Наконец и на нашей улице перевернулся фургон с пряниками. Neverwinter Nights 2 – не просто очередная CRPG на полках магазинов, это конец затянувшегося «средневековья» с девизом «CRPG тоже игры, только некрасивые». NWN2 завершает тройку хитов, возглавляемую Oblivion и Gothic 3, и задает разработчикам уровень качества, ниже которого опускаться просто неприлично. Теперь мы не хуже других. На нас наконец-то перестали показывать пальцем поклонники Final Fantasy, а ценители Far Cry бросают уважительные взгляды. Ура, товарищи, так держать. А теперь о игре.
Наш любимый конструктор
Театр начинается с вешалки, а CRPG с создания персонажа. Чем продолжительнее этот процесс, тем сложнее игра. Neverwinter Nights 2 не разочаровывает – к созданию персонажа разработчики подошли очень тщательно. Доступны все классические расы Забытых Королевств, причем каждая имеет несколько разновидностей: например, в категории «эльфы» присутствуют эльфы обычные, лесные и темные, они же дроу.
Все классы, от мага до паладина, бережно перенесены прямиком из настольной игры, а к ним приятное дополнение – «новенький» Warlock из книги правил Complete Arcane. Кроме стандартных классов, существуют престижные, но чтобы получить к ним доступ, нужно соответствовать определенным требованиям. Скажем, для получения звания Бешеного Берсерка игру придется начать в роли обычного воина.
По сравнению с Oblivion наш герой получится не таким красивым, но при желании можно воплотить все свои фантазии. Например, нарисовать миловидную девушку. Или грузную тетку. Пожилого панка с розовым гребнем? Почему бы и нет. Афроамериканца? Всегда пожалуйста. У гномов и эльфов с разнообразием потуже, но тоже неплохо. Зачет.
Камеру можно поставить любым возможным способом. Хотите, игра будет выглядеть так?...… А хотите, так?
Юный спаситель мира из провинции
Над играми по системе D&D, похоже, висит проклятие: все они повествуют о юноше из маленькой деревушки, который спасает мир от разнообразного Зла. Как ни прискорбно, но Neverwinter Nights 2 – тоже из их числа. Сценаристы приложили все усилия, чтобы хоть как-то разнообразить сюжет, но из жестких рамок жанра не вырвались. Если юному герою суждено тащить Великий Артефакт Зла через леса и долы, а по пятам его несутся Зловещие Служители Тьмы – значит, потащит родной, никуда не денется.
Тем более что герой путешествует не один, а в компании колоритных (хотя совершенно стандартных) спутников. Всего их десять, а выбрать можно лишь троих. Наши товарищи – не бестолковая массовка, а вполне живые, разговорчивые личности, в лучших традициях Baldur’s Gate 2. Каждый персонаж наделен особыми качествами, у каждого свои интересы, характер, принципы, и даже персональные сюжетные задания. Приятно, что в игре присутствует фирменная «фишка» разработчиков – влияние. Герой словом или делом доказывает напарнику, что он «свой парень», таким образом, влияние на приятеля растет, и тот начинает сражаться более отважно. А если постоянно ругаться с боевыми товарищами, они начнут обижаться и могут даже покинуть отряд. В конце концов, набрав пеструю команду в составе: гном-берсеркер, друид – убежденный «зеленый» и юная воровка без комплексов, понимаешь, что единственный способ никого не обидеть – помалкивать.
Это не рабоче-крестьянский митинг, это побег рабов из бандитского лагеря.Позвольте, кто взял в партию свинью?! Ах, это вы, товарищ друид…
Три источника и три основные части
Три столпа, на которых держится приличная ролевая игра, – это шинковка монстров, выполнение заданий и прокачка персонажей. Neverwinter Nights 2 не претендует на революцию в жанре, она лишь совершенствует игровой процесс.
В бою мы напрямую управляем только главным героем, «свита» действует по своему электронному разумению – без гениальных тактических решений, но и без глупостей. При этом помощникам можно отдавать множество приказов, например, «следуй за мной», «держись на отдалении», «обезвреживай ловушки» или «даже не пытайся», и т.д. Кроме того, любого персонажа можно временно взять под контроль (при этом главным героем управляет компьютер) и выполнять им сколь угодно сложные трюки. Автоматическая пауза, к сожалению, отсутствует, но в силу неторопливого течения боя нажать пробел совершенно несложно.
Большая часть приключений проходит под открытым небом, но самое увлекательное ждет нас в заброшенных гробницах и пещерах. Их дизайн сильно улучшен по сравнению с первой частью. Бесконечная череда одинаковых прямоугольных комнат пропала, уступив место компактным, разнообразным, увлекательным подземельям. За дизайн гробниц, склепов, пещер и лабиринтов разработчикам – зачет.
Даже рука не поднимается проливать кровь среди такой красоты… но надо, надо, мировое зло не дремлет.Зловещий чернокожий дядька с кистенем – это не главный злодей, а наоборот, главный герой.
В игру вернулась карта, которой нам так не хватало в предыдущей части. На ней отмечены все точки, куда мы можем попасть, и один клик мышью переносит нас в желаемое место. Новые места не появляются на карте сами собой – чтобы очутиться в Заброшенном замке Черного Короля, мы сначала должны от кого-нибудь узнать, где этот замок находится. Или прочесть в книге. Либо увидеть вещий сон. В игре уйма возможностей получить подсказку.
Задания – настоящая жемчужина в короне NWN2. О них – только в превосходной степени. Очень интересные, крайне разнообразные, исключительно нелинейные. Каждое задание – маленькая история, небольшой рассказ с интересным сюжетом, интригой и зачастую неожиданной концовкой. Количество вариантов выполнения заданий огромно. Например, «ликвидировать бандитов», выполняется минимум пятью способами. Главаря можно убить, заставить сдаться властям, можно угрозами выгнать в соседнюю провинцию (а властям либо сказать правду, либо соврать, что убил бандита, и получить награду), можно убедить его завербоваться в армию (суровое военное время, на фронте каждый боец на счету, вперед, за Родину!) – а можно присоединиться к его банде. Допускаю, что существуют и другие варианты, которые мне найти не удалось.
Медвед, как положено, разговаривает - но махать передними лапами не обучен.Пауки на болотах бывают трех видов: большие, очень большие, и вот такие.
Что касается развития персонажей, то Neverwinter Nights 2 – это классическое D&D редакции 3.5, без малейшего обмана. Здесь все соответствует правилам настольной игры, начиная от качеств того или иного доспеха и заканчивая опытом за убийство монстров. Если в книге написано, что на таком-то уровне персонаж такого-то класса получает новую способность, которая действует таким-то образом – не сомневайтесь, в NWN2 все будет именно так. Некоторые умения пришлось удалить из игры в силу ограничений движка (например, в игре не будет навыка плавания и заклинания полета), но те, что в игре есть, – соответствуют бумажным правилам. Очень точная, бережная компьютерная реализация настольной игры.
Максимальный уровень персонажа – 20. Одновременно можно развиваться в четырех различных классах, включая престижные. К сожалению, эпические уровни, полюбившиеся нам по NWN1, и все связанные с ними преимущества отсутствуют – возможно, появятся в дополнениях?
Географическая справка
Основные события Neverwinter Nights 2 разворачиваются в регионе северного Побережья Мечей, между городами Невервинтер и Лускан.
Невервинтер, он же «Бриллиант Севера»– один из самых известных мегаполисов в Забытых Королевствах. Он называется так оттого, что стоит на берегах вечно теплой реки, не замерзающей даже в самые лютые зимы. Городом правит лорд Нашер Алагонде, которого днем и ночью охраняют девять отборных телохранителей. Другое название Невервинтера – город Искусных Рук – связано с большим количеством талантливых ремесленников и мастеровых.
Лускан, Город Парусов – крупный порт, печально известный как северный оплот пиратов на Побережье Мечей. Лусканом управляет совет Пяти Капитанов, но поговаривают, что реальная власть находится в руках загадочного Темного Братства магов. Морская торговля и пиратство удивительным образом уживаются в этом городе. В Лускане можно встретить купеческие суда со всего побережья, от ледяных земель Айсвинд Дейла до южного Калимшана. Впрочем, немногие рискуют открыто признавать, что ведут дела с Лусканом, – это может оставить черное пятно на добром имени купца.
Великий град Невервинтер по нашим меркам – обычный райцентр. Балдурс Гейт, помнится, был покрупнее.Эльф, гном и демон спасают человекоящера от мертвецов. Обычное дело в Забытых Королевствах.
Пламенный мотор
Движок, увы, не без изъяна. Да, он показывает весьма красивую картинку, но при этом слишком тормозит. Если сравнивать, например, Guild Wars, получится, что красота графики и сложность у них примерно на одном уровне, но NWN2 заметно сильнее «грузит» процессор и видеокарту. Видимо, программисты Obsidian не так хороши, как их дизайнеры...
Кроме того, присутствуют недостатки, которые мы привыкли связывать с консольными играми прошлого века. Например, подойдя к оврагу или берегу реки, мы с удивлением обнаружим, что герой уперся в невидимую стену и дальше ни шагу. Зачем это – непонятно, особенно если вспомнить первый Neverwinter Nights, в котором персонаж резво пересекал любые неровности рельефа. Зайдя в подземелье, смотрим на мини-карту с изумлением – на ней заботливо обрисованы все закоулки пещеры, которую герой видит первый раз в жизни. А бывает – все нормально, карта появляется по мере прохождения уровня, как и должно быть. Но в целом, все это мелкие придирки, которые не портят общее впечатление от отличной игры.
Вот так занимаются защитой животного мира паладины…… а так – друиды.
Аудио и видео
Звук в игре – заслушаешься. Число различных эффектов невелико, но те, что есть, звучат сочно, радуют слух. В бою все удары очень выразительны, звон оружия – громкий, крики – отчаянные, в общем, как надо. В промежутках между боями слышны звуки природы. Они не слишком впечатляют. Музыка средняя. Совершенно незапоминающийся, типовой фэнтези-саундтрек. Не удивлюсь, если за авторством Джереми Соула.
О диалогах. В игре очень много персонажей, около сотни, и все они очень разговорчивы, поэтому полная озвучка всех бесед потребовала бы титанического объема работы и соответственных денежных вложений. Что позволено Bethesda с ее Oblivion, на то скромный Obsidian даже и не стал замахиваться. Озвучены только ключевые диалоги – но озвучены хорошо, с душой. Скромно, но со вкусом.
Сделай сам
Почитая традиции серии, разработчики не только позаботились об интересной одиночной кампании, но и подарили нам различные возможности для увлекательного мультиплеера. К игре прилагается удобный конструктор, при помощи которого каждый желающий попробует себя в роли пресловутого «хозяина подземелий». Нарисуйте ландшафты, начертите планы подземелий, населите их монстрами, разбросайте горы сокровищ – и ваше персональное приключение готово, осталось выйти в онлайн и обманом заманить друзей в смертельную ловушку.
Если игра станет такой же популярной, как и первая часть, то в течение полугода мы наверняка увидим множество бесплатных приключений, сделанных энтузиастами. Ставлю 50 золотых на то, что Neverwinter Nights 2 будет популярной!
Историческая сенсация
Принято считать, что первая часть сериала Neverwinter Nights вышла в 2002 году под маркой Bioware. На самом деле, игра от Bioware была второй по счету, а оригинальная Neverwinter Nights вышла аж в далеком 1991 и совершила, ни много ни мало, мировую революцию. Она открыла жанр графических MMORPG.
Нет, это не опечатка. Пятнадцать лет назад счастливые пользователи провайдера AOL на своих 1200-bps модемах азартно резались в полноценную онлайновую ролевку. На сервере находилось до 50 игроков, а час игры стоил 6 долларов.
Для своей эпохи Neverwinter Nights была невероятно продвинутой игрой. Несмотря на примитивное графическое оформление (игра была сделана на заслуженном движке Gold Box series), она позволяла игрокам собрать партию и отправиться из города Neverwinter на поиски монстров, которые в изобилии водились в окружающих лесах, горах и огромных подземельях. Создавались и распадались гильдии, лилась кровь на PvP аренах, заключались даже виртуальные браки...
Но увы, со временем великая игра была предана забвению, а лавры «первой графической MMORPG в мире» незаслуженно перешли к Ultima Online. История несправедлива к усопшим.