Опасения относительно будущего виртуального футбола, которые я высказывал в колонке в январском номере, были не напрасны. Безоговорочное лидерство Pro Evolution Soccer в стане футсимов на PC сыграло с их создателями злую шутку. Они еще остаются верными себе в части бережного перенесения футбола на виртуальный газон, заботятся о правдоподобности и реализме, но в то же время делают игру более доступной широким массам и неизбежно более скучной для игроков- профи.
Процесс этот неотвратимый, а потому досадовать и ностальгировать по давно ушедшим временам PES3 и PES4 нет никакого смысла. Тогда у Konami не было ни технологичного движка, ни лицензий, ни стройного дизайна, но
была какая-то особая магия, с которой футсим оказывался удивительно хорош: 7-8 сезонов в мастер-лиге были обычным делом. Геймпад находил свое место на полке только к концу лета, спустя почти год после релиза очередной итерации и накануне выхода новой. Версии последних лет спекаются куда быстрее, положение спасает только мультиплеер – сражаться с компьютерными болванчиками надоедает даже на максимальной сложности.
Сегодня Pro Evolution Soccer – не жесткие суровые соревнования, а представление. Со своими законами, со своими традициями и особенностями. В десятый раз повторять общую характеристику японского футбольного сериала не стану: всем и так уже давно все известно. Сразу перейду к тому, чем бравая дружина из Страны восходящего солнца удивила нас на этот раз.
Выстрелы Джеррарда как в жизни, так и в игре – пушечные.
Даже капитанская повязка не помогла киперу взять бесподобный удар Фернандо Торреса.
С чувством, с толком
Встречают, как водится, по одежке. Заметного технологического рывка не произошло, однако картинка стала мягче и приятнее глазу. Причиной тому улучшенное освещение, благодаря чему даже газоны, вечная проблема PES, стали выглядеть красиво. Тени от нависающих трибун аккуратно ложатся на изумрудную травку, а от областей, находящихся под палящими лучами солнца, больше не болят глаза. Спортсмены теперь потеют и меняют выражения лиц в зависимости от игровой ситуации. Физиономии вообще выглядят гораздо
реалистичнее и естественнее, правда, относится это только к игрокам топ-клубов. Лица футболистов команд-середняков и аутсайдеров в большинстве своем, как и раньше, сгенерированы в игровом редакторе.
Анимация стала более плавной и детализированной: никаких разрывов или швов между скриптами не удастся разглядеть, сколько ни старайтесь. На то, как игроки работают с мячом, смотришь с восхищением: перекладывание мяча с ноги на ногу, подготовка к удару, передачи внешней стороной стопы, ложные замахи, финты. В сессиях записи движений (motion capture) принимали участие не нуждающиеся в представлении герои обложки: Фернандо Торрес (Fernando Torres) и Лионель Месси (Lionel Messi), а также Иоанн Гуркюфф (Yoann Gourcuff),
полузащитник «Бордо» и сборной Франции, и Билли Вингрув (Billy Wingrove), полупрофессиональный игрок, автор самого известного фильма-учебника по футбольному фристайлу Learn Football Freestyle, и, наконец, ряд японских футболистов.
От жесточайшего подката Дани Алвеса не спасла и сине-гранатовая футболка клубных чемпионов Европы.
Аршавин – самый яркий и узнаваемый футболист с российским паспортом.
Усовершенствованная анимация внесла существенные коррективы в игровой процесс. Обработка мяча, передачи, удары – геймплей заметно сбавил обороты и на первый взгляд стал более вязким и вдумчивым. Взять хотя бы быстроногих Робиньо (Robinho) и Иньесту (Iniesta) – они по-прежнему с невиданной легкостью бороздят фланги, но пройти от своих до чужих ворот даже этим шустрикам теперь не по плечу. Скорость решает многое, но, к счастью, не все, вынуждая даже самых ярых поклонников кнопки ускорения временами
отпускать ее и подключать голову в попытках доставить мяч до штрафной площадки противника.
Комбинирование стало тоже куда менее тривиальным: динамичные «пинбольные» перепасовки быстро заканчиваются перехватом мяча. Клавиша полуавтоматического паса, безусловно, остается самой популярной, но одновременно с тем все чаще приходится прибегать к передачам по воздуху. Причем не только на подступах к чужим воротам, но и в центре поля, на ранних стадиях атаки. Объясняется это тем, что защитники теперь лучше закрывают зоны: без неожиданных шагов в развитии созидательных действий наступательный
порыв быстро затухает. К счастью, управляться с верховыми переводами мяча стало проще: аналогично функции автоприцеливания в каком-нибудь экшне от третьего лица искусственный интеллект в PES2010 автоматически находит потенциального адресата после того, как мы задаем направление и силу паса. При этом соблюдена должная степень свободы действий: чрезмерной привязки нет, то есть передача может пойти и на ход, и в недодачу. Словом (в большинстве ситуаций), так, как это было задумано.
Позволять Анелька принимать мяч в собственной штрафной – самоубийство.
Кака в 35-40 метрах от ворот – мнимая безопасность. Одним пасом он может «разрезать» всю оборону.
Мастер-лига
Заметные изменения произошли в главном режиме игры – в мастер-лиге. Появилась молодежная команда, показатель количества фанатов, подсистемы клуба (стадион, медики, скауты и т.д.), а также спонсоры, которые приносят дополнительную прибыль в казну клуба. К слову, вместо абстрактных очков теперь все финансовые операции проводятся реальной валютой. Появилась функция симуляции матчей, а также в мастер-лигу полностью интегрированы Лига чемпионов и Лига Европы (бывший Кубок УЕФА).
С развязанными руками
Наверное, самой неприятной особенностью искусственного интеллекта в PES2009 (причем речь об игроках, выступающих за нашу команду) была излишняя самодеятельность. Сколько никудышные защитники привезли в мои ворота 11-метровых, по собственной инициативе опрометчиво стелясь в подкаты и нарушая правила! Рад засвидетельствовать: беса из оборонцев изгнали, а заодно
обучили подстраховке, компактной игре на задней линии и грамотным подключениям в атаку.
Новый уровень свободы появился и во время исполнения стандартов: убраны невидимые барьеры при вбрасывании мяча из-за боковой линии, игроки перестали стоять как вкопанные после штрафных и угловых. «Проснулся» и вратарь во время пенальти: пока бьющий готовится нанести удар, голкипера можно двигать по ленточке ворот. Система пробития пенальти вообще существенным образом была переработана: теперь направление удара нужно задавать в последний момент перед касанием мяча.
Но самое, пожалуй, приятное нововведение – заметно расширенные тактические возможности. В специальном меню управления командой можно задать не один десяток различных параметров, которые определяют стиль игры и позволят выжать из имеющегося в нашем распоряжении состава все соки. Среди них прессинг, плотность и компактность линий защиты, полузащиты и нападения, ширина разрывов между ними, стратегия нападения и обороны, и это еще далеко не все. Стоит ли говорить, что такие возможности дают колоссальный
простор для экспериментов? Вкупе со свободным перемещением футболистов по тактической схеме и вольным заданием игровых формаций это позволяет добиться того, что команда начинает исполнять на поле то, чего хочет игрок.
После исполнения стандартов игроки перестали стоять на месте как вкопанные.
Месси еще только начинает смещаться с фланга, а голкипер итальянского «Лацио» уже паникует.
Однако слишком экстравагантные схемы могут и не работать. Дело в том, что в PES2010 игрок имеет общий показатель, который динамически меняется при смене его позиции на поле (привет, FIFA!). То, что нападающий будет себя не очень комфортно чувствовать в обороне, было понятно и раньше. Но авторы копнули гораздо глубже: взять, к примеру, вингера «Ливерпуля» Райана Бабеля (Ryan Babel). Его потенциал на одном и том же левом фланге полузащиты раскроется по-разному при
игре по схеме 4-3-3 и 4-4-2. Во втором случае он будет более эффективен, так как является ярко выраженным «бровочником», а при игре в три полузащитника на него ложатся функции центрального «хава». И это лишь один пример из множества.
Все эти опыты на первых порах очень увлекают. Но восхищение гасится опасениями. PES уже пару лет напоминает Microsoft Excel: приложение имеет широчайшие возможности, но большинство людей используют его только для рисования табличек. Зато собственно футбольная составляющая в PES2010 отличается грамотной подачей материала: отличный переработанный режим мастер-лиги (читайте врезку), безупречное музыкальное (Chemical Brothers!) и звуковое (живая реакция трибун на происходящее,
бесподобное скандирование) сопровождение, правдоподобная анимация и качественная картинка.
О компании
1969. Кагэмаса Кодзуки (Kagemasa Kozuki), японский предприниматель, основал в Осаке компанию, которая сначала занималась прокатом и наладкой «джукбоксов», музыкальных аппаратов.
1973. Компания перепрофилировалась и начала специализироваться на различных видах электронных развлечений.
2003. Pro Evolution Soccer впервые появляется на PC и сразу покоряет сердца поклонников виртуального футбола. С тех пор футсим выходит на PC каждый год.
1453 Прочтений • [Обзор игры Pro Evolution Soccer 2010] [11.04.2012] [Комментариев: 0]