Это не очередная «фэнтези-RPG», не стратегия и не квест. Но и не «странная смесь жанров». Не клон Dungeon Keeper и не «симулятор плохиша».
Это одна из самых веселых, увлекательных и запоминающихся игр года, заслуживающая гораздо большего внимания, чем многие другие проекты, купающиеся в лучах славы и пиара.
Это игра, о продолжении которой начинаешь мечтать в момент появления финальных титров. Это Overlord.
На что это похоже?
Достаточно одного взгляда на Overlord, чтобы сделать безошибочный вывод: его разработчики вдохновлялись Fable: Lost Chapters. Знакомые черты проглядывают повсюду: в сюжете, в игровом процессе, в графике, в дизайне уровней, в общей атмосфере наконец. Но речь не идет о прямом заимствовании и механическом переносе каких-то элементов. Гениальная игра Питера Мулинье вдохновила создателей сделать нечто свое, оригинальное, а не просто послужила донором для выдергивания цитат.
Каждый цветочек и каждая травинка говорят: «Это Fable!»О, сэр, какой у вас большой… топор
Еще одним источником и составной частью Overlord, безусловно, стала классическая комедия ужасов «Гремлины». Толпа миньонов ведет себя очень похоже на персонажей этого фильма: они смешные, они дурашливые, они безбашенные и смертельно опасные. Они – просто самодвижущийся кошмар. И самое приятное, что этот кошмар беспрекословно повинуется воле игрока. Несмотря на всю свою склонность к хаосу, анархии, насилию и грабежу, наши маленькие подопечные бесконечно преданы своему господину. Они готовы даже с веселым гиканьем пожертвовать собой, чтобы повысить ему здоровье, ману или дать возможность выковать доспех помощнее.
Именно армия миньонов делает эту игру уникальной. Дело даже не в том, что они сами без посторонней помощи способны справиться с большинством противников, что напрочь разрушает шаблоны фэнтезийных RPG. Это мелкое хулиганье доставляет массу незабываемых впечатлений и вне боя. К примеру, бежишь по коридору, и одновременно с тобой движется настоящий ураган, который разносит все в щепы, взламывает, раскурочивает, потрошит и с криками «Хозяин, сокровище для тебя!» подносит и сдает ценности, – какая еще игра может заставить пережить столь волнующие моменты?
Разведывательно-диверсионная группа Overlord совершает форсированный маршРади Повелителя миньоны пойдут и в расплавленный металл
Каждый отдельно взятый миньон не слишком ценен: не страшно, если его раздавит пузом тролль или он сам подорвется во время самоубийственной доставки мины в гущу врагов. Количество потенциально доступных бойцов определяется числом собранных «душ». Большинство врагов или невинных жертв, погибая, оставляют после себя искру «души», которую можно и нужно подобрать самостоятельно или с помощью миньонов. Всего искр четыре вида: коричневые, красные, зеленые и синие – они позволяют вызывать миньонов соответствующих цветов. Коричневые бойцы составляют основу армии: они живучи и хорошо дерутся, но способны только к ближнему бою. Красные умеют бороться с огнем и бросаться огненными шарами, поэтому незаменимы в тех случаях, когда противника нужно уничтожать издалека, однако в ближнем бою быстро гибнут. Зеленые эффективно поражают противника ядом, если им удается запрыгнуть на него сверху, а также могут прокладывать путь в ядовитых зарослях и устраивать засады. Самые слабые в бою – синие, но зато они единственные умеют воскрешать мертвых, поражать магических существ и находиться в воде. В обычных ситуациях орда состоит преимущественно из коричневых миньонов, приправленных красными и зелеными, но поскольку в игре есть целые уровни, где приходится действовать по пояс в воде, то и синие тоже оказываются востребованными.
Миньонам не чужды танцыВыпив пива, подручные начинают буянить, пока не пописают
Дизайн уровней вообще располагает к частой смене состава орды, поскольку в некоторых случаях нужны только «рукопашники», а в других они почти бесполезны. К счастью, «ульи», откуда можно вызвать подкрепление и куда можно обратно «сдать» временно ненужных миньонов, разбросаны по уровням в достаточном количестве. Это не значит, что всегда есть доступ к бойцам всех четырех типов (некоторые игровые моменты строятся как раз на недоступности тех или иных миньонов), но опасности остаться вообще без войска никогда нет.
Собирать искры «душ» достаточно легко. Кроме того, в сложной ситуации через систему порталов всегда можно перенестись на начальные уровни и пополнить свои запасы за счет геноцида непричастных овечек и другой живности. Ограничен лишь размер орды, которую можно иметь в наличии: сколько бы сотен миньонов не сидело «в закромах», при себе одновременно можно держать лишь несколько десятков – потолок растет от пяти до тридцати по мере прохождения игры и нахождения соответствующих артефактов; кроме того, его можно несколько увеличить, выковав продвинутый шлем. Другие типы артефактов увеличивают здоровье, ману и добавляют новых заклинаня – все эти предметы довольно громоздкие, тяжелые, и таскать их к телепортам, разумеется, приходится все тем же миньонам.
Сражения с гигантскими улитками, как и любыми другими боссами, обычно приводят к массовой гибели миньонов«Мясозаготовка» в Mellow Hills для пополнения стройных рядов – самая рутинная и утомительная часть игры
Несмотря на то что формально Overlord можно отнести к стратегиям – ведь здесь приходится управлять небольшой, но все-таки ордой, – делать этого не стоит. На самом деле, игровой процесс очень напоминает, как ни странно, Tomb Raider. И здесь и там перед игроком встает последовательность несложных пространственных головоломок, но если расхитительница гробниц решает их с помощью прыжков, акробатики и прочей физкультуры, то Повелитель пользуется «длинными руками», которые предоставляет ему любящая орда.
Уровни-территории в игре очень компактны и плотно заселены. Иногда можно увидеть такую картину: вот тут мирно снуют горожане, а в двадцати-тридцати метрах от них задумчиво ковыляют зомби, причем ни те ни другие не обращают на «соседей» никакого внимания. Соответственно, и радиус видимости у врагов очень невелик: у большинства – лишь пять-десять метров, да и привязаны они к своим «постам» довольно жестко. В большинстве случаев (но не всегда) достаточно совсем недалеко отбежать, чтобы выйти из-под атаки. Это, конечно, нереалистично, но альтернативами были бы либо глобальные «свалки», в которые моментально сбегалось бы все окрестное «население», либо жутко растянутые уровни, растерявшие от увеличения масштаба весь свой шарм и динамичность.
А вот и подкреплениеМиньонам не привыкать таскать тяжелые предметы
«Властелин колец» в пересказе гоблинов
Когда разработчики из Triumph Studios обещали, что Overlord предоставит игроку выбор: быть злым или очень злым, – они ни на йоту не грешили против правды, все действительно так и есть. Однако есть один нюанс, который ставит все с ног на голову. Дело в том, что в мире Overlord нет ни одного целиком положительного персонажа, а при отсутствии Добра и Зло выглядит довольно бледно.
Создатели игры прошлись по многострадальному Толкиену коваными сапогами не хуже отечественной «Божьей искры». Люди здесь трусливы и морально неустойчивы, хоббиты (в Overlord они называются другим именем – Halflings, «полурослики») превратились в карликов с мерзким агрессивным характером, гномы тронулись умом на почве алкоголизма и стяжательства, а эльфы пали так низко, как только можно и нельзя.
Местные единороги не прочь закусить мясомПышновата для эльфийской богини, не правда ли?
На этом фоне главный герой и его армия выглядят практически как «Тимур и его команда гоблинов»: обеспечивают подшефных крестьян продовольствием, выявляют и искореняют причины чумы, освобождают рабов, возвращают краденые священные статуи, способствуют возрождению эльфийской расы, и все в таком духе. К счастью, до раздачи гуманитарной помощи и теплых одеял дело все-таки не доходит, да и задания можно выполнять на свой особый темный лад.
Тем не менее придется смириться с неутешительным фактом: самостоятельно строить козни вперемешку со зловещими планами и воплощать их в жизнь не удастся. Повелителем помыкают все кому не лень: гоблин-заместитель по административно-хозяйственной части, любовница и даже призраки эльфов, которые даже после смерти продолжают действовать на нервы и компостировать мозги.
Заместитель по административно-хозяйственной частиВ дружной семье миньонов – не без урода
С другой стороны, окружающие платят за помощь симпатией. Приятно, что никто не разбегается с дикими криками, заметив мужика в доспехах, с топором и толпой гоблинов за спиной. Напротив, дамы, завидев наших питомцев, тут же принимаются умиляться: «Ой, какие утипусечки», а мужики деловито осведомляются, не предназначен ли на продажу этот мелкий ушастый скот.
Графика в Overlord не хватает звезд с неба, но и плохих слов о ней говорить не хочется. Да, лица персонажей простоваты, спрайты листвы выглядят довольно архаично, анимация персонажей (в особенности миньонов) весьма схематична и к ней лучше не приглядываться. Кроме того, разработчикам совсем не удались тени – даже на максимальных настройках карты теней не радуют высоким разрешением, а многочисленные дефекты вызывают желание отключить их вообще. Однако в целом все выглядит очень неплохо, а увлекательный геймплей заставляет забыть о недостатках картинки уже через полчаса игры. И конечно же все огрехи движка меркнут перед великолепным дизайном уровней. Художники и дизайнеры потрудились на славу: пасторальные луга, норы полуросликов, заколдованный лес эльфов, влажные подземелья и катакомбы, поселки, шахты и промплощадки гномов, замки и болота, жаркая пустыня – все локации относительно невелики, но очень колоритны, разнообразны и изобретательно сделаны.
Отдельно хотелось бы отметить музыку. Ее не очень много, и она не всегда сопровождает игрока. Однако, во-первых, она очень красива, а во-вторых, зачастую создает исключительно интересный контраст происходящему на экране. Похожий эффект был в «Космических рейнджерах», где нежные душевные мелодии служили фоном грабежу и вымогательству.
Заколдованный эльфийский лес – пожалуй, самая красивая территория в игреНикогда на кладбище еще не было так уютно
Почему всего 8 баллов?
Overlord оставляет исключительно приятное впечатление, но есть серьезная причина, по которой игра не заслуживает оценки выше 8.0, – она слишком проста и незатейлива. В ней нет сложных загадок и трудных боссов. После того как полностью разберешься с особенностями геймплея, любое «трудное место» в Overlord проходится максимум со второго раза. Эта игра рассчитана на то, что игрок будет переходить от задачки к задачке, от противника к противнику, прикладывая минимум умственных усилий и всегда имея возможность легко пополнить силы и сделать новую попытку. Overlord никогда на ставит игрока на грань выживания и не заставляет его откатываться далеко назад, чтобы переиграть уровень. С одной стороны, это позволяет провести все 20-25 часов геймплея на одном дыхании, не выходя из состояния «Вау!» от новых территорий, новых противников и новых впечатлений, но с другой – оставляет некоторую неудовлетворенность: «И это все?» – ведь даже финальные битвы проходятся с первого раза, несмотря на то что там на ходу приходится менять тактику и действовать быстро и без передышек.
Несмотря на обилие спецэффектов, финальная битва не очень сложна……но иногда случаются и острые моменты
В немалой степени этому способствует чересчур упрощенная система прокачки главного героя. Заполучив себе в кузницу магический металл Arcanium, можно сделать себе такое оружие и такие доспехи, которые превратят самого Повелителя в «танк», почти не уступающий по боевой силе всей орде миньонов, да еще и с очень большим и быстро восстанавливающимся здоровьем.
Для этого нужна лишь самая малость – тысячи полторы миньонов разных цветов для жертвоприношения во время плавки. Но и они добываются без проблем: достаточно двух-трех часов однообразной резни почти беззащитных барашков, лягушек и жучков в таких местах, как Mellow Hills, Evernight Forest и Moist Hollows, и в запасниках окажется необходимое количество душ всех цветов для смешивания нужного «коктейля».
Некоторых боссов под конец игры легче валить в одиночку – все равно миньоны полягут в самом начале бояУездный предводитель гоблинов живет, однако, в пошлой роскоши
Можно и не заниматься этими «душезаготовками», но проходить игру тогда станет труднее – впрочем, совсем чуть-чуть. В любом случае, систему прокачки главного персонажа нельзя отнести к достоинствам игры, поскольку она стимулирует игрока к неинтересным однообразным действиям и снижает и без того невысокую сложность.
Сюжет тоже не радует изощренностью. Квесты можно проходить в более-менее произвольной последовательности, есть и несколько побочных заданий, что создает определенную иллюзию нелинейности. Но это только иллюзия, да и вилка «плохой–очень плохой» здесь реализована со значительно меньшим размахом и тщанием, чем вилка «хороший–плохой» в Fable или KotOR. Осталась практически нераскрытой любовная тема: мало того что в своей Темной башне не разрешается иметь больше одной возлюбленной в единицу времени (почему, спрашивается? – вторую, в крайнем случае, можно держать в подземелье), так избранницу даже на колени себе посадить нельзя, не говоря уже о других, более интересных, опциях.
Хочется верить, что эти упущения будут исправлены в Overlord 2 – ведь игра, безусловно, достойна продолжения.
Эта тоже ничего, но я возьму ту, у которой душа красивее и грудь большеИ жили они долго и счастливо, но потом все равно умерли
* * *
Итак, если вы были в восторге от Fable: Lost Chapters, если устали от перегруженного деталями геймплея «серьезных» RPG, если соскучились по стебу разной степени жестокости и свежему, бодрому и развеселому игровому процессу, то Overlord – точно для вас. Нужно лишь воспринимать его просто как смешное отвязное приключение, не ожидая глубокого нелинейного сюжета, большой свободы действий или особого реализма, – в этом случае вы не будете разочарованы и масса удовольствия просто гарантирована.
2088 Прочтений • [Обзор игры Overlord] [11.04.2012] [Комментариев: 0]