Акелла» разошлась не на шутку. Компания приобрела права на разработку и издание игр по всем самым известным и интересным произведениям братьев Стругацких и теперь у разработчиков припасено столько проектов, что хватит даже самым жадным поклонникам именитых писателей. Квесты «Понедельник начинается в субботу» и «Отель “У погибшего альпиниста“», ролевая «Трудно быть богом», плюс три проекта по «Обитаемому острову»: квест «Обитаемый остров: Землянин», FPS «Обитаемый Остров: Чужой среди чужих» и, наконец, «Обитаемый остров: Послесловие». Как видите, обижаться могут разве что поклонники гоночных игр и любители The Sims.
О том, что таят в себе первые две игрушки, мы пока не знаем, хотя знакомство вскоре состоится. Иное дело «Послесловие», о нем мы сегодня и поговорим. Кстати, прежде чем оказаться на прилавках, игра несколько месяцев пылилась у разработчиков. Сложись все иначе, мы бы познакомились с ней еще весной. Каковы причины задержки, сказать трудно, но будем надеяться, что игры со временем не портятся.
Для удобства брифинг перед каждой миссией сопровождается вот такими указаниями – симпатично и наглядно.Конечно же, разработчики не ограничились сухопутными сражениями, скоро вы сможете воевать и на воде, и в воздухе.
Бросим взгляд на детище компании Wargaming.net и попробуем дать ей краткое определение. Все очень просто: пошаговые бои на шестиугольных полях. Корни «Острова» следует искать не в Panzer General, как вы наверняка подумали, хотя поклонникам этого сериала игра вполне подойдет. Если говорить о традициях, то, скорее, стоит вспомнить серию Battle Isle и предыдущие работы Wargaming.net, которые, кстати, тоже делались с оглядкой на Battle Isle. Да, речь идет о Massive Assault, переработанные и доработанные версии которой белорусская студия продает вот уже несколько лет. Помнится, после анонса «Послесловия» любители пошаговых стратегий терзались, не кончится ли все тем же Massive Assault, только с другим набором юнитов. Не секрет, что очередная игра сериала отличалась от остальных приукрашенной графикой, новыми боевыми единицами и свежими картами. Зато шансы на успех при таком подходе были весьма велики, ведь все без исключения Massive Assault получали на редкость лестные отзывы игроков и критиков. Сходство с предыдущими работами Wargaming.net действительно есть. Заключается оно в том, что с «Обитаемым островом» легко разберутся даже люди, которые прежде никогда не увлекались стратегиями. Более того, «Послесловие» – один из таких проектов, в которых игрока незачем чему-то учить, поскольку все понятно и так. Пожалуй, новичка смутит отсутствие кнопки «Отменить ход». Если вы промахнетесь с клеткой, игру придется загружать с последнего сохранения. С другой стороны, кто-то возразит: «Что мешает переместить юнита, посмотреть на расположение вражеских войск и затем отменить ход?» Господа, это без труда решалось еще в Panzer General – отряды противника просто не видны до тех пор, пока игрок окончательно не решит, что делать.
Экранизация
Если у вас нет времени или желания читать роман Стругацких, подождите экранизации. Пока «Акелла» штампует игры по мотивам, Федор Бондарчук в поте лица трудится над фильмом. Бюджет – $30 млн, снимается в Ялте. Несмотря на то что фильм будет снят уже к концу этого года, на широких экранах «Обитаемый остров» появится только осенью следующего (23 октября 2008 года). И это лишь первая часть картины, вторая увидит свет 1 января 2009 года. В главных ролях: Василий Степанов (Максим Каммерер), Петр Федоров (Гай Гаал), Юлия Снегирь (Рада Гаал), Алексей Серебряков (Странник). Кроме того, в фильме традиционно засветится вездесущий Гоша Куценко (Вепрь), а также Федор Бондарчук собственной персоной (Прокурор). К услугам всех интересующихся подробностями сайт картины – www.oostrov.ru
Не всегда вас предупредят, что время на исходе! Следите за верхней частью экрана, там показано, сколько ходов в запасе.Осторожно, может, юниты и похожи, но только внешне. Скажем, грузовик одной стороны более вместителен.
Вот профессионалам поначалу покажется, что их опыт и знания поставлены под сомнение. Согласитесь, тех, кто не раз пережил Вторую мировую, вынес на своих плечах все тяготы становления Римской империи, без конца отбивался от инопланетных орд и еще много чего повидал, опека может обидеть. Частенько перед боем нам подсказывают: «Смотри, Макс: пехоту направо, танки сначала придержи, потом они пригодятся на левом фланге, ну а пушки поставь здесь и вот там. Действуй!» Казалось бы, теперь победа в кармане и геймеру остается лишь пожинать плоды чужих расчетов. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, совсем не худо, прежде чем лезть в битву, ее как следует продумать. Во-вторых, предложенная тактика совсем не гарантирует победы. Скажем больше, она практически ничего не дает. Вы всегда можете действовать по собственному усмотрению и выбрать другой путь. Да и авторы в любой момент готовы поставить подножку: то танки невесть откуда возьмутся, то в ближайшем лесу затаится пехота и преподнесет сюрприз, приятный или не очень. Но не только из-за нежданных подарков бой становится непредсказуемым, разброс повреждений довольно велик, что делает игру сложнее и интереснее. Немалую роль играет тип брони, опыт бойцов и их моральное состояние.
«Послесловие» захватывает, первые миссии пролетаешь как на крыльях. Ну а потом возникает законный вопрос: неужто все можно одолеть за несколько вечеров? Ничего подобного! Авторам удалось избежать этой болезни многих нынешних игр. Уже после третьей миссии на завоевание новых территорий уйдет не меньше часа. Мало того что каждая миссия обязательно преподнесет нам несколько сюрпризов, так еще и время для их прохождения ограничено. Не беспокойтесь, независимо от ваших полководческих талантов, игры хватит надолго. Одна только основная кампания потребует уйму времени. А ведь это далеко не все! Помимо главной кампании, растянутой аж на 17 миссий, есть 11 дополнительных сценариев и 12 карт для сражений как с настоящим противником, так и с «искусственным». Наверняка любителям романа будет интересно, что основная кампания проходит в основном в Стране Отцов, тогда как дополнительные сражения отданы Хонти, Островной Империи и Сынам Пустыни.
Мультиплеер
Один из самых больших недостатков игры – многопользовательский режим. Впрочем, справедливость требует отметить: авторы стараются все исправить. Тем не менее, исчезающие юниты, проезжающие сквозь скалы танки, невозможность атаковать конкретный отряд по неизвестным причинам – все это и еще многое другое, не менее интересное, свалится на вас при попытке сыграть с живым противником. Что несказанно радует, сотрудники компании чутко реагируют на претензии игроков и большая часть ошибок была исправлена первым же патчем. Если вас не интересуют битвы с живыми противниками, этого минуса вы не заметите и без всяких патчей, в однопользовательском режиме ничего подобного не было и нет.
Противотанковые и противопехотные пушки лучше поставить позади своей пехоты и танков. В таком случае артиллеристы атакуют каждого, кто покусится на ваши отряды.Вода постоянно движется, а на некоторых уровнях появляются спецэффекты – тут гроза разразится, там пойдет снег. Вот только облака не плывут никуда – тяжелая «картонка» неба так и торчит на одном месте.
«Послесловие» уверенно работает даже на бюджетных компьютерах. Как не порадоваться, особенно если припомнить демоверсию, которая тормозила даже на современных PC! Но, разумеется, не обошлось и без претензий. И вот первая: по части графики авторам «Послесловия» похвастать нечем. И не в том даже беда, что мало полигонов или нет красивых спецэффектов – настоящая стратегия может обойтись и более простой графикой. От чрезмерно ярких красок и слишком мелких юнитов очень устают глаза.
Утомление быстро накапливается и потому от монитора приходится отходить едва ли не каждый час. А уж если надумаете играть ночью, поверьте, трудности возникнут буквально с первых минут. Настройка яркости не помогает, для поиска своих солдат проще воспользоваться кнопкой N, переключающей управление на следующий отряд.
Но это только полбеды, вторая половина заключается в том, что страдают не столько глаза, сколько уши. Прекрасный саундтрек, составленный из симфонической музыки и леденящего эмбиента, особенно хорошо сочетающийся с «зимними» картами. Да что там! Такое музыкальное сопровождение может дать фору многим западным проектам. Это с одной стороны, а с другой... невыразительные голоса и бубнящие в микрофон актеры. Может, текст и хорош, только оценить его сложно. Мало того что у актеров нелады с голосом, но вдобавок к этому у разработчиков, очевидно, еще и нелады со слухом – некоторые реплики вообще едва слышны.
Ходили сплетни, что релиз задержали ради новой озвучки, мол, весь текст перезаписали с нуля – не верьте, это наглая ложь! Впрочем, вы и сами поймете, когда насладитесь замогильным голосом – хуже быть попросту не могло.
Если отряд под крышей, он гораздо опаснее, чем на открытой местности.Не бросайте в атаку разведчиков, это бессмысленно.
Кстати, в игре и в помине нет никакого социального подтекста, столь привычного в творчестве братьев Стругацких. Да, признаться, и цитат-то здесь мало. Более того, даже знакомые персонажи не слишком похожи на героев романа. С другой стороны, это и неплохо, ведь «Послесловие» не искажает мысли писателей, так что даже у самых ярых поклонников отечественной фантастики игра раздражения не вызовет. Повторимся, не ищите в «Послесловии» заменитель книги – это не новый взгляд на известные события и тем более не дословный пересказ, а всего лишь дополнение. Пожалуй, есть еще одна немаловажная деталь – это отличное дополнение! После знакомства с игрой возникает законный вопрос: а продолжение будет? Увы, пока неизвестно. Но, учитывая страсть Wargaming.net к дополнениям и новым версиям, ответ напрашивается сам собой. Очень хочется, чтобы так оно и случилось.
Западные и отечественные журналисты
Западные и отечественные журналисты оценивают «Послесловие» по-разному. В иностранной прессе средний балл не превышает 7 из 10 возможных. Так в чем дело, почему англоязычным критикам не пришлась по душе Galactic Assault: Prisoner of Power? Возможно, секрет в том, что никто не обратил внимания на сюжет, а ведь без книги это одни вопросы без ответов. Разумеется, сами рецензенты роман не читали, хотя труды братьев Стругацких давно переведены на английский. При этом многие говорят о чрезмерной сложности, небольшом вкладе в жанр и, как это ни странно, об устаревшей идее. С первым мы, безусловно, согласимся, хотя игра и не так сложна, чтобы записывать это в недостатки. А вот второе и третье утверждение спорны: поклонников у подобных игр немало, особенно в России, да и совершать революцию необязательно. Совсем неплохо делать просто качественные игры, тем более их не так уж много.
Опыт штука полезная, ветераны способны без особых потерь атаковать даже с невыгодной позиции, даже тех, кто в окопах или в здании.Скудная информация справа на экране – это все, что подготовили разработчики. К сожалению, более подробного описания юнитов нет. Ходят слухи, что это упущение исправят в патчах.