С Operation Flashpoint: Dragon Rising связана достаточно драматическая история, которую все наверняка уже тысячу раз слышали: в 2005 году талантливые разработчики Bohemia Interactive ушли из-под опеки издателей Codemasters и продолжили делать сериал Operation Flashpoint, но уже под псевдонимом ArmA:
Armed Assault, из-за чего у всех нормальных людей случилась поначалу ужасная путаница. А тут еще Codemasters, всю сознательную жизнь занимавшаяся гоночными симуляторами и приравненными к ним играми, объявила, что сама будет делать Operation Flashpoint 2 и что ей и без Bohemia хорошо.
Шло время, название Operation Flashpoint 2 аккуратно преобразилось в Operation Flashpoint: Dragon Rising, а публику начали радовать удивительной красоты скриншотами – только немногие догадались прочитать маленькую надпись внизу картинок: Target Render. А Target Render, дорогие друзья, – это специально смоделированная и обработанная сцена, призванная демонстрировать качество графики, к которому теоретически должны стремиться разработчики. Разумеется, стремиться
– не значит реализовать, а обещать – не значит жениться. В жизни Dragon Rising похожа на эти самые рендеры только цветовой гаммой и стильными световыми фильтрами.
Как и в оригинальной Flashpoint, ранение в ногу означает невозможность использовать клавишу «бег», плюс игрок будет истекать кровью и картинно умрет, если срочно не воспользоваться символическим медпакетом.
Солдаты, не имеющие отношения к нашему гоп-отряду, выглядят как клонированные болванчики и лишь чуть-чуть отличаются от них поведением.
Море волнуется – раз!
Если Bohemia сейчас неторопливо и с удовольствием делает ПК-эксклюзивную игру своей мечты Armed Assault, едва успевая заштопывать сыроватые релизы нитками свежесобранных патчей, то разработчики из Codemasters решили пойти по обратному пути – адаптировать идею Operation Flaspoint для консольной аудитории. Шаг, в принципе, логичный, если учесть, какие деньги крутятся вокруг консолей Sony и Microsoft. Пока в Bohemia трудились над очередным срочным хотфиксом для своей ArmA
2, Codemasters вынуждена была отчаянно размахивать транспарантами с надписями «Настоящий флешпоинт ЗДЕСЬ», «Остерегайтесь подделок» и «У нас зато ничего не тормозит!!!!!»
Грустный взгляд на плоскую водную гладь. А ведь разработчики обещали полностью открытый остров! Про разделение на уровни они скромно умолчали.
Проходить ночные миссии куда легче дневных, ведь люди, стоит взять их на прицел, сразу начинают подозрительно светиться.
Том Клэнси отдыхает
Сюжетная завязка в Operation Flashpoint: Dragon Rising даже не про злых русских, все куда хуже. Итак, внимание: Китай атаковал Российскую Федерацию (военные действия происходят на вымышленном острове с очень русским названием Скира), и бедное российское правительство не в состоянии ничего с этим поделать. Мы вынуждены попросить помощи у американцев, а те с радостью прилетают на волшебных вертолетах, прихватив с собой специальные баллоны, в которых находится сжиженная Amerikanskaya Demokratitya.
Дальнейший сценарий «освобождения» предсказать рука не поднимается, уж простите.
Без тормозов
С последним спорить действительно проблематично: игра более-менее сносно себя чувствует даже на системе с престарелой GeForce 8600GTS, а на компьютере с одной из самых популярных карт прошлого поколения – 8800GT и вовсе выдает желаемые 60 кадров в секунду. Впрочем, производительность – единственная светлая сторона портированной на ПК версии Dragon Rising, которая, как и ее консольные сестры, использует движок EGO из гоночных игр Colin McRae: DiRT 1-2 и RaceDriver:
GRID. Это, мягко говоря, заметно. Размытые текстуры, простенькие модели и уродливые удаленные пейзажи – вот плата за огромные покрытые симпатичной травой карты, которые до упора используют скромную оперативку приставок за счет низкой детализации всего остального. Мелкие недостатки скрывает удачно подобранная цветовая гама, а вот с крупными все гораздо печальнее. Перенос управления с геймпада на клавиатуру (эта фраза, вероятно, сродни плевку в лицо всем знакомым со словами Operation Flashpoint,
но именно так и обстоят дела) выполнен чудовищно: разобраться в нагромождении клавиш поначалу невозможно из-за полного отсутствия их упоминания в обучении (привет, Risen!). Приходится, как во времена глючных пиратских версий, лезть в настройки и мучительно запоминать, какая клавиша отвечает, к примеру, за смену оружия, а какая – за вызов поддержки с воздуха. Интуитивно
понятное колесико мышки отчего-то либо вовсе не работает, либо предлагает сменить автомат на нож и ни в коем случае не возвращаться. Дальше – больше: по тактической карте можно перемещаться, только прижав курсор к краю экрана (как в RTS), а для отдачи приказа отряду используется заточенное под геймпад «круговое меню» – по нажатии на Q появляется список из нескольких «закладок»: «атака», «оборона» и тому подобное; по нажатии на стрелку клавиатуры меню
переходит в новые подпункты, из них – в последний, где наконец можно отдать приказ. Но прежде чем продолжить играть, придется еще один раз нажать на Q и закрыть меню приказов (!), иначе двигаться нельзя, а можно нечаянно отдавать новые, ошибочные приказы. Контрольный выстрел в голову: в свободное от отдачи приказов время на курсорные клавиши абсурдным образом повешен правый стик геймпада – с помощью «стрелочек» теперь можно бессмысленно крутить головой, тогда как такие жизненно важные
клавиши, как медпакет, смена режима стрельбы или запрос поддержки с воздуха, находятся в процессе игры в самых неожиданных местах. Мы, конечно, можем предположить, что подключение геймпада избавит от всех проблем ПК-версии, но опять же в контексте двух слов: Operation и Flashpoint – подобное кажется кощунством.
HUD-сложность
Operation Flashpoint 2 не предусматривает реального изменения сложности игры – от переключения режимов меняется лишь количество отображаемых элементов интерфейса.
Новичок
Опытный
Ветеран
Милиция одобряет
А вот чего геймпад точно не исправит, так это расчудесной русской локализации. Отечественные актеры не только с удовольствием портят атмосферу, каждые пять секунд яростно произнося реплики «Замечен снайпер в квадрате икс семь игрек эн восемь девяносто семь» (мы серьезно), но и считают своим долгом во время ночных миссий разговаривать драматическим шепотом. В связи с некоторыми особенностями игры реплику вроде «Грузовик! Сто метров! На востоке!» считают своим долгом повторить все члены
отряда. Английская версия в комплект поставки не входит – здесь действуют классические договоренности локализации западных продуктов на территории РФ.
Night before the lobotomy
Operation Flashpoint: Cold War Crisis
4 вымышленных острова в бассейне Средиземного моря
4 уникальных персонажа
7 режимов мультиплеера
11 членов отряда (максимум)
Широкое использование транспортных средств
Основана на движке Real Virtuality, использующемся в настоящем военном тренажере VBS1
Operation Flashpoint: Dragon Rising
1 вымышленный остров, атакованный китайскими коммунистами
1 неизвестный американский военный
3 режима мультиплеера
4 напарника под нашим командованием
Большинство миссий проходят пешком
Основана на движке EGO, использующемся в гоночных играх F1 2009-2010, Colin McRae: DiRT 1-2 и Race Driver: GRID
Операция «Деградация»
У Bohemia уже были попытки подружить Operation Flashpoint с Xbox: итогом стала не слишком удачная конверсия оригинальной Cold War Crisis. Так вот, как мы уже говорили, Dragon Rising – это не слишком прилежная, но высокобюджетная адаптация основных аспектов оригинальной Operation Flashpoint (огромные
пространства, командование отрядом, масштабные боевые действия, реалистичная баллистика) для приставочной аудитории. Все базовые истины Flashpoint отражаются в Dragon Rising словно в кривом зеркале: огромные территории и масштабные боевые действия превращаются в пустынные декорации для (долгой) пробежки по чекпоинтам (любое отклонение от намеченного пути карается, как правило, быстрым провалом миссии), подвластный игроку отряд сокращен до трех лоботомированных напарников, а реалистичная
баллистика заключается в понимании одной простой истины: даже если вы видите врага в перекрестье прицела, пули до него могут банально не долететь. Реализм как он есть.
Тот самый Волшебный Исчезающий Грузовик, до момента истины остаются считаные минуты.
Перед миссией можно подробно рассмотреть снаряжение каждого бойца. Поменять ничего нельзя, так что смысла в этом мало.
Можно, конечно, дерзко заявить, что смысл Dragon Rising – в выполнении военно-ориентированных заданий вроде скрытного проникновения в стан противника, захвата точек, их удержания et cetera. Все это так. Но не будем лукавить: Dragon Rising практически полностью состоит из… стрельбы по пикселам. Убивают здесь действительно практически с одного выстрела, поэтому единственная реальная возможность выжить – заметить врага прежде, чем он заметит вас. И выпустить
несколько очередей в дрожащий кусочек полигонов, едва видный на фоне мутно-зеленого удаленного ландшафта (чем больше расстояние, тем сильнее здешние текстуры молят об увеличении оперативной памяти на консолях). Стрелять в удаленные цели, кстати, придется в гордом одиночестве – три военизированных друга едва ли проявят интерес к вашей активной снайперской деятельности. Их вообще мало что в этой жизни волнует.
Чудеса тридемакса
Такой игра должна была выглядеть по замыслу разработчиков.
А такой она выглядит в реальности на максимальных настройках (1600х1050, AAx8, AFx16).
Я и мой друг-грузовик
Последнее, о чем стоит упомянуть, когда речь идет о Dragon Rising, – это баги. Мы играли в готовую, по словам издателя, версию еще в октябре и сейчас вынуждены заявить: релиз по количеству сбоев программного кода ей полностью соответствует. Поверженные китайские коммандос застывают в позах воинственных манекенов терракотовой армии императора Цинь Шихуана. Напарники, если не отдавать им каждые пять минут приказ «следуй за мной», могут заблудиться в трех соснах и навсегда покинуть
нашего лирического героя. Доходит до абсурда: вот в разгаре ночная снайперская как бы стелс-миссия, предлагается прокрасться мимо конвоя – но это строго опционально, можно и поднять шум. Наученный горьким опытом, я врываюсь на дорогу и быстро расстреливаю водителей грузовиков из винтовки со снайперским прицелом и режимом ночного видения (кстати, почти легальный чит) – и сразу же бросаюсь к ближайшей машине, чтобы весело прокатиться до следующей контрольной точки. Игра уже даже начинает приносить
какое-то абсурдистское удовольствие – ведь действия явно выходят за рамки предусмотренного разработчиками сценария. Выскакивая из машины, я зачем-то оглядываюсь, чтобы увидеть, как грузовик печально растворяется в воздухе, словно детская рука убирает фигурку с расстеленной на полу схемы военных действий. Картонный мир трещит по швам.
Управлять транспортом ужасно неудобно. Да, зеленая фиговина внизу – это капот свежезахваченного вражеского «уазика».
Клубы дыма, трава под ногами, картинка, приглушенная светофильтром – все это выглядит вполне красиво. Чего не скажешь об остальной игре.
О компании
1985. Только что основанная братьями Ричардом и Дэвидом Дарлинг компания Code Masters (именно так, через пробел) начинает выпуск игр для Amiga и ZX Spectrum.
2001. Уже под новым логотипом и новым названием компании – Codemasters – издается ставшая культовой игра Operation Flashpoint: Cold War Crisis.
2009. Компания в третий раз меняет логотип, чтобы выпустить бессмысленную и беспощадную Operation Flashpoint: Dragon Rising.