Нет, всё-таки от первого лица штурмовать Омаха-бич не так страшно. По крайней мере, ты тут человек подневольный, и в ответе только за собственную жизнь. Но когда бросаешь солдат десятками на вражеские доты, их косит пулемётным огнём, а сообщение о поражении всё не появляется, а новый транспорт всё прибывает да прибывает... думаешь: «Может, я что-то неправильно делаю? А подкрепление тогда почему дают?» А потом понимаешь, что так оно, наверное, и было тогда, в сорок четвёртом, что только численным перевесом и удалось взять эти чёртовы укрепления, и народу тогда неспроста полегла уйма, и тебе, будь ты хоть семи пядей во лбу, малой кровью не обойтись. И когда канонада вдруг неожиданно смолкает, ты так и не можешь понять, что ты такое сделал.
Да, может быть, и ничего. Отдышавшись, понимаешь, что кроме «красных» – (врагов) и «зелёных» – (своих), на карте существуют какие-то «жёлтые». Они точно так же выбираются курсором и говорят «Any commands?» теми же самыми голосами, но никаких commands слушать не хотят. Вначале я думал, что это убитые отряды, по неизвестной причине не снятые с карты. Но после захвата очередной ключевой точки они внезапно ожили и побежали куда-то по своим делам. Оказывается – руководство надо было внимательно читать! – нам подвластны не все дружественные войска. Что ж, на войне, в общем, обычное дело, когда одной операцией командуют несколько офицеров. «Жёлтые» действуют толково, и в некоторых миссиях можно ещё и после вступительного ролика на движке 5-10 минут просто наблюдать за происходящим.
Беда только в том, что, когда внезапно наступит время для решительных действий, вы никак не сможете скоординироваться с союзными командирами. Колонна грузовиков не будет ждать, пока вы выделите для неё конвой, а покатит в точку назначения – догоняйте! Конечно, неожиданности – неотъемлемая часть настоящей войны, но не должны ли они исходить в первую очередь от врага?
Сошедшие с дистанции
Давным-давно, когда разработчики ещё назывались 3A Games, а проект – «Комбат», нам обещали три кампании в игре – за русских, немцев и американцев. Год назад мы узнали, что в релиз попадут только две их них – американская и немецкая. Уже тогда стало понятно, что «Офицеры» заглядываются прежде всего на американский рынок. Летом разработчики решили повременить с триумфальным шествием фашистов и оставили нас с одними звёздно-полосатыми союзниками, а также британскими войсками на вторых ролях и русскими на третьих.
В кампании шесть объемных миссий, посвященных действиям на Западном фронте. Вам предстоит принять участие в операциях «Оверлорд» и «Кобра», прорыве линии Мажино и захвате Кёльна. Кампаний «за русских» и «за немцев», а там, чем чёрт не шутит, и мультиплеера с редактором миссий будем ждать в дополнении. Если, конечно, игра «попадёт» в целевую аудиторию, у которой уже есть Company of Heroes. Впрочем, перед игрой от Relic у «Офицеров», по меньшей мере, одно преимущество – более низкие системные требования.
Деревья, сделанные по технологии SpeedTree, не только колышутся на ветру, но и падают под гусеницами танков, при этом особо не напрягая процессор.Город Кан (Caen) во Франции не рекомендуется путать с итальянским Канном (Cannes). Перед нами как раз первый – Италия в эту кампанию не попала.
Бубличные оковы
Немцы, впрочем, тоже любят удивить – свалиться как снег на голову, обычно в ответ на нашу же десантную вылазку. Десант – только один из способов «воздействия извне». Также можно провести разведку с воздуха, вызвать подкрепление, заказать авианалёт или обстрелять вражеские позиции артиллерией. Кнопки, отвечающие за вызов поддержки, расположены в форме разрезанного бублика, и примерно настолько же удобны. Игра упорно хочет быть произведением искусства, и с тяжёлым вздохом сковывает себя с игроком кандалами интерфейса. Закладка «Детали», которая, по идее, должна подробно рассказывать о выбранном отряде, выдаёт очень странные данные: стрельба (?) измеряется в «сек/дисп», а скрытность – в процентах, при этом достигая 7200 (куда там Снейку!). Мало того, рядом с каждым параметром находится некая дополнительная линейка, смысл которой также непонятен и нигде не поясняется. Возможно, она как-то связана с улучшением характеристик отряда? Руководство к игре упоминает, что «в бою ваши подразделения зарабатывают очки опыта», но как узнать количество очков и текущий уровень отряда, остаётся загадкой. По крайней мере, линеечки здоровья и значки отрядов хорошо видны отовсюду, а у подбитой техники дополнительно указывается, какая система пострадала – ходовая часть, механизм вращения башни, само орудие или экипаж (чем экипаж не система?).
Есть в интерфейсе ещё одна полезная кнопка, по нажатии которой отряд автоматически занимает ближайшее укрытие. Технике эта же кнопочка предписывает окопаться.Непосредственно управлять вызванной авиацией нельзя, однако можно перевести игровую камеру в режим слежения за самолётом. Жалко, что нет отдельного окошечка для такой камеры.
Колода штабных карт
Управление отрядами в «Офицерах» тоже на среднем уровне. Вручную создать группы можно, но панели быстрого перехода к любому отряду, как во «Второй мировой», нет. «Посадить» союзные войска на горячие клавиши тоже нельзя, а ведь было бы удобно своевременно отслеживать, чем заняты «жёлтые». Тем более что функция «камеры слежения» в игре присутствует, и следить за союзниками позволяется, так же как и за видимыми врагами.
Ещё один изъян интерфейса связан с масштабом карт. Я по местным пейзажам курвиметр не катал, однако в заявленные когда-то 25 квадратных километров легко верится. Только вот мини-карта в «Офицерах» стандартного размера, в результате отряды, стоящие друг от друга в ста метрах, отображаются на ней чуть ли не одним и тем же пикселем. Кнопка Z вызывает карту покрупнее, но – вот незадача! – при отпускании кнопки карта исчезает, и приказы на ней отдавать нельзя. То же и с планом, лежащим в нашем «планшете», – на нём подробно обозначены все стратегические точки и прочие знаки RTS-пунктуации, но, как говорится, read only. Чтобы отдать приказ атаковать тот или иной объект, надо вернуться в основной экран «птичьего полёта», хотя мне всегда казалось, что командиры чаще тычут пальцами в карты, чем летают над полем боя.
Недостатки ручного управления отчасти окупаются возможностью перевести войска в «агрессивный» или «мирный» режимы передвижения, придающие вашим подчинённым некоторую самостоятельность. В первом отряды обстреливают всех, кто попадается на пути, во втором – наоборот, избегают открывать огонь.
Зелёный щит под курсором означает, что отряд, помещённый в эту точку, считается находящимся в укрытии. В городах, например, пехота может занимать здания.Этот ракурс, в отличие от «зрелищного», можно назвать «рабочим». Каски означают пехоту, броневые листы – технику.
Тушёнка и борщ
Все карты в игре разбиты на сектора. В каждом из них есть стратегическая точка, захват которой означает переход всего сектора в наше распоряжение. Пока войска и техника находятся на своей территории, они автоматически пополняют запасы горючего, провизии и снарядов за счёт общих запасов. Как только отряды покидают родные земли, бензин и тушёнка начинают сливаться «по-честному». Соответственно, длительные вылазки во вражеский стан в теории могут закончиться плачевно, но обычно все конфликты разрешаются раньше, чем у солдат начинает бурчать в животах. Важнее здесь именно общий запас, но он – по крайней мере, в начале миссии – кажется почти бесконечным, 10-15 тысяч (банок?) при расходе несколько единиц в секунду. Несложный подсчёт показывает, что этого должно хватить на несколько часов интенсивных боевых действий, но миссии в игре очень и очень продолжительные, так что захватом вражеских складов пренебрегать не следует. Об этом нам недвусмысленно намекнут в донесениях, написанных, к сожалению, не очень хорошим русским языком. В них, в частности, фигурируют «склады немцев» (хорошо, что не мёртвых негров) и «беприпасы». Попытки авторов сочинять вступительные тексты к миссиям «высоким штилем» тоже ни к чему хорошему не приводят. Вот, например, отрывок из описания битвы под городом Мондевиль: «Сотни бронированных машин устремились в бой, тонны расплавленного железа обрушились с обеих сторон. Казалось, никто не сможет уцелеть, потому что ад поднялся из-под земли и заполнил всё вокруг...» Авторский комментарий к этому тексту в файлах скриптов говорит сам за себя: «Я не переборщил? Заставь дурака Богу молиться...»
Пытаясь придать солдатам некоторую «человечность», с англоязычной озвучкой тоже немного переборщили. Так, помимо обсуждения политики Сталина и жалоб на тяготы службы, очень часто всплывает фраза: «Видел кто-нибудь мою крысу?» Видна, видна рука продюсера Виталия Шутова, автора незабвенной «Власти закона»! Бывает, что фразы повторяются по два раза подряд и надоедают весьма быстро.
Сверху видно всё
Хотелось бы обойтись без нареканий хотя бы к графической части. Игра действительно очень увлекательна и зрелищна. Авторы научно-популярного кино о Второй мировой уже должны строиться в очередь к разработчикам. Внезапная высадка вражеского десанта по-настоящему пугает, а восход солнца – всё ещё по-детски удивляет.
Руководя успешным наступлением, так и хочется кричать «Ура!», а попав под обстрел – накрыть голову руками. Вина авторов только в том, что безупречная эмоциональная составляющая вступает в противоречие с собственно играбельной. «Офицеров» хочется не грубо хватать руками, дёргая каждый отряд отдельно, а лишь плавно задавать общее течение процесса и любоваться результатом. Лучше всего игра выглядит с высоты птичьего полёта.
1675 Прочтений • [Обзор игры Офицеры] [11.04.2012] [Комментариев: 0]