Совершенно иначе дело обстоит с российским рынком. Даже флагман 1С поощрит любое творческое начинание, приютит талантливых разработчиков и будет ежемесячно десантировать в глянцевые журналы рекламные полосы. «Мору» однозначно повезло. Он получился именно таким, каким его задумывали. Никаких попсовых упрощений, максимум оригинальных и свежих идей.
Неумолимое время
Сколько бы вопросов типа «Что же за жанр у вашей игры?» разработчикам ни задавали, ответ на них остаётся неизменным. Название: «Мор», жанр: «Утопия». После первого взгляда думаешь, что это такая замаскированная RPG. В самом деле, мы исследуем город, получаем новые задания, путешествуем от одного персонажа к другому. Однако экспа здесь отсутствует как класс, да и вороха характеристик и умений, требующих своевременного увеличения, тут тоже не найдется. Даже наоборот, некоторые параметры стремительно уменьшаются, а критическое значение какого-либо приводит к гибели. Безграничной свободы передвижения, правда, тоже нет. Точнее, она есть, но только в пространстве.
Время здесь – ваш главный оппонент. Чтобы вы ни делали, но через двенадцать игровых дней (или 24 часа реального времени) на экране появится финальный ролик. Концовок несколько, однако цель у нас одна: выжить, и по возможности спасти город от страшной болезни. Начинает казаться, что перед тобой самый настоящий survival horror, причём второе слово поджанра можно отбросить. Хотя страшно здесь бывает довольно часто. Скорее даже жутко: кровавые бойни, прогулки по ночному кладбищу, пугающе пустынные улочки – все это создает непередаваемую атмосферу страха и безысходности. По степени «давления» на игрока «Мор» может поспорить со многими представителями вышеозначенного жанра, в том числе и с Silent Hill. Похожее чувство возникает при чтении, скажем, «Преступления и Наказания» или «Палаты №6». Пугающее чувство обречённости, ощущение приближающейся напасти, которую невозможно остановить. Персонажи, с отлично прописанными характерами, только нагнетают страстей. С самого начала нас предупреждают «Верить никому нельзя. Даже мне».
Развилка
Что делать, когда два знакомых человека загадочным образом погибают? Как быть, когда за тобой охотится весь город? С чего начать, если тебе уже известно, что за эпидемия в городе и как с ней бороться? На эти вопросы игроку придётся ответить, сыграв за каждого из трёх персонажей: Бакалавра, Гаруспика и Самозванку. Первый приезжает в город, поскольку в нём обитает якобы бессмертный человек – нашему герою очень важна эта встреча ввиду своей деятельности (танатология – изучение смерти). Второй прибывает в это странное место с целью получения наследства, но судьба отводит ему роль изгоя, который старается восстановить свою репутацию. Третья героиня знает, что произошло и просто хочет помочь городу выжить. Несмотря на то, что действие «Мора» происходит в одном и том же месте, стиль игры за каждого персонажа отличается в корне. Фабула построена интересным образом: проходя игру следующим героем, вы видите уже случившиеся события, но под совсем другим ракурсом.
Например, приключения Бакалавра в третий раз вам покажутся ничуть не менее интересными, чем в первый. Свою роль в этом играет и литературная составляющая. В кои-то веки отечественный проект может похвастаться плеядой красиво построенных и интересных диалогов. Читать придётся много (тексты, увы, не озвучены) и очень внимательно. Пропустите что-либо важное – пеняйте на себя. Почти на каждую реплику предусмотрено несколько вариантов ответов, влияющих на развитие сюжета. Кое-где, разумеется, можно и съязвить, но чрезмерное остроумие ничего хорошего не сулит. В то же время некоторые индивиды совсем не заслуживают уважительного отношения к себе.
Второстепенных заданий достаточно. Их выполнение – дело опциональное, да и тяжёлой ношей они вряд ли станут. Упомянутое ограничение по времени аукнется и здесь. Наступила полночь – все задания аннулируются. Успели – молодцы, не успели – ничего не попишешь. Выполнить абсолютно все квесты даже за 24 часа невозможно, так что перед вами ещё один аргумент в пользу повторного прохождения.
Базовых параметров несколько: жизнь, репутация, усталость, голод, иммунитет, инфекция. Все они взаимосвязаны. Усталость может привести к смерти, голод постепенно уменьшает life bar. Если вы решите поспать (а это единственный способ борьбы с усталостью), то обязательно проснётесь с пустым желудком. Подкрепляться придётся водой из родников и едой в ближайших закусочных. Чем лучше вы ориентируетесь в городе, тем больше у вас шансов выжить.
У персонажа в наличии есть довольно вместительный рюкзак, разделенный на несколько отделов. В базовый набор начинающего борца с неизведанным входят антисептики, лекарства и оружие (правда, пользоваться стволами приходится довольно редко).
Не смотрите мне в глаза
От внешнего вида «Утопии» остаются двоякие впечатления. Да, временами изображение отстаёт даже от Morrowind’а: модели персонажей напоминают растаявшие восковые фигуры, а дома выглядят чересчур одинаково. Однако внутренне убранство «ключевых» зданий выполнено очень неплохо. Хорошо получились и местные достопримечательности. Так, вы совершенно точно распознаете городской театр, железнодорожную станцию, бойню и многогранник. За дизайн последнего вообще можно простить многое.
Со звуковым оформлением дела чуть лучше. Сами эффекты, правда, никакого впечатления не производят, зато музыка подобрана отлично. Мрачные композиции еще глубже погружают в мрачную атмосферу происходящего. Озвучка же практически отсутствует – лишь в начале диалога персонажи что-то произносят и замолкают, оставляя нас наедине с тысячами символов. Сразу вспоминаются старые добрые времена текстовых адвенчур.
Интерфейс не особо удобен. Для вызова характеристик и заданий приходится открывать множество окон. Управление – стандартная для экшнов WASD-раскладка, хотя боевая система выполнена очень скверно. К счастью, пострелять придётся всего несколько раз. Инвентарь невелик, одинаковые по свойствам предметы попадают в одни и те же его разделы, а идентичные находки группируются.
***
Появление подобной игры в наше время должно казаться странным. Тем более в стране, где отечественные квесты прочно ассоциируются с «Петьками» , а ролевые игры – с «Князьями» да «Златогорьями» . «Мор» выгодно отличается от этих творений, являясь куда более глубоким и серьезным проектом. Простенький внешний вид, непродуманная боевая система и кривоватое управление не могут перевесить великолепный сюжет, роскошные диалоги и необычный, но от этого не менее интересный, игровой процесс. Эта по-настоящему взрослая игра придется по душе тем, кто и в мире виртуальном предпочитает требующие интеллектуальных усилий развлечения.
Геймплей: 9.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 8.0 Дизайн: 7.5 Оценка автора: 8.5
Итог: 84%
1980 Прочтений • [Обзор игры Мор. Утопия] [11.04.2012] [Комментариев: 0]