Гоночный фетишизм
Пока игровая общественность дружно увлекается автомобильным фетишизмом, Slightly Mad Studios предлагают публике фетишизм другого характера – спортивно-гоночный. Консольные Gran Turismo и Forza который год меряются длиной автопарка (и счет идет уже на тысячи машин), Shift 2 тем временем обходит их на совсем другом поле – в симуляции самих гоночных заездов.
Сериал откалывается от бренда Need for Speed в самый правильный момент: теперь, с выходом сиквела, у линейки появилось действительно узнаваемое лицо. Расстановка сил с этого момента выглядит так: Gran Turismo с PlayStation 3 – для тех, кто любит машины; Forza с Xbox 360 – для тех, кто не любит Gran Turismo (удивительно многочисленная группа, кстати); GRID – для жертв эпохи Call of Duty (которые даже в симуляторах ищут лоск и драматизм); Shift – для ценителей гонок как спорта.
Городских трасс хватает, но большинство гонок проходит все-таки на изолированных треках.В онлайне можно поставить ограничение на вид камеры и, например, заставить всех кататься с видом от первого лица.
Боевые машины
Если в том же Gran Turismo чужие авто при поворотах можно использовать как батут, в Shift 2 быстро и надолго учат бояться физического контакта машин. Царапнули противника – дуэтом покатитесь в кювет, впихнулись в кого-то на повороте – можете даже не ждать аварии, выходите уже в меню. Жесткость пенальти меняет правила игры и превращает гонку в хардкорную битву за территорию. Вот теперь это симулятор на все сто процентов.
Влезть на повороте между двумя, тремя, четырьмя машинами; отстранить врага с полосы, но не вылететь вместе с ним на обочину; найти свое место в великом хаосе первого поворота – все это задачки, которые требуют в Shift 2 регулярного решения.
И решение строится не только на хороших отношениях со своей машиной, но и на четком понимании врагов – вы должны знать, где и как надавить на противника, чтобы он в панике уступил дорогу, а не долбанул бампером по носу; уметь чувствовать не только свою машину, но и все остальные – и это отличает Shift 2 от других симуляторов, где враги на шкале грозности стоят где-то между пунктами «в кабину залетела оса» и «на дороге кочка». Перед попыткой подрезать и занять лидерство думаешь по десять раз – а нужно ли оно вообще, лидерство это? Иной раз даже не пытаешься идти на обгон: лучше уж стабильно держать вторую позицию, чем нарваться на преждевременный тур по травмпунктам.
Все вышесказанное актуально даже для игры с выключенной системой повреждений. С включенной готовьтесь при малейшей ошибке глядеть на свои отлетающие колеса и слушать заглохнувший мотор. Как нам и обещали, гонки в Shift 2 – настоящие бои, намного серьезней, чем в первой игре.
Российское издание
К переводу есть ряд претензий – по крайней мере, к переводу нашей ревью-версии. Он был, во-первых, неполный: в тексте иногда выскакивали английские предложения. Во-вторых – кривой: при запуске игры, например, нас встретили надписью «не выключайте консоль». Но версия у нас была, повторяемся, не финальная, так что вердикта локализации выносить пока не будем.
Начало гонки – самые страшные мгновения: восемь машин вместе входят в первый поворот, выходит обычно не больше пяти.Мы поиграли и в консольную, и в компьютерную версию Shift 2, сравнили, подумали и теперь можем сказать очевидное: на ПК игра выглядит лучше. Но на консолях более стабильная частота кадров – что для гонки очень важно.
Карьера на первом месте
Неминуемое желание упростить процесс приведет новичка в меню настроек: здесь, как и раньше, очень гибкие параметры сложности и куча виртуальных «помощников». Вот только никакая, даже самая мизерная сложность не даст вам первое место на блюдечке: в Shift 2 позиция в первой тройке уже считается незаурядной победой. Слава богу, в карьере такой факт учтен: игра (как и ее предшественница) поощряет гонщиков и за успехи, и за неудачи – чем и в каком режиме вы бы ни занимались, вы всегда будете получать опыт и открывать новые заезды. Проигрываете-проигрываете-проигрываете, а потом выходите в меню и видите, что пол-игры уже пройдено. Приятно. Если помните, раньше система прокачки делилась на ветки «агрессивную» и «точную» – и не знаю, как у вас, а у меня стабильно набиралась первая. Shift 2 мягко указывает таким агрессорам на дверь (а за дверью, вестимо, Hot Pursuit): очки в сиквеле дают исключительно за прилежное поведение – за призовое место, удачный поворот, чистое прохождение участка, рекорды по времени. «Обмен краской» теперь не награждается опытом, а карается вылетом с трассы. Параллельно с очками XP гонщик-карьерист аккумулирует, конечно, и деньги, которые спускаются в автосалонах и мастерских по тюнингу – и денег обычно так много, что при переходе в новый класс сразу покупается самая дорогая машина.
Карьерный режим Shift 2 не особо длинный, но приятно разнообразный: тут есть целая подборка ретро-состязаний, гонки на маслкарах, дрифт-заезды. С последними обошлись особенно хорошо: даже отдельную тренировку для них сделали, где на трех картах нужно наворачивать круги да восьмерки.
Как и полагается серьезному симулятору, на сюжет Shift 2 плюет свысока: мы, анонимный супергонщик, которого почему-то учат самые известные чемпионы современности, слепо едем навстречу великой мечте – взять первый приз сначала на FIA GT3, а потом на FIA GT1. Подробней о том, что это и зачем, – во врезке. Как мы уже говорили, автофетишизмом Slightly Mad Studios не страдает, поэтому выбор железных коней в игре не так велик: их чуть больше сотни. Зато кастомизация пугает: можно менять давление в шинах, тормозной баланс, угол кастера, клиренс, степень блокировки дифференциала, прижимную силу, сжатие амортизатора – черт, половину этих слов мы слышим в первый раз, так что система просто обязана быть глубокой. И вдобавок есть тюнинг более фундаментальный: разрешают менять запчасти целиком, улучшать движок, подвеску, ставить нитро, лепить, наконец, наклейки на бампер. Если не разбираетесь в машинах – просто заходите и покупайте то, что рекомендует игра. Если разбираетесь – до скорых встреч, удачно провести с Shift 2 выходные.
О РАЗРАБОТЧИКЕ
Slightly Mad Studios – команда молодая, собранная в 2008-м выходцами из Simbin (которые создали GTR и GT Legends) и не имеющая за душой ничего, кроме сериала Shift. Кстати, разработчики – британцы, что прекрасно объясняет странную фиксацию в игре на треках из Соединенного Королевства.
В каждом типе состязаний к игроку приставлен какой-нибудь наставник, реальный автогонщик. Выиграйте все заезды отдельного типа, и получите от учителя уникальную машину в подарок.
FIA GT
У чемпионата FIA GT запутанная история. Сначала это был европейский гоночный чемпионат для машин типа Гран Туризмо – и тогда было его 2 разновидности: GT1 и GT2 (для более и менее мощных моделей соответственно). Но теперь ситуация несколько изменилась: остался лишь GT1, который получил статус чемпионата всемирного, GT2 же был упразднен. И вдобавок к этому существует GT3 и GT4 – европейские чемпионаты, созданные для гонщиков-новичков. Тут используются машины попроще и не допускается их модификация на заводском уровне, что уравнивает шансы участников. Все эти чемпионаты регулируются организацией FIA – Международной автомобильной федерацией с штаб-квартирой в Париже.
Не верите, что Shift 2 – серьезный симулятор? Скриншот с полным интерфейсом вас убедит.Вот уже который год разработчики продолжают игнорировать нелепый баг: водитель почему-то никак не реагирует на нажатие «ручного тормоза», его руки продолжают лежать на руле.
Родственные связи
Сиквел не только доводит до ума начинания первой игры, он предлагает и некоторые принципиально новые идеи. Главная такая новинка – система онлайновых матчей Autolog, которая впервые появилась в прошлогодней Hot Pursuit, а теперь активно расползается по остальным гонкам Electronic Arts. В Shift 2 «автолог» работает так же, как и в игре от Criterion: система следит за достижениями ваших друзей и говорит, чем стоит заняться лично вам и прямо сейчас, чтобы товарищи как можно сильней завидовали. В Autolog еще и встроена сомнительной ценности социальная сеть: тут можно делиться фотографиями, переписываться с приятелями, обновлять статус своего профайла, читать новости от разработчиков – в общем, тратить время. Стоит признать, в Shift 2 все это смотрится намного уместней, чем в Hot Pursuit: тут у нас симулятор – играют в него намного дольше, чем в аркаду, поэтому и богатый онлайн всегда будет к месту.
Другое большое новшество – камера с видом от первого лица, из шлема. Работает превосходно: более играбельного вида из кабины в играх еще не встречалось. Удивительно, но на узких треках он бывает даже удобней, чем вид от третьего лица. Камера тут следует всем мелким движениям головы и глаз водителя: она наклоняется в сторону поворота, фокусируется на сложных участках дороги и врагах, откидывается и наклоняется при ускорении и торможении. Получается крайне естественно и удобно – рекомендуем каждому.
Все эти изменения указывают на одно: Shift сделал последний шаг от аркадных гонок к симуляторам. Сериал не просто стал независимым, теперь он достаточно силен, чтобы соперничать с самыми популярными гонками всех платформ – да, с Gran Turismo и Forza. А на ПК его лидерство даже не обсуждается.
Главное новшество – система онлайновых матчей Autolog, которая впервые появилась в прошлогодней Hot Pursuit.
География Shift 2
Сиквел сохранил все 19 треков из первой игры и добавил 15 новых (естественно, в куче разных вариаций) – среди них попалось три городских: Майями, Шанхай и Ривьера. Подборка странноватая – после Лондона и Токио первой игры хотелось чего-то столь же грандиозного. Зато остальные новые треки удались: среди них нет ни одного вымышленного, все скопированы с реальных прототипов. Есть тут чешский Brno Circuit, бельгийский Circuit Zolder, Dijon Prenois из Франции, два итальянских трека, два немецких, японский, американский, испанский – и даже дубайский автодром и Mount Panorama Circuit из Австралии как-то втиснулись в игру. А вот нехватка русских треков продолжает остро ощущаться.