Величайшему конфликту в истории человечества посвящена уже не одна сотня игр, но он до сих пор продолжает оставаться для разработчиков главной темой. Wargaming.net, например, выпустила уже две стратегии по мотивам Второй мировой войны. Прошлогодняя «Операция “Багратион”» оставляла желать лучшего – не в том смысле, что игра была плохой,
а в том, что потенциал RTS был раскрыт не до конца. Посмотрим, насколько это удалось ее наследнице – Order of War.
Варгеймы по осени считают
Для тех, кто любит командовать на полях Второй мировой войны, эта осень, безусловно, оказалась золотой. «1С» продолжает развивать хардкорную тематику «Искусства войны», Graviteam выпустила экспериментальную «Битву за Харьков», а Wargaming.net разразилась вторым real-time-проектом в своей истории.
Правда, ни хардкорной, ни экспериментальной Order of War не назовешь. И с упомянутыми выше играми не сравнишь – перед нами скорее вариация на тему World in Conflict и ей подобных. Вместо того чтобы изобретать велосипед, Wargaming.net собрала из уже имеющихся деталей весьма симпатичное транспортное средство, главные козыри которого – приятный
внешний вид и удобство в управлении. С Order of War справится даже начинающий командир. Здесь нет тонн статистики для каждого юнита, и потеря пары танков не ведет к неминуемому проигрышу. Да и вообще вместо личной опеки над каждым солдатом мы командуем целыми подразделениями (то есть в одном юните может «содержаться» сразу четыре танка или десяток пехотинцев).
Наглядная иллюстрация тезиса о масштабах Order of War. Эта танковая бригада – всего лишь отряд, отправленный на захват «ключевой точки».Если вы окопаетесь на холме, противник будет раз за разом накатывать на неприступные укрепления, даже не пытаясь найти альтернативный вариант.
Решение Wargaming.net сократить до предела микроменеджмент позволяет вам сосредоточиться на решении стратегических задач. Вполне оправданный поход, особенно если учесть, что под вашим командованием обычно оказывается довольно много боевых единиц. Да, в начале кампании за США вы командуете только двумя десятками десантников, зато потом вам поручают захватить кусок Омаха-бич, выдав под управление небольшую флотилию.
Отдельное спасибо стоит сказать Wargaming.net за удачный интерфейс, позволяющий легко ориентироваться в ситуации даже в разгар боя. Вся необходимая информация сосредоточена на одном экране, а на то, чтобы вызвать подкрепление, проверить его боеготовность и отправить солдат в бой, нужно несколько щелчков мыши.
Звезды Второй мировой
Krupp K5 («Леопольд»)
Представьте себе железнодорожный вагон, на крышу которого установлено огромное орудие калибром 283 мм. Впечатляет? Krupp K5 могла вести точный обстрел на дистанциях до 60 км снарядами весом примерно 120 кг каждый, при этом первый же залп выбивал стекла в радиусе 500 м от пушки. Обычно платформа пряталась от авиации/артиллерии противника в туннеле, выкатываясь, только чтобы сделать залп. С 1936 по 1945 год нацистами было построено приблизительно 25 таких орудий.
Tiger II («Королевский тигр»)
Свое прозвище танк оправдывал целиком и полностью – Konigstiger стал самым тяжелым европейским танком Второй мировой. Пушка калибром 88 мм позволяла ему поражать любую технику, а толстые листы брони, расположенные под большими углами наклона, обеспечивали защиту от большинства противотанковых средств. Правда, из-за огромного веса экспериментальные образцы «Тигров» ползали по полю боя со скоростью черепах, а порой и вовсе глохли прямо во время сражения. Наладить массовое производство
немцы не успели – всего с конвейера сошло менее 500 моделей Tiger II.
БМ-8/БМ-13/БМ-31 («Катюша»)
«Катюш» в Европе боялись больше гигантских пушек и сверхтяжелых танков. Система залпового огня реактивными снарядами не отличалась точностью, но этого и не требовалось – множество выпущенных ракет в любом случае поражали и саму цель, и все, что оказывалось рядом. Оглушительный вой снарядов довершал картину. Мобильность установки позволяла быстро сменить позицию, однако на каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур – в случае угрозы захвата техники экипаж должен был
взорвать «Катюшу».
Галопом по болотам
То, что Wargaming.net до предела упростила нам жизнь, еще не значит, что одержать победу в Order of War будет легко. Легко в этой игре только загубить все войска в течение пяти минут. Прямолинейная атака на позиции противника обречена на провал, а при длительной перестрелке склонить чашу весов на свою сторону довольно сложно. Приходится постоянно маневрировать, чтобы создать ситуацию, в которой схватка начнется на выгодных для вас условиях. В этом Order of War очень напоминает
шахматы: вы сперва тщательно просчитываете свои действия на несколько ходов вперед, а потом аккуратно воплощаете планы в жизнь.
В шахматах, правда, нет ландшафта. А вот поля сражений Order of War буквально испещрены всевозможными болотами, лесами и холмами, которые могут послужить либо естественной преградой, либо отличным местом для засады. Одно удовольствие подкараулить противника на переправе и накрыть перекрестным огнем. Или натравить истребители.
Нет в шахматах и «ключевых точек», вокруг которых обычно разворачиваются боевые действия. За контроль над этими участками выдаются призовые очки, которые можно обменивать на подкрепления и авиационную/артиллерийскую поддержку. Теоретически, захватывать «ключевые точки» не обязательно, но на деле боевые действия, как правило, представляют собой движение от одного пункта начисления очков к другому.
Правда, тут у Wargaming.net вышла ошибка с балансом. Если вы никуда не торопитесь, то можете просто окопаться вокруг двух-трех «ключевых точек», собрать огромную армию и пройтись по карте паровым катком. Такая тактика не оправдывает себя только на максимальном уровне сложности, когда противник в любом случае получает больше подкреплений, чем вы.
С помощью синих силуэтов можно прикинуть позицию, которую займут ваши войска.Одиночные миссии конкретной привязки к историческим событиям не имеют. Зато допускают фантастический вариант противостояния США и СССР.
Военная география
Что касается географии, то Order of War дает возможность побывать на обоих фронтах. Wargaming.net предлагает две кампании по девять миссий, играть можно либо за США, либо за войска вермахта (для советской кампании, как нас и предупреждали, места не нашлось, утешением служат лишь четыре самостоятельные миссии). Похождения американской армии выстроены вокруг высадки в Нормандии, а вот в роли немецкого генерала вам предстоит скакать галопом по Европам, прыгая от западного фронта к восточному.
Первые несколько сражений могут показаться подозрительно легкими (особенно если начинать со сражений за США), но затем вражеские генералы перестают играть в поддавки. Как правило, суть миссий сводится к тому, чтобы уничтожить всех врагов и захватить все точки контроля, но при этом бои протекают в совершенно разных условиях. Вам доведется защищать линию укреплений от превосходящих сил противника, руководить штурмом позиций неприятеля, устраивать партизанские вылазки, конвоировать ценный груз и выполнять множество
других задач. За немцев, надо признать, играть даже интереснее в силу оригинальной подборки юнитов: вам, к примеру, дадут попробовать в бою тяжелый танк «Королевский тигр» и знаменитую железнодорожную суперпушку Krupp K5.
Как и в «Искусстве войны», первую скрипку на поле боя играют танки. Пехота остается на подпевках (если, конечно, не вооружить ее противотанковыми ружьями).Зачастую противнику каким-то мистическим образом удается заранее узнать о близящемся авианалете и вывести войска из-под удара.
К слову, о юнитах – они порой ведут себя весьма оригинально. То пехота забудет лечь под огнем противника, то вражеская пушка выстрелит под совершенно невероятным углом, ухитрившись достать танк по ту сторону холма. Мелкая проблема, конечно, хотя вполне возможно, что из-за нее вам придется начинать какое-то сражение заново.
Зато чего у Order of War никак не отнять, так это кинематографической зрелищности. Впечатляют заставки, представляющие собой смесь архивной хроники и компьютерной графики, впечатляют ролики на движке игры, да и сами боевые действия выглядят весьма эффектно: танки урчат дизелями, вокруг расцветают фейерверки взрывов, пехота бежит сквозь черный дым пожаров… Вопросы вызывает разве что столь любимая разработчиками «кинематографическая» камера: теоретически она должна показывать
бой с самых зрелищных ракурсов, но на практике ничего особенного с ее помощью увидеть нельзя. Да и любоваться особенно некогда – так и миссию провалить недолго.
Тумана войны в игре нет. Благодаря этому легче планировать свои действия, но и ваши войска для вражеских артиллеристов как на ладони.В качестве авиаподдержки можно вызывать не только бомбардировщики, но и истребители. Последние идеально подходят против пехоты.
…И снова в атаку себя мы бросаем
Тем, кто от сражений с компьютерными генералами устал, остается многопользовательский режим. Играть можно один на один либо вчетвером. Мультиплеер оставляет двоякое впечатление: вроде бы еще никто не отменял тезиса о том, что живой противник гораздо интереснее виртуального оппонента, к тому же в онлайне мы можем без всяких ограничений играть за Советский Союз. Да и карты, предназначенные для сетевой игры, выполнены на отлично.
Проблема в том, что карт этих всего шесть. Доступные армии не балуют разнообразием юнитов, а значит, онлайновые поединки станут предсказуемыми гораздо раньше, чем того хотелось бы. Что ж, будем ждать дополнительных карт. Еще не помешало бы кампанию за СССР и пару десятков новых юнитов…
Иными словами, Order of War, как и «Операция “Багратион”», оставляет желать много лучшего. В хорошем смысле слова, разумеется. Но в любом случае, если вы любите стратегии про Вторую мировую войну, то наверняка получите от Order of War немало удовольствия уже сейчас. Без экспериментов и революций Wargaming.net сделала игру, которая придется по душе как ветеранам жанра, так и новичкам.
О компании
2000. Белорусская студия выпускает свой первый проект. DBA Online – компьютерная адаптация известной настольной игры De Bellis Antiquitatis. Варгейм насчитывает 220 армий и 1220 (!) юнитов.
2003. Wargaming.net выпускает Massive Assault – первую игру из длинной череды варгеймов, которая в конечном счете принесет студии репутацию одного из главных специалистов по пошаговым стратегиям.
2008. В декабре выходит «Операция “Багратион”», первый «не пошаговый» проект Wargaming.net. Эксперимент оказался весьма удачным.
2004 Прочтений • [Обзор игры Order of War. Освобождение] [11.04.2012] [Комментариев: 0]