Войны начинают, когда хотят, но кончают – когда могут.
Николо Макиавелли
Умирая от чумы в походном шатре под Краковом, воевода Мал Мономах вспоминал осаду Новгорода. Воспользовавшись отходом основных русских сил, отряд венгров пробрался через буераки и весеннюю распутицу в самое сердце княжества и напал на столицу, защищенную лишь небольшим ополчением. Хмурым мартовским утром венгры пошли на приступ. Защитникам удалось поджечь осадную башню и перебить обслугу тарана, и тогда в ход пошли лестницы. Озверевшие от долгого ожидания и скудной пищи хорватские наемники упорно лезли вверх, а мужики-ополченцы спихивали их со стен ударами копий и щитов, а то и просто пинками. Чадящие обломки башни, заваленные трупами улицы, косые струи дождя, хлещущие по серым крышам домов, и усталые люди в зипунах, делающие грязную, тяжелую, но нужную работу, – таким Мал, тогда еще простой сотник, запомнил этот день.
Противостояние держав завершилось кровопролитным сражением под Бухарестом и его взятием; остатки королевской семьи бежали в Иерусалим, захваченный Венгрией еще во время Крестового похода. Беженцы обосновались там вполне прочно, несмотря на объявленный мусульманами джихад, и со временем даже оттяпали пару провинций у Египта. Новгородские дружины вторглись в Польшу и увязли там, распыляя силы по охваченным чумой и волнениями городам. Герцог Миланский, отлученный Ватиканом за уничтожение братьев-католиков, не успокоился на разгроме французов и оставил рожки да ножки от Священной Римской империи. Монгольские полчища с ходу взяли и разграбили Ереван, но потом сцепились с турками и замедлили продвижение на запад, а испанцы вышибли мавров с Пиренейского полуострова и перенесли боевые действия по ту сторону Гибралтара. Шел 1250 год от Рождества Христова, мир погряз в войне.
Сабли востры, кони быстры
Россия в игре представлена Новгородским княжеством и начинает с одной провинцией, окруженной глухими лесами и мятежниками. Собирание земель идет нелегко – расстояния между городами преодолеваются за несколько дней, денег вечно не хватает, с запада теснят венгры и поляки, и рано или поздно приходит Чингиз-Хан. Основа русских полков – конница всех видов. Быстрые и меткие казаки, боярские сыновья, одинаково сильные и в рубке, и в закидывании врагов дротиками, верная дружина и сметающая все живое царская стража в пугающих шлемах с личинами. С пехотой тоже все неплохо: спешенные дружинники и бояре, бронированные по уши лучники-дворяне и воины с бердышами. Словом, нечто среднее между европейскими рыцарскими армиями, полагающимися на грубую силу и таранный удар, и мусульманами, предпочитающими тактику «бей-беги». Как оно, собственно, и было в истории. Если бы еще случайно создаваемые имена персонажей не получались столь смешными...
При каждом залпе требушетов и кулеврин экран содрогается.Игра «найди двух одинаковых рыцарей».
Серия Total War, в особенности последние её воплощения – доказательство жизнеспособности PC как игровой платформы, гимн его возможностям, урок всем тем, кто считает, что геймерам нужны только шутеры по кинолицензии и ежегодные спортивные симуляторы. Скромные британские гении раз за разом выпускают игру, которая одинаково увлекает поклонников варгеймов и Civilization, RTS и тактики, просто любителей истории, наконец. Потрясающая глубина и вместе с тем доступность, эдакий «многослойный» дизайн.
Если неохота тратить месяц жизни на прохождение кампании за одну из наций – есть быстрые битвы и исторические сражения. Смущают показатели боевого духа, усталости, нехватка стрел? Пара кликов в меню настроек – и вот мы уже играем в незамысловатую RTS.
Кто хочет учесть каждый флорин, лезет на экран статистики городов, сверяет дебет с кредитом, задирает налоги и рассаживает по провинциям губернаторов посмышлёнее да поухватистее. Но никто не запрещает довериться компьютерным советникам, а то и вовсе взвалить всё градостроительство на AI.
Династические браки, продвижение кардиналов в Папы Римские, устранение неугодных, сеянье смуты во вражеских городах, дипломатические интриги, борьба за ценные ресурсы – от фигурок священников, убийц, принцесс, лазутчиков, торговцев и дипломатов на стратегической карте рябит в глазах. И это не считая армий и флотов! Но, опять же, не хотите вникать в подробности и двигать всю эту братию туда-сюда – не нанимайте. Правда, пропустите много интересного и играть станет сложнее.
Татаро-монголы приходят, без дураков, с ордой. Несколько набитых под завязку армий с «десятизвездочными» генералами во главе.Опущенные копья – признак того, что таранный удар пройдет как следует.
Здесь даже воевать необязательно – автоподсчет исхода сражений работает вполне честно даже на самом высоком уровне сложности, и ближе к концу кампании, когда на каждом ходу случается по 5 битв, пользуешься им все чаще. А в морских баталиях, по-прежнему, даже выбирать не приходится. Ну и ладно: проработанная как следует сухопутная часть всяко лучше унылых маневров двух корабликов в Imperial Glory.
Собственно, особо дорабатывать было нечего: уже в Rome тактический режим приблизился к идеалу. Еще больше видов войск, огнестрельное оружие – но все это было и в первой Medieval. Тут мы подходим, пожалуй, к главному недостатку игры: львиная доля новшеств таковыми является лишь для познакомившихся с серией в 2004 году. Ветераны же помнят и Крестовые походы, и проклятья в адрес Ватикана, возомнившего себя средневековым ООН, и захват пленных с последующим выкупом, и вторжение Орды... А какой даймё не умолял вернуть ролики, посвященные приключениям шпионов и ассассинов?
Другое дело, что выполнено все на высочайшем современном уровне и затягивает не хуже, чем встарь. Еще один ход – вот только замок захватить – подлецы-датчане высадили морской десант в глубоком тылу, чума косит жителей, гильдия торговцев требует заключить перемирие с Португалией, дочку пора выдавать замуж, почему уже четыре утра, черт побери? И так все продолжается, с десятками сообщений о значимых и не очень событиях и перезагрузками после неудачного боя, сопровождаемыми цитатами из Библии, Шекспира и Макиавелли.
О сколько нам открытий чудных...
Происходящие в игре события более-менее привязаны к историческим датам и существенно влияют на геймплей: Великая Чума выкашивает пол-Европы, вторжения татаро-монголов и тимуридов серьезно меняют обстановку на Ближнем Востоке, изобретение пороха позволяет нанимать пушкарей и мушкетеров, а открытие Нового Света и вовсе вводит в действие еще один континент и нацию – ацтеков. Жаль, происходит это под самый конец кампании, горсточка городов с величественными пирамидами захватывается очень быстро, и насладиться экзотикой не успеваешь. Задатки для add-on’а? Очень может быть, хотя пора уже перестать мусолить одни и те же мотивы. Napoleon: Total War, где ты?
В движении все выглядит лучше. Кораблики и тележки снуют туда-сюда, прибой омывает берега, деревья качаются на ветру.Пресловутых слонов можно увидеть только, столкнувшись с Тимуридами, либо в одиночном сражении.
Разделение поселений на города и замки – одно из действительно значимых новшеств. В крепостях нанимаются элитные войска и доступны самые продвинутые защитные сооружения (увы, снова никаких рвов и подъемных мостов), а вот основной приток денег в казну идет от мирных бургов и штадтов. Зато кроме как ополчением и невысокими стенами, закрома родины ничем не прикроешь. В начале кампании на карте есть определенное количество и тех, и других типов поселений. По мере захвата новых земель замки, остающиеся в глубоком тылу, можно без опаски превращать в города, ведь на передовой, как правило, всегда достаточно вражеских цитаделей для пополнения потрепанного войска.
Изменился механизм найма – чем больше жителей в городе, тем больше отрядов встанут под ружье за один ход. Правда, если какие-нибудь копейщики плодятся почти без ограничений, более сильные юниты восполняются не так часто. Следствие – даже если враг пройдет морем и высадит десант в незащищенном сердце империи – на следующем ходу его встретит вполне боеспособная армия. Разнообразные гильдии (купцов, воров, дровосеков и т.п.), которые можно строить по одной на город, помимо неплохих прибавок к характеристикам юнитов или доходам, время от времени выдают выгодные поручения. Выбирать, где какую основать, сложно, но придется.
Торговцы – непрерывный источник звонкой монеты, особенно если отправлять их в отдаленные провинции с экзотическими товарами. Впрочем, при этом возрастает вероятность, что купец примется прикарманивать часть выручки. Отношения с церковью – дело тонкое. Выполнение поручений понтифика ведет к улучшению отношений с Ватиканом, нападение на соседей-католиков – к отлучению. Беда даже не в том, что последние под благовидным предлогом с радостью ополчаются против еретика, а в инквизиторах, наводняющих наши провинции. Невзирая на титулы и звания, они хватают членов семьи и предают огню под одобрительный рёв толпы. Помогает либо смерть отлученного монарха, либо Папы. Мотайте на ус и натаскивайте наемных убийц.
К чести AI, в сражении с таким соотношением сил за победу придется побороться.Рыцарей-тамплиеров и госпитальеров можно нанимать только присоединившись к Крестовому Походу.
Дипломатия особо не изменилась, разве что теперь услужливо сообщают об ухудшении отношений с той или иной страной, а при переговорах указывают военную мощь и репутацию сторон. Слишком часто нападаете на союзников – будьте готовы, что никто с вами даже торговать не захочет. А вот подвести парочку армий к вражеской столице, припугнуть и попросить дань – милое дело.
Но всё это, по большому счету, мышиная возня, которая всякий раз отступает перед ничем не замутненной радостью битвы. О нет, разогнать кучку бандитов – не дело для настоящего полководца. Только когда сходятся армия на армию, с королями во главе, а с востока подходит подкрепление, и позади родной Париж, и отступать некуда, пробуждаются дремлющие таланты, и ощущаешь себя если не Карлом Великим, то уж Вильгельмом Завоевателем точно. Поначалу все спокойно, даже торжественно: полощутся на ветру стяги и хоругви, всхрапывают лошади, бойцы поправляют ремешки доспехов и слушают пламенную речь военачальника. Пара минут уходит на маневры и перестрелку: если повезет, компьютер сочтет бой безнадежным и отступит – и тут только знай бей убегающих. А если нет...
СЕКРЕТ!
Чтобы прямо со старта сыграть за любую из представленных в Medieval 2 наций, добавьте в файл medieval2.preference.cfg следующие строки: [misc]unlock_campaign = true
Как убрать зелёные маркеры под ногами отрядов: заходим в папку игры, открываем файл medieval2.preference.cfg, и ставим disable_arrow_markers = 1.Как отключить «туман войны» на стратегической карте: нажмите клавишу [~] на стратегической карте для показа консоли, после этого введите эту команду toggle_fow. Если ещё раз её ввести, «туман войны» снова будет включен.
Как сделать так, чтобы на стратегической карте показывались годы, а не ходы: заходим в папку игры \data\world\maps\campaign\imperial_campaign, открываем файл descr_strat.txt и удаляем строчку:show_date_as_turns
Как увеличить или уменьшить продолжительность года по отношению к ходам: заходим в папку игры \data\world\maps\campaign\imperial_campaign, открываем файл descr_strat.txt и ищем параметр timescale 2.00, а затем ставим, допустим, 1.00 – тогда будет один ход – один год, или 0.5 – два хода один год (лето и зима), или 0,25 – четыре хода один год.
Пехота принимает удар по центру, лучники после пары залпов драпают во все стороны, конница упреждает вражеский фланговый обход, в короткой и яростной сшибке перемалывает чужих рыцарей и всесокрушающим тараном обрушивается на спины вражеских копейщиков, увязших в наших мечниках. На поле царит хаос: кто-то гоняется за арбалетчиками, те убегают и отстреливаются, дрогнувшие было отряды останавливаются, перестраиваются и идут обратно, измотанная кавалерия снова обращает их в бегство, огненные снаряды катапульт и ядра не щадят ни своих, ни чужих. Когда все вдруг заканчивается и понимаешь, что и в этот раз победил, хочется вслед за набожными горцами рухнуть на колени в высокую траву и воздать хвалу Всевышнему, потрясая двуручником.
Игра удивительно красива. Каждый юнит, от последнего крестьянина до тимуридского слона с пушкой (!) на спине, воссоздан во всех подробностях и хоть чуточку, но отличается от остальных в отряде. Благодаря улучшенной анимации и тому, что раненые и убитые покрываются кровью, ощущение «войн клонов» исчезло полностью. В полях цветут ромашки, деревья в лесах стали нормального размера, снег, туман и дождь с грозой случаются куда чаще и выглядят куда правдоподобнее – горе тому, кто положится на аркебузеров в плохую погоду.
После выхода игры AI вызывал множество нареканий: рыцари простаивали под огнем арбалетчиков, пехота бестолково застревала на городских улицах. Но разработчики весьма споро выпустили обновление, и теперь кремниевый соперник не дает спуску – устраивает засады, заходит с тылу, старается растащить наши войска и справиться с отрядами поодиночке. Этим список исправлений не исчерпывается – патч ставьте обязательно, и тогда Medieval 2: Total War покажется во всей красе. Множество полезных изменений в интерфейсе, башни, прикрывающие ворота и подходы к стенам, а не натыканные как попало вдоль частокола: только когда запускаешь Rome, осознаешь, как много раздражавших мелочей устранено.
Не закончив играть за Шотландию, начинаешь за турков или византийцев, потом проводишь пару сражений в Сети, возвращаешься к любимым горцам, затем скачиваешь пару модов и перепроходишь кампанию за русских... Год 2006-й кончился, но развлечение на весь будущий обеспечено. Ждем дополнение?
P.S. Русская версия от «Софт Клаба» – вполне на уровне. Особенно по части озвучения и руководства. Берите и не пожалеете. Локализованный патч можно скачать, например, с http://gamershell.com.
Мнение экспертов Семен Чириков - Достойный продолжатель серии, с минимальным набором нововведений. Однако без патча 1.1 лучше не играть, так как оригинальная игра наводнена багами и недочетами.
V.P. - Medieval 2 удивительным образом сочетает в себе самое лучшее из того, что несли в себе предшественницы. И именно эта игра стала самым большим подарком для стратегов в 2006 году. Отдельная благодарность объявляется разработчикам за возможность поучаствовать в судьбе средневековой Руси.
Наталья Одинцова - Большинство нововведений – уже опробованные в предыдущих представительницах сериала, полюбившиеся, но затем исчезнувшие «фишки», вроде видеороликов про наемных убийц. Своеобразный итог развития сериала, демонстрация достижений и находок команды разработчиков.
Александр Трифонов - Лучшая стратегия 2006 года и на все года вперед, до выхода новой части Total War. Пока выходят подобные проекты, PC никогда не умрет как игровая платформа.
1636 Прочтений • [Обзор игры Medieval II: Total War] [11.04.2012] [Комментариев: 0]