BioWare всегда дружила с Microsoft – Knights of the Old Republic и Jade Empire сперва вышли только для Xbox и лишь потом добрались до PC. С Mass
Effect история повторилась, причем сначала слухи о портировании всячески отрицались. Но, как ни крути, все эти RPG гораздо ближе компьютерной аудитории, и известность канадская студия приобрела задолго до появления «икс-коробки».
И в какой-то мере все, что она выпустила за прошедшие 10 лет, является повторением успешной формулы Baldur’s Gate. Но если для Civilization или Total
War такая медленная эволюция простительна и даже приветствуется фанатами, то в ролевом жанре наблюдается серьезный кризис идей.
Некоторые уровни надолго запоминаются – как, например, этот подъем на гигантскую башню. Если бы еще не приходилось управлять так и норовящей перевернуться машинкой…Во время поездок на лифте слушаешь новости, повествующие о подвигах Шепарада, либо получаешь необязательные квесты – например, услышав о захваченном террористами корабле.
За что мы ценим игры от Рэя Музыки и компании? Интересные истории, проработанные персонажи и отношения между ними, отлично написанные диалоги и запоминающиеся пейзажи. При этом из проекта в проект кочуют и недостатки – никудышный отыгрыш злого персонажа, одинаковые типажи NPC, проваливающийся ближе к финалу основной сюжет, примитивные загадки. В Jade
Empire к тому же бои стали более экшновыми и меньше зависели от характеристик героя, да и сама ролевая система сильно упростилась. Да еще это был первый опыт по созданию собственной вселенной, а не покупки лицензии.
В случае с «Нефритовой империей» такой подход себя оправдал: словно взятый из фильмов про кун-фу, мир радовал отсутствием надоевших орков и эльфов и вкраплениями стимпанка. В Mass Effect слишком
много заимствований из тех же «Звездных войн» и классики научной фантастики, но все равно «домашнее задание» выполнено, надо признать, на четверку с плюсом.
Кодекс
Для любителей получше изучить вселенную игры имеется встроенный энциклопедический словарь, который пополняется по мере прохождения. Какие-то разделы обновляются сами собой, другие – только после разговора с определенными NPC. Любознательный игрок больше узнает об истории, о политическом устройстве, технологиях, расах и даже преданиях мира Mass Effect и награждается дополнительным опытом. Впечатляет та дотошность, с которой авторы объясняют устройство энергетических щитов или особенности того самого
«эффекта массы». Со временем понимаешь, что название игры подобрано очень удачно, потому что главное ее достоинство – именно проработанный сеттинг, не уступающий по глубине классике научной фантастики. В нем можно и нужно создавать новые приключения, а не ограничиваться одними лишь подвигами Шепарда. Жаль, что никакого инструментария для этого не предоставили. Внезапное нападение расы агрессивных роботов, которые несколько столетий не вылезали из своей туманности, на одну из земных колоний оказывается чем-то большим, чем простой рейд. Высланный на поверхность отряд спецназа под началом нашего персонажа – коммандера Шепарда (он может быть любого пола) обнаруживает, что налетчики охотятся за древним артефактом исчезнувшей тысячи лет назад расы. А руководит ими агент межгалактической спецслужбы «Спектр» по имени Сарен.
Карта Галактики. В каждой туманности несколько звездных систем, и вокруг каждой звезды несколько планет. Правда, высаживаться обычно можно только на одну из них.Картой очень удобно пользоваться, а установленная метка или необходимое по сюжету место всегда высвечиваются на радаре. Итоги спасательной операции удручающи: почти все колонисты перебиты или превращены в полумеханических зомби, артефакт взорван, а предатель ускользнул, да еще и пристрелил приставленного к нам наблюдателя Совета цитадели – верховного управляющего органа Галактики. И без того напряженные отношения людей и главенствующих рас никак не улучшил рапорт с обвинением одного из лучших агентов Совета в измене. Когда Сарен нанесет еще несколько ударов на разных планетах, Шепарду наконец поверят. Ввиду чрезвычайности
ситуации героя принимают в ряды Спектров – первого землянина в истории организации – и наделяют самыми широкими полномочиями. Задача одна – узнать планы злодея и расстроить их, а также оправдать оказанное доверие, ведь далеко не все довольны усиливающимся влиянием людей…
К сожалению, сценарий, если опустить второстепенные детали, в итоге сводится к каноническому «возвращению Древнего Зла (тм)»; сперва еще ждешь неожиданного поворота, но ближе к концу надежда развеивается как дым, а финальный поединок вообще превращается в какую-то клоунаду. Вдвойне обидно – ведь сами по себе кусочки сюжета на каждой из обязательных для посещения планет весьма увлекательны и дополняются множеством побочных заданий.
Классы
В игре есть три направления развития героя. Бойцы хорошо обращаются со всеми видами оружия и носят тяжелую броню, инженеры умеют взламывать электронные замки и отключать вражеские щиты на расстоянии, а биотики при помощи сверхъестественных способностей и особых имплантатов управляют самой материей: могут поднять тяжелый предмет или противника и зашвырнуть подальше, окружить себя силовым полем, создать из ничего энергетический сгусток. Есть также три промежуточных класса, совмещающих два направления, а
после того как герой становится Спектром, появляются дополнительные умения, например оживление павших товарищей во время боя. Среди NPC, которых принимают в команду, есть представители всех профессий, и перед высадкой на планету вам покажут сбалансированность отряда по трем показателям. В отличие от всех прошлых проектов BioWare, во вселенной Mass Effect нет противостоящих идеологий наподобие мировоззрений в D&D, сторон Силы в Star Wars и Путей в Jade Empire. Здесь есть одна конкретная роль – офицера космического флота, которого приняли в элитную галактическую спецслужбу, и выбор поведения в диалогах не сводится к классическим рыцарю без страха и упрека или маньяку-социопату. Туповатый служака, харизматичный лидер – отец солдатам, жадный взяточник или отморозок, считающий,
что для выполнения приказа любые средства хороши: авторы предоставили достаточно свободы в том, каким быть Шепарду. В начале игры к тому же можно выбрать одну из трех биографий, что повлияет на некоторые сюжетные ходы и квесты. Хороший пример развилки – на планете с шахтерами, которых взяло под контроль древнее существо, живущее под поселком. Можно просто перебить всех зомбированных, а можно закидать их гранатами с усыпляющим газом и только потом расправиться с монстром. В диалогах достаточно реплик на
все случаи, а два умения отвечают за хамские и за дипломатичные ответы.
Своеобразная фишка вселенной Mass Effect – оружие, складывающееся до размеров небольшого футляра.Интерфейс в PC-версии заметно улучшился – можно сразу выбрать нужную категорию предметов и увидеть их список, а не проматывать туда-обратно. Но если разговорная и сюжетная части почти всегда удавались канадцам, то, оставшись без лицензированной ролевой механики, они пустились во все тяжкие. Можно долго распинаться про классы и их способности, виды оружия и апгрейдов, но беда в том, что, кем ни играй, значения это особого не имеет. Подобно Oblivion, на какую планету вы бы
ни полетели, если вы 30-го уровня, у врагов будет определенное количество здоровья, а выпадающее из них барахло будет шестого, допустим, технологического уровня. Каких-то уникальных предметов нет вообще (не считая снаряжения со склада Спектров), свои конструировать нельзя, деньги тратить некуда – зачем покупать что-то в магазине, если то же самое, если не лучше, можно подобрать в качестве трофеев? В общем-то, за исключением пары полезных умений вроде временного усиления щитов и регенерации, необходимости
в какой-либо прокачке нет. Зачем это сделано? Видимо, как и в The Elder Scrolls 4, для привлечения более широкой аудитории, для которой D&D – китайская грамота.
Откровение
В прошлом году в продажу поступил роман Mass Effect: Revelation за авторством канадского писателя Дрю Карпишина (Drew Karpyshyn). Раньше он работал в Wizards of the Coast, но потом перешел в BioWare и создал большую часть диалогов для Baldur’s Gate 2, Knights
of the Old Republic и Jade Empire. Также он написал две книги по «Звездным войнам». Если честно, Revelation ничем не выделяется среди прочей литературы по лицензии – боевая фантастика средней руки. Но фанатам все равно будет интересно, ведь в книге рассказывается, как впервые встретились капитан Андерсон и Сарен и почему ветеран
земного флота не смог стать первым человеком в рядах Спектров, – обо всем этом в игре упоминается мельком. В июле должно выйти продолжение – Mass Effect: Ascension. Из той же оперы – словно взятые из Gears of War или Kane & Lynch бои с короткими перебежками, прятками в укрытиях и пальбой из-за угла. Только вот из-за безмозглости противников
и напарников сражения рано или поздно начинают невероятно раздражать, а с появлением апгрейдов брони, восстанавливающих здоровье, и вовсе не требуют нашего участия – достаточно отправить сопартийцев вперед и считать экспу. Умереть и то не страшно: если на ногах остался хоть один персонаж, по окончании перестрелки остальные поднимутся с земли как ни в чем не бывало.
Стрельба из турели и гонки в KotOR вызывали немало нареканий, как и полеты на самолетике в Jade Empire. Но канадцы проигнорировали пожелания сделать подобные мини-игры необязательными
и добавили в Mass Effect поездки на БТР, которые не обматерил редкий обозреватель консольной версии. К счастью, на сюжетных планетах со своенравной машинкой сталкиваешься редко. Но вот если вы на свою голову решите исследовать второстепенные миры, коих тут под сотню… Помимо чудачеств техники готовьтесь к однообразным ландшафтам, сделанным под копирку
подземельям/станциям и побочным квестам один скучнее другого.
Кроганы – раса жестоких рептилий-завоевателей, планеты которых во время последней войны заразили стерилизующим вирусом. Теперь они почти не способны размножаться и медленно вымирают.При создании героя настроек внешности не меньше, чем в Oblivion. Правда, персонажи получаются посимпатичнее. Вообще, наблюдается занимательный парадокс: все, что взято без изменений из Knights of the Old Republic, получилось хорошо. Аналогии можно проводить бесконечно: биотические умения/Сила, кроганы/мандалорианцы, Спектры/джедаи, большая начальная локация с кучей побочных заданий и несколько планет, которые нужно посетить в
любом порядке, разговоры на борту звездолета с членами команды… А вот почти все нововведения ничего, кроме раздражения, не вызывают.
Сходство, порой доходящее до смешного (решить головоломку «Ханойская башня», чтобы обезвредить реактор, – я уже сбился со счета, сколько раз канадцы ее использовали), можно понять – ведь команда дизайнеров и продюсеров ровно та же. И BioWare поступает очень разумно, выпуская по сути третью часть галактической саги, но под другим названием. Не надо платить отчисления дядюшке Лукасу, а хорошие продажи послужат основанием для нового сериала – ведь нас как минимум ждут еще два эпизода.
Не то чтобы без гудения световых мечей и чириканья дроидов играть совсем невозможно – но дотошно проработанная вселенная используется ее же авторами довольно бестолково. Если пробежать основной сюжет часов за 10 и ни в коем случае не заглядывать на необязательные планеты, даже получите удовольствие. PC-версия заметно лучше консольной благодаря измененному интерфейсу, но более серьезные недостатки так просто, увы, не исправишь.
1367 Прочтений • [Обзор игры Mass Effect] [11.04.2012] [Комментариев: 0]