Игровые журналисты до такой степени соревнуются друг с другом в превознесении Portal 2 до небес, что хочется уже написать какую-нибудь гадость – просто чтобы сказать себе и окружающим «I’m different».
Но не получается. К Portal 2 трудно придраться не только потому, что заметных жанровых аналогов у игры просто нет, а значит, и сказать «у конкурентов сделано лучше то и это» не выйдет. Гораздо важнее, что мастера из Valve все потенциально серьезные недостатки игры обратили в достоинства.
Возьмем стерильный «лабораторный» геймплей. Каждый этап игры проходится совершенно независимо от предыдущих фрагментов и не влияет на прохождение последующих. Нет инвентаря, нет прокачки, что в наше время, когда даже игры в «кристаллики» щеголяют RPG-элементами, практически немыслимо. Разработчики создали вокруг этого «недостатка» интересную историю и запоминающийся сеттинг, не говоря уже об огромном количестве хиханек и хаханек на тему опытов и подопытных.
Безальтернативный сюжет? Сделали его таким, что «своей» концовки и не хочется – гораздо интереснее узнать, какой же еще твист припасли сценаристы для финала.
Нет людей в кадре? Зато голоса тех персонажей, что есть, – пожалуй, самые запоминающиеся в истории игр – как раз во многом благодаря тому, что они не люди.
Ситуация на самом деле уникальна: в игре, где нет ни одной живой души (ну, кроме главной героини, которая все время молчит), поток отличных шуток почти не прерывается. Хохмит не только тройка основных персонажей: турели тоже не прочь отмочить что-нибудь, и даже от птиц стоит ожидать подвоха.
Впрочем, юмор не попадал бы в цель раз за разом, не будь он так хорошо вписан в сюжет и геймплей. Сами же головоломки подобраны просто идеально: достаточно простые, чтобы не задерживать игрока надолго ни на одном этапе, но при этом достаточно нетривиальные, чтобы можно было себя хвалить за догадливость с полным основанием. Две эти эмоциональные волны: «Ай да я!» и «Жгут напалмом, молодцы!», – накладываясь друг на друга, сметают на своем пути любые возможные придирки и тянут на 9.5 балла. Личная оценка:9.5
Так же неподражаемо, как и первый Portal
Винтажные уровни приподнимут завесу тайны над тем, как создавалась Aperture.
– Элементарно, Ватсон!Любители понажимать большие красные кнопки будут как в раю.
Portal – одна из лучших игр в моей коллекции. Без скидок и шуток, она была и остается шедевром минимализма, настоящим произведением искусства, появившимся, как и все великие вещи, буквально из ниоткуда.
Идея сделать сиквел к такой выверенной и самодостаточной игре поначалу кажется откровенно дурацкой и чисто коммерческой, но это же Valve. А Valve плохих коммерческих игр не делает. Не умеет.
5 часов, проведенные в компании порталов и роботов, эту мысль только укрепили. Portal 2 – это истинное продолжение, игра, великолепно развивающая идеи первой части и при этом не паразитирующая на богатом наследии оригинала. Новые возможности, сюжет, органично дополняющий события трехлетней давности, тонкий юмор, кооператив со своим собственным сценарием и непривычной механикой – тут есть все, на что мы надеялись и о чем мечтали.
Но это палка о двух концах. С одной стороны, Portal 2 полностью соответствует ожиданиям, с другой – игра даже не пытается их превосходить и переворачивать все с ног на голову (только если в буквальном смысле). Никаких откровений, сюрпризов и экспериментов. Просто сиквел. Гениальный, но тем не менее...
По-настоящему удивляет только движок Source, в очередной раз доказавший свою невероятнейшую профпригодность. Да, он совсем не Cry Engine 3, технический уровень не тот. Но Portal 2 смотрится отлично, совершенно не загружает компьютер и всегда выдает стабильные 60 кадров в секунду. А это самое главное.
Саунддизайн тоже преподнес сюрприз: привычных музыкальных композиций в игре мало, есть только набор различных звуков, накладывающихся друг на друга. Это надо слышать – до того красиво и необычно.
В целом про весь Portal 2 можно сказать то же самое. Это потрясающая игра.
Конечно, придраться к ней можно. Мол, «зачем там магазин, почему она такая короткая?» Однако после заключительных титров сложно отделаться от мысли, что это идеал. И Portal 2 стал бы им, не поселись у нас в Steam три года назад первая часть – такая емкая и такая прорывная. Личная оценка:9.5
Интереснее Prey, примерно на уровне Portal.
Aperture «с изнанки» показывалась еще в первой части. Но Portal 2 в срывании покровов пошел намного дальше. Вы увидите сборочные линии турелей, ботов и много других интересных мест.
Ввиду того что к оригинальной Portal я никогда не питал симпатий, за разработкой продолжения совсем не следил. Да простят меня многочисленные поклонники этого (теперь уже) сериала, но схематичность здешнего геймплея вкупе с весьма спорным юмором вызывают скорее зевоту, чем восторг. И если первая часть была целостным законченным произведением, да еще и подавалась в качестве «добавки» ко второму эпизоду Half-Life 2 и несравненной Team Fortress 2, то сиквел – вполне самостоятельный продукт, по качеству уступающий той самой «добавке».
Беда Portal 2 (и первой части, кстати, тоже) – в невероятной схематичности игрового процесса. Выглядит все примерно так: заходим в лифт (смотрим на экран загрузки), далее слушаем шутку от GLaDOS (не всегда смешную, впрочем), затем выходим из лифта и попадаем в очередную комнату с головоломкой, решаем головоломку и снова заходим в лифт. И так – большую часть игрового времени.
В данном случае я могу возразить сам себе, ведь минимализм – не есть недостаток в привычном понимании этого слова, и мои любимые Katamari Damacy и Shadow of the Colossus так же претворяют в жизнь крайне простую и лаконичную концепцию, но… но Portal 2, так или иначе, совсем не приглянулась. Видимо, это уже дело вкуса.
Далее на очереди – графика. Если уж мы с коллегами почем зря клянем Unreal Engine 3, то каких тогда эпитетов заслуживает престарелый Source? Как ни странно, но самых лестных! Да, картинка выглядит блекло, но благодаря удачному дизайну кое-какие слабости движка удается скрыть. Ко всему прочему, зачем вообще нужна графика в сборнике головоломок? PS3-версия, кстати, действительно выглядит намного лучше товарки с Xbox 360 и лишь немногим уступает варианту для PC.
Для меня Portal 2 стал одним из самых странных проектов последних лет. С одной стороны, это та же первая часть, только искусственно растянутая и выступающая как самодостаточный и самостоятельный продукт. С другой, скоротать за ней пару вечеров – одно удовольствие. Просто не стоит рассчитывать на что-то большее, особенно если вы привыкли к многомиллионным блокбастерам. Такие игры надо выпускать на портативных платформах – Portal 2 идеально подходит на роль «тайм-киллера», но ей не место подле всяких Crysis 2 и Killzone 3. И я очень надеюсь, что триквел выпустят эксклюзивно для 3DS и NGP – тогда все встанет на свои места. Личная оценка:8.0
Не так революционно, как Portal.
В свое время многие не поняли и не приняли Katamari Damacy и Shadow of the Colossus, точно так же и Portal 2 вполне способна разочаровать.Самое начало игры не назовешь особенно интересным, но оно задает нужный тон происходящему. А сцена «оживления» GLaDOS – одна из самых обескураживающих за все прохождение. Как говорится – WTF?!
От сиквела лучшей игры 2007 года многого не ждешь. Хочется, чтобы разработчики не испортили игровой процесс новыми «идеями», чтобы графика похорошела, а уровни стали интереснее.
Сутью игры остались кувырки с порталами во всех возможных направлениях. Порадовали различные игры с жидкостями, меняющими физические свойства, трамплины, ионные транспортные потоки и еще много всего, что внесло дополнительное разнообразие в игровой процесс. Сюжетная часть игры хоть и не блещет оригинальностью, проглатывается на одном дыхании – во многом благодаря фирменному юмору, который пронизывает буквально все: диалоги героев, радиосообщения, бормотание роботов на заднем плане и даже надписи на стенах. Внимание уделено каждой мелочи, и такой подход только радует. А если вы знаете английский, ни в коем случае не пропустите финальную песню-караоке в титрах.
С технологической точки зрения все безупречно. Графика великолепна. Подход к дизайну уровней изменился незначительно. Они стали больше, интереснее и красивее, что не могло не отразиться на прохождении. Примерно с середины игры задачи условно начинают делиться на два типа: «сломай себе мозг в маленьком помещении» или «найди выход из этой гигантской камеры». Иногда оба типа комбинируются, так что скучать не приходится.
Portal 2 – фееричное продолжение первой части, которое поднимает на недосягаемую вершину планку качества, поставленную первой частью.
Сначала кажется, что у игры вообще нет недостатков. И только пройдя все, что можно, понимаешь: игра до неприличия коротка: 10 часов геймплейного удовольствия – это очень, очень мало. Личная оценка:9.5
Плюсы Portal, возведенные в квадрат
А вот и знаменитый «синий экран смерти».Порадовали различные игры с жидкостями, меняющими физические свойства. Portal – это лучшая игра в мире. Это игра, которую можно рекомендовать всем и каждому, вне зависимости от их предпочтений. Это игра, показывающая всему миру, как можно и нужно экспериментировать с игровой механикой, как выстраивать нарратив, как создавать уровни. Я ждал идеального сиквела для идеальной игры, и я его получил.
Из второй части пропали задачки на быстроту реакции, а из-за подкорректированного управления порталы всегда ложатся как надо, и поэтому игра кажется полегче оригинала. Новые элементы игровой механики более чем органично вписываются в привычную схему из двух порталов, и остается лишь посетовать на нехватку комнат с более сложными испытаниями. Впрочем, на РС самодельных уровней никогда мало не бывает – чего стоит только Portal: Prelude.
Весь Portal 2 создан так, чтобы игрок ни разу не испытал фрустрации от непонимания того, что нужно делать; ее с легкостью можно пройти, ни разу не погибнув. Что же до нарратива, то он здесь замечателен; правда, по сравнению с оригиналом вторая часть все-таки чуть более предсказуема.
Моя главная претензия к Portal 2 заключается в том, что она попросту не может вызвать тех же эмоций, что в свое время вызвала первая часть. Да, она – идеальный сиквел, лучше, пожалуй, и нельзя было сделать, но все же «не то». Не как в первый раз. Личная оценка:9.5
Менее лаконична, чем Portal, самый яркий претендент на звание игры года – 2011
Всем другим игровым сценаристам есть чему поучиться у мастеров из Valve.В финальной версии игры по трубе прокатиться удается лишь однажды – в трейлерах намекали, что их придется использовать для решения головоломок на манер пылесосов.
Чтобы не портить себе впечатление о Portal 2 возможными спойлерами, я притворился, что такой игры вообще не существует, – даже видеоролики на собственном сайте не смотрел. В результате на кнопку Play в Steam я жал в блаженном неведении, и тем сильнее оказался мой восторг от увиденного.
Невероятно, но факт: вопреки избитой поговорке, Valve удалось «второй раз войти в ту же самую реку». Причем Portal 2 не только бережно воспроизводит все удачные находки оригинальной игры, но и радует новыми геймплейными решениями: тремя видами гелей (прыжковым, ускоряющим и портальным), ионными барьерами и силовыми полями, которые к тому же можно транслировать через порталы. Новые идеи отлично вписались в старую концепцию и позволили наплодить еще больше интересных портальных задачек.
А вот повсеместно расхваливаемый сюжет меня, если честно, не особо впечатлил, он здесь вторичен и скорее играет роль бэкграунда, чтобы игрок не заскучал, – вторая часть раза в четыре длиннее первой, хотя и этого все равно мало. Зато в плане геймдизайна и первая, и вторая часть Portal еще долго будут приводиться в пример как эталонные образцы.
Portal 2 может не понравиться только одному типу игроков – тем, которые любят, чтобы игра сама их развлекала, как «Двое из ларца» в мультфильме про Вовку. Все остальные будут в восторге.
Напоследок буквально пару слов о локализации. Перевод и озвучка выполнены на достойном уровне, но я все же рекомендую оставить английскую версию – в оригинале GLaDOS и «синеглазик» просто неподражаемы. Личная оценка:10.0
Еще лучше и масштабнее Portal.
Кооперативный мультиплеер очень хорошо продуман, но меня мучает вопрос – можно ли на этой же геймплейной базе сделать дефматч? По идее, должно получиться очень интересно.Нямка!!! Господа, перед вами – белый гель, который позволяет ставить порталы в изначально не предназначенных для этого местах. Я мечтал о таком еще в первой части.
– Ага, щаззз! Только разбег побольше возьму…Grand Finale. Как всегда – стильно и с юмором.
ВЕРДИКТ
Честно говоря, удивляюсь, почему ребята, как сговорившись, «зажали» десятки. К счастью, я предусмотрительно подстраховался и назначил председателем себя. И поэтому сегодня властью, данной мне самим собой… господи, что я несу… Короче! Portal 2 на данный момент – лучшая игра 2011 года. Точка.
P.S. Чуть не забыл – обязательно попробуйте мультиплеер. Это отличный способ продлить удовольствие от игры. В «мультике» вы играете за двух роботов, а задачки заточены под использование сразу двух портальных пушек – кооперативные уровни физически невозможно пройти в одиночку. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:10.0
1751 Прочтений • [Обзор игры Portal 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]