До сих пор искренний смех вызывает знаменитая тридцать седьмая глава «Двенадцати стульев». Международный шахматный турнир в провинциальном городке – действительно, что может быть забавнее? Правда, если сделать поправку на современные технологии, окажется, что утопический проект Остапа Бендера осуществим. Сегодня любой васюковец может сразиться с новоявленными «ласкерами» или «алехинами»! Если, конечно, у него есть доступ в Интернет и дистрибутив Massive Assault Network 2 (MAN2).
Плодотворная дебютная идея
Проще понять, что такое MAN2, обратившись к истории сериала. Все началось с первой Massive Assault (MA), красивейшего варгейма, делавшего упор на однопользовательскую часть. Но и пары поединков хватало, чтобы поверить: у мультиплеера игры блестящее будущее. Идеальный баланс достигался благодаря… полной идентичности обеих армий. Войска Лиги («красных») и Союза («зеленых») отличались только внешне, а их характеристики и «спецспособности» были похожи как две капли воды. За это проект не единожды удостаивался сравнения с шахматами. На доске-карте по 14 фигур-юнитов с каждой стороны, простые правила, множество тактических уловок – эдакая современная вариация на тему древней индийской игры.
В сетевой Massive Assault Network авторы почти ничего не поменяли, разве что добавили пару-тройку уместных онлайновых сервисов да несколько карт. Поклонники варгеймов предложение оценили: бились за высокие места в рейтингах, участвовали в соревнованиях и даже ввязывались в клановые войны (огромные баталии за господство над галактикой).
Запустив в 2005 году «Расцвет Лиги» – вторую часть MA, – разработчики рисковали, ведь стороны обзавелись особыми юнитами. Принципы шахмат нарушены, но баланс не слишком пострадал, поскольку авторы постарались уравновесить силы. Настало время для второй экспансии в онлайн…
Кто круче?
В MAN2 уживаются сразу две рейтинговые системы. Первая оценивает только игровой опыт пользователя: даже за разгромное поражение никакие штрафы не предусмотрены. Вторая – Glicko – посложнее. Проигрыш снижает рейтинг, виктория – повышает. Причем при расчете очков учитывается многое: класс противника, величина и сложность карты и т.д.
Невзрачную картинку скрашивают только спецэффекты с замедлением времени.Говорят, портреты «ботов» рисовали с сотрудниц Wargaming.net. Хочу работать в этой компании!
E2–Е4
Продолжение вобрало в себя все лучшее из первой MAN и «Расцвета Лиги». Разработчики заботливо перенесли в MAN2 старые карты, да еще нарисовали четыре новых. Не забыли и об уникальных юнитах. Впрочем, для приверженцев шахматного баланса в настройках подключили опцию «расширенный набор», открывающую доступ к вражеским подразделениям, разумеется, в обмен на свои части.
У новичков вряд ли возникнут трудности с освоением: обучающий курс, пара баталий с очаровательными компьютерными противницами, и можно сражаться с живыми соперниками. Только не стоит сразу бросать вызов ветеранам, это все равно, что пытаться победить Каспарова, едва научившись ставить «детский» мат. Игроки, уже знакомые с серией, вообще освоятся минут за десять, ведь основные принципы почти не изменились.
На поверхности 25 планет (именно столько карт насчитывает MAN2) разворачиваются нешуточные битвы. Соперники друг за другом открывают «секретных» союзников – подконтрольные им государства, до поры до времени сохраняющие нейтралитет. Первоначальная цель предельно проста: как и в шахматах, получить позиционное преимущество. Например, взять вражескую страну в кольцо, зайти с тыла или быстро перебросить войска к нейтральным землям, на которые положил глаз супостат. Ну а ввязавшись в бой, придется решать более мелкие, но не менее важные задачи: атаковать и защищаться так, чтобы «побольнее» уязвить противника, а свои потери сократить.
Использовать вертолеты стоит на картах с труднопроходимой местностью – лесами и горами.Инферно – пожалуй, самая необычная карта. В краю огнедышащих вулканов с неба вместо снега падают хлопья пепла.
Сеанс одновременной игры
Хотя поединок даже на больших картах обычно укладывается в 10 – 15 «раундов», длится он долго – времени на обмен ходами, как правило, уходит много. Поэтому в MAN2 принято играть несколько партий одновременно, тем более что это чрезвычайно легко: проще пареной репы подобрать достойного противника, воспользовавшись рейтингами, а технология play by e-mail позволяет «передвигать фигуры» в любое удобное для вас время.
Впрочем, иногда полезно понаблюдать, как в реальном времени действуют мастера, чтобы «пошпионить», достаточно нажать иконку «глаз» в окошке чата. Причем увидеть можно все действия врага, даже отмененные. Умному геймеру не составит труда перенять опыт профессионала, а в будущем замахнуться и на участие в турнире.
Сложно переоценить главное изменение сетевой версии. Если раньше «красные» получали огромное преимущество за счет первого хода и раскрывали в начале игры двух «секретных» союзников, то теперь авторы уравняли шансы. «Зеленые» больше не действуют вслепую и видят дебютные маневры соперника. К тому же отныне выставлять на поле можно юниты только одной страны.
Однако ни эти, ни более мелкие новинки (вроде возможности подгружать аватары или запускать перед партией шахматные часы) не позволяют отделаться от ощущения, что перед нами скорее add-on, нежели полноценная вторая часть. Во-первых, движок, доставшийся проекту от «Расцвета Лиги», изрядно побит молью. Во-вторых, геймплейных новинок маловато: дополнительные юниты используются нечасто, в основном для спецзадач. Но, с другой стороны, вряд ли поклонники MA порадовались бы коренным изменениям. Недаром говорят: лучшее враг хорошего!
СЕКРЕТ!
Освоить нехитрые правила MAN2 можно за час игры с компьютерными противниками, но чтобы одолеть «гроссмейстера», нужно думать на несколько ходов вперед и учитывать все мелочи тактики. Позволим себе дать парочку советов новичкам:
Чтобы посмотреть, какие из вражеских юнитов могут атаковать заданную точку, зажмите Shift и наведите на нее курсор. Это поможет правильнее расставить войска и уменьшить потери.
Чаще используйте транспорты для быстрой переброски подразделений с одного фронта на другой или из тыла на передовую. Мобильность важнее численного перевеса!
Нейтральные страны, граничащие с вражеским государством, атакуйте только при подавляющем превосходстве. При поддержке партизан противник выбьет вас со спорных земель.
Ну а самое подробное руководство по тактике можно найти по этой ссылке – http://www.massiveassault.com/clans/got/man2.htm.