерного оружия и всего-то на десять дней.
Как и в Warfare, играть дозволено лишь за одну сторону конфликта, и в данном случае это не выходцы из Юты и Мичигана. Под красно-бело-синим флагом проходят двенадцать в меру разнообразных миссий. Информационная вводная дается прямо на поле боя и между заданиями – посредством блога с удивительно живыми, где-то даже наивными текстами, словно списанными из солдатских дневников Первой Чеченской или Афганской войн.
Игровой процесс практически не изменился по сравнению с Warfare. Более того, в «Противостояние 3D» переехали все болячки оригинала. Противотанковые войска по-прежнему стреляют по вражеской бронетехнике, даже если ракета с вероятностью в 100% попадет в здание, а не танк. Снайперы видят не дальше своего носа, хотя если «подсветить» врага в пределах радиуса действия винтовки – отлично стреляют и даже попадают. Противник принципиально не отступает из зоны боевых действий и не покидает здание даже под угрозой разрушения, а вражеские танки по-читерски разворачиваются передней (самой эффективной) броней к выпущенной по ним ракете.
В связи с официальным введением в игру пушечного мяса смысл командных очков остался где-то за кадром.Движок PhysX честно обрабатывает любые архитектурные массивы – можно часами любоваться на разрушения.Не знаю, как они там со всем своим оборудованием поместились, но эта птичка и вправду тянет до 32 пассажиров!
Это все не лечится по причинам техническо-финансового характера, но если привыкнуть и принять эти ограничения за правило, никаких проблем не возникнет. Собственно, если вы прошли в свое время творение «МиСТ ленд – Юг», то ничего сложного в освоении новой игры не увидите. Кроме одного: разработчики «Противостояния», привыкшие расставлять на двухмерном движке Sudden Strike сотни юнитов, не стали стесняться и на новой игровой площадке.
Помните в Warfare миссию с обороной аэропорта? Приходилось постоянно контролировать два десятка единиц на четырех боевых рубежах, из-за чего привычный микроменеджмент превращал игру в филиал ада. И в противовес той ужасной миссии – десятки отдельных, выполняемых с ювелирной точностью диверсий, когда гибель одного солдата, даже если это был простой водитель, оборачивалась истинной трагедией с крупномасштабными последствиями.
Так вот, дружище, в «Перезагрузке» у вас не будет ситуации, когда цифр на клавиатуре хватает, чтобы вызвать любой необходимый вам отряд в любую секунду. У вас постоянно будет скапливаться какой-то непонятный резерв, топливные машины и грузовики с боеприпасами станут насущной необходимостью, а разведывательные вылазки будут сопряжены со штурмами, где пушечное мясо и право первого выстрела решают исход задания. Это непривычно для поклонника Warfare, но вполне понятно фанату «Противостояния».
Круче нас – только горы
Что еще? Эксклюзивный саундтрек от сочинской рок-группы the HellZippies включает как зажигательные гитарные композиции, так и военные марши. Хорошо озвучены рода войск: фирменные фразы и военный сленг дают игроку прикоснуться к скромному величию защитников отечества. Хотя с патриотизмом и сопутствующим пафосом разработчики перегнули, на мой взгляд. С другой стороны, многие были разочарованы тем, что в Warfare нельзя накостылять «пиндосам». Поздравляю – «Противостояние 3D: Перезагрузка» решает эту проблему.
Кстати, раз уж пошли крики о необходимости патриотического воспитания молодежи, подобная игра вполне могла бы послужить отечеству, тем более что правообладатели «Противостояния» планируют поддержать серию как минимум патчем для «Перезагрузки». Интересно было бы послушать мнение депутата Селезнева на этот счет.