Спрыгивая со ступенек посадочного модуля на пыльную поверхность голливудского павильона, в котором NASA инсценировало высадку на Луну (это наш рецензент так шутит, можно не обращать внимания – прим. ред.), астронавт Нил Армстронг сказал: «Это маленький шажок для человека, но огромный скачок для человечества».
С Mass Effect все наоборот: это огромное достижение для Bioware и большое событие в мире игр, но одновременно лишь маленький шажок к тому, чтобы когда-нибудь поставить интерактивные развлечения вровень с другими видами искусства. Соблазн сравнить ME c хорошим фильмом уже велик, однако их сравнение все еще оставляет игре мало шансов.
И пока до «Оскаров» и Канн геймдизайнерам далеко, поговорим о том, что Mass Effect представляет собой не как произведение искусства, но как RPG.
Столица мира Mass Effect – Цитадель – очень напоминает Тарис из Knights of The Old Republic.В отличие от «фехтовальной» KoTOR, основной упор здесь сделан на дистанционный бой, но заехать врагу пистолетом по зубам все-таки можно.
Старый недуг лучше новых двух
Первое впечатление от Mass Effect – «Да мне здесь все знакомо!» Действительно, те, кто играл в Knights of The Old Republic, почувствуют себя как дома. Типажи героев, геймплей, изобразительный стиль, диалоги, квесты, оформление интерфейса – перечень сходств попросту необъятен.
Тем не менее это не означает, что авторы создали ME на одном самоцитировании. Скорее, это похоже на встречу с сыном человека, которого хорошо знал: множество знакомых черт у совершенно другой личности. Впечатление же от ознакомления с игровой механикой лучше всего выражается фразой из известного анекдота про Ворону и Лису: «Да, подсократили басню-то!»
При генерации героя можно выбрать из шести классов: трех базовых и трех смешанных.Персонажей в партии шесть, но «на дело» можно брать только двоих.
Управление экипировкой команды упрощено до предела: вот вам список оружия, а вот – оборудования, а еще получите список апгрейдов. Все аккуратно рассортировано, легко сравнивается, нехитро устанавливается, просто заменяется. Боеприпасы никогда не заканчиваются, и снимать скрюченный палец со спуска заставляет только перегрев оружия при непрерывной стрельбе.
Не нужно шарить по трупам, собирая ценные вещи: убил врага – и трофеи с него сами собой оказались у тебя в инвентаре, а на счет поступило некоторое количество денег. Удобно, но иногда от несоответствия «лута» ситуации слегка коробит. К примеру, прошла проверка «Нормандии», и по окончании беседы в инвентарь зачем-то добавилась граната – не иначе, инспектирующий адмирал именную подарил. А дозы меди-геля, человеческая броня или медицинские апгрейды, которые регулярно «вываливаются» из противников-машин (интересно, зачем они им?), вообще здесь в порядке вещей.
Учитывая, что трофеи находятся чуть ли не в каждом мусорном бачке……это, скорее, Шепард может предложить кое-что интересное торговцам, а не они ему.
Разнообразного оружия и снаряжения «в поле» можно добыть сколько угодно, иногда попадаются очень удачные образцы, поэтому вполне реально пройти всю игру, ни разу не заглянув к торговцам. Наверное, это все-таки следует считать недостатком. Но куда большей проблемой является отсутствие возможности скопом перерабатывать лишние предметы. Всякое барахло валится со всех сторон как из рога изобилия – речь идет о десятках вещей после крупных стычек, и на утилизацию каждой ненужной требуется минимум три клика мышью. Разумеется, это сильно надоедает.
Ролевую систему примитивной не назовешь, однако она имеет свои особенности. В отличие от многих других RPG, где параметры персонажей прокачкой улучшаются многократно (начал задохликом – закончил супергероем), в Mass Effect удается добиться только приблизительно 30-процентного роста по каждому из показателей. Основной вклад в повышение крутизны героя вносят оружие и экипировка – вот они-то способны дать прирост в сотни процентов. По этой причине повторно пройти игру можно даже с уже прокачанным персонажем, правда, от этого мало что изменится, поскольку ME тщательно дозирует характеристики выдаваемого нам «железа» в зависимости от стадии прохождения. Это не значит, однако, что развитие героя бесполезно: по мере роста характеристик также открываются или улучшаются дополнительные навыки и способности, которые могут оказаться весьма кстати в бою.
Оружие Mass Effect предлагает четыре вида оружия: пистолеты, штурмовые и снайперские винтовки, дробовики. Наиболее удобными и универсальными являются штурмовые винтовки, но они недоступны многим классам (вернее, использовать-то их можно, но с пенальти) – в результате приходится довольствоваться пистолетами. Впрочем, это не повод для расстройства, поскольку разница между пистолетом и штурмовой винтовкой в ME не настолько существенная, как, к примеру, между «Макаровым» и «Калашниковым». Из хорошего пистолета реально за считанные секунды расстрелять и шагающий танк, и тяжелую турель, не говоря уже о более мелких противниках.
Сия тяжелая турель склонится перед мощью моего пистолета
Снайперская винтовка в комбинации со специальными умениями может быть очень полезна при уничтожении особо вредных врагов, но использовать ее всегда и везде вряд ли получится, так что придется периодически переключаться опять же на пистолет.
Дробовик – оружие мощное, но своеобразное – годится лишь для ближнего боя и медленно перезаряжается. Поскольку противников обычно много и ситуация меняется стремительно, пистолет выглядит намного более универсальным, и пользоваться им гораздо легче и проще. Однако бегать в узких проходах между ящиками, безусловно, лучше с дробовиком.
Прокачав навык обращения с защитой до определенного уровня, мы получим возможность носить тяжелую бронюИнтерфейс управления экипировкой удобен и нагляден.
Сражения в игре очень быстрые, а по боевому геймплею Mass Effect напоминает, скорее, BioShock – тут тоже надо расстреливать очень шустрых и резких противников, активно помогая себе «техномагией».
Если помните, разработчики PC-версии сделали особый упор на переработку интерфейса, который позволил бы более гибко, удобно и эффективно управлять действиями группы. Результат налицо: интерфейс с «умной паузой» действительно удобен, интуитивно понятен и по-хорошему незаметен. Загвоздка лишь в том, что сама игра создает мало поводов для того, чтобы задействовать его «на всю катушку».
Снимок для обложки журнала «Синтетический солдат удачи», ноябрьский номер.«Не приближайтесь, или я включу лампочку на полную мощность!»
Возможно, поначалу геймер и вправду с непривычки или в силу недостатка огневой мощи будет тратить время на тщательную расстановку подчиненных и постоянный контроль над их действиями. Но стоит немного освоиться – и на такие глупости отвлекаться уже неохота, да и незачем. Mass Effect даже на тяжелом (Hard) уровне легко и непринужденно проходится в состоянии полной расслабленности ума (видимо, поэтому для любителей поднапрячься припасены еще два зубодробительных уровня сложности).
Все дело в том, что правильно подобранная, прокачанная и экипированная партия превращает Mass Effect из «Биошока» в чистый «Дум» – знай себе беги вперед и жми на спуск, расстреливая появляющихся противников. Doom даже разнообразнее будет – там иногда патроны заканчиваются и приходится переключаться на другое оружие. А здесь и с амуницией проблем нет, и всю игру вполне можно пробегать с одним и тем же пистолетом или штурмовой винтовкой (не забывая их апгрейдить время от времени).
I can fly!Эшли умерла, но через пару секунд она воскреснет.
Радикальному упрощению (здесь вполне может быть уместным страшное ругательство «оказуаливание») проекта очень способствует сообразительность управляемых компьютером соратников. В играх прошлого, где напарники регулярно и отчаянно «тупили», приходилось следить за каждым их шагом, иначе результат был печальным. В Mass Effect коллеги действуют достаточно разумно и самостоятельно, активно используя спецспособности (если включен соответствующий пункт в настройках). Конечно, гениями тактики их не назовешь – особенно это заметно в условиях ограниченного пространства, где напарники, случается, застревают, пытаются вести огонь сквозь стену или, что еще хуже, сквозь командира. Но это случается не так часто, обычно же сотоварищи радуют. Бывает, только подумаешь, что вон тех чудиков неплохо бы отправить в полет своей биотической силой – а они уже плывут в воздухе, неспособные пошевелить конечностями: Лиара постаралась, хорошая девочка.
Проблема смерти соратников решена по-современному либерально. Вам не придется грустить, нажимая кнопочку «Load», о том, что любимую автоматчицу или биотичку размазала по стене шальная ракета. Как только стычка заканчивается, павшие члены команды автоматически «возвращаются с того света» с небольшим запасом здоровья. А развив способность «Агент СПЕКТР», вы сможете воскрешать их даже во время боя, и чем сильнее прокачан этот навык, тем в лучшем состоянии бойцы вернутся в строй.
Обожаю такие моменты.«Сядешь в тюрьму и будешь сидеть, я сказала!»
Нормальные герои всегда идут в расход
Подобно KoTOR, авторы дают геймеру возможность разрешать встающие перед ним проблемы как «добрыми», так и «злыми» методами – оба пути эффективны, хотя и не в одинаковой степени. К сожалению, если избрать более продуктивный «светлый путь», придется в очередной раз наблюдать победу добра над разумом: Шепард делает, в общем-то, правильные вещи правильным способом, но изъясняется при этом как кот Леопольд, принятый Тимуром в его команду для участия в реалити-шоу: «Пионер, ты ребятам пример!». В его словах и делах нет ни тени иронии, сарказма, двусмысленности – в результате положительный персонаж выходит незатейливым и прямолинейным как рельса. Попробовать спастись от сводящей скулы «правильности» можно – достаточно прокачать навык «Устрашение» и перестать заботиться о своей репутации героя-спасителя Галактики.
Когда Шепард делает такое лицо, даже по эту сторону экрана становится как-то не по себе.Орел! Слов нет – орел!
Для игроков, которые время от времени не боятся «показать зубы», разработчики припасли несколько сюрпризов: не всегда (хотя и часто) агрессия и нажим приводят к адекватному ответу и последующему смертоубийству. К сожалению, Mass Effect не слишком балует богатством выбора: герой либо читает окружающим лекции на тему «Ребята, давайте жить дружно, медленно положим оружие на пол, и никто не пострадает», либо без лишних рассусоливаний посылает врагов в пешее эротическое путешествие, дает в морду или жмет на спуск.
То есть, конечно, Шепард выглядит орлом и молодцом, но, рассуждая субъективно, заметим, что его образу (хоть в «правильном», хоть в badass-варианте) все-таки не хватает живости. Разработчики хотели изобразить легендарного героя, выше которого только звезды, и они это успешно сделали. Но снизь создатели немного накал пафоса и добавь персонажу чуточку лукавства, игра стала бы намного ярче. Разумеется, никто не требует, чтобы Шепард вел себя как колючий снаружи, но пушистый изнутри House M.D. – это было бы уже слишком, – однако некоторая доля юмора и толика здорового цинизма никогда не вредила даже силам добра.
шали броне наемника Джейн Шепард особенно неотразима." alt="В этой темно-вишневой шали броне наемника Джейн Шепард особенно неотразима. Явление Спасителя Галактики народу.В этой темно-вишневой шали броне наемника Джейн Шепард особенно неотразима.
Посол Удина давно напрашивался на то, чтобы ему пересчитали зубы, но вообще мужик он неплохой.Пилот Джокер – классический типаж оператора из «Матрицы». К сожалению, шутит мало и вяло, прозвище не оправдывает.
Отчасти излишнюю прямолинейность Шепарда компенсируют герои второго плана: скажем, посол Удина оказывается довольно-таки непростым перцем, да и товарищи по команде далеко не безнадежны. В лучших традициях Bioware, у каждого из подельников-соучастников есть собственный характер, свое мировоззрение, свои «скелеты в шкафу», большинство из которых выливается в дополнительные квесты, которые мы так любим.
Взять хотя бы крогана-наемника Урдноута Рекса – ведь могут же авторы, когда захотят! Суровый профессионализм, мрачный фаталистический юмор, душевный надлом, скупая смачная речь – все при нем. Его хочется брать с собой на дело, просто чтобы послушать комментарии к происходящему, хотя и как боец Урдноут тоже очень полезен. Но, конечно, с андроидом-убийцей HK-47 из KoTOR ему не сравниться: та отмороженная железяка по-прежнему остается вне конкуренции.
С большим отрывом за Рексом идут турианец Гаррус, мучительно пытающийся разрешить сложную морально-профессиональную дилемму, и юная кварианка Тали, которую все время хочется попросить «Гюльчатай, открой личико», но такой опции в диалогах нету.
Каждая встреча с кроганом – маленький праздник, даже если он враг.«Да, Рекс, я тоже давно собиралась поговорить с тобой по-мужски».
У кварианцев нет иммунитета, поэтому вряд ли когда-нибудь удастся увидеть Тали без маски.Эшли и Гаррус – неплохая компания для биотика или штурмовика.
А вот от сержанта Эшли Уильямс одно расстройство: будучи очень красивой женщиной с внешностью итальянской кинозвезды, в двоеборье по солдафонству и занудству Эшли способна заткнуть за пояс самого Шепарда в его «уставной версии». По этой причине отношение к ней двойственное: как говорится, глаза боятся, а руки тянутся. Но те, кого привлекают физически крепкие женщины с характером легкого танка и парой стальных яиц в запасе, будут от Эш без ума. Впрочем, Джейн Шепард – женская версия главного героя – должна понравиться им еще больше.
С преувеличенной крутизной Уильямс приятно контрастирует душевная мягкость ученой-азари Лиары Т’Сони: она застенчива, искренна, задумчива, чувствительна, тычет в книжку пальчик, верит в гармонию всего сущего и к тому же девственница. Практически тургеневская девушка – если не принимать во внимание столетний возраст, мощные биотические способности и многие десятки убитых врагов на личном боевом счету. Но она же неестественной расцветки и с непонятными «щупальцами» на голове!
В общем, с романтическими делами в ME все сложно, неоднозначно и особо разгуляться не получится – это вам не «Ведьмак», граждане. Тут Галактика в опасности, а вы со своими глупостями…
Кэйден Аленко не так утомителен в общении, как Эшли, но это все-таки вариант для геймеров-девочек……ибо невыносимо смотреть, как твоего родного персонажа кадрит какой-то хмырь.
Кого я люблю больше – Эшли или Кэйдена?Глупый вопрос – конечно, Лиару!
Кстати, о Галактике
Точно так же, как Шепард способен повсеместно выбирать между «хорошим» и «плохим» путями, сюжет Mass Effect можно с равным успехом оценивать по-доброму или по-злому. Добродушный критик напишет, что «Сюжет вобрал в себя все лучшее из классических НФ-произведений, которые мы так любим», а злопыхатель, обмакнув перо василиска в черную желчь ведьмы, накарябает: «Сюжет Mass Effect является сборником наиболее распространенных штампов научной и антинаучной фантастики». Что интересно, оба будут совершенно правы (кстати, это хорошая иллюстрация к вопросу «объективности рецензентов»).
Заимствований в сюжете действительно очень много. Наметанный глаз легко заметит «Чужих» и Resident Evil c полагающимися по такому случаю беспринципными корпорациями, Совет и джедаев, армию клонов и червей из «Дюны». К ним прилагаются непременные развалины древней цивилизации со скачущими по ним вооруженными до зубов «археологами», непременное Древнее зло, которое непременно грядет, если чего-нибудь не принять… ой, не предпринять.
«Джокер, поцарапаешь корабль – вычтем из зарплаты!»«Нормандия» снаружи кажется намного меньше, чем изнутри. Видимо, эффект массы скукоживает экипаж до Барби-сайз.
И это не говоря уже о бесчисленных реверансах в сторону «Вавилона-5» и других телесериалов-космоопер, а также о Кольце всевластья – правда, оно здесь огромных размеров, летает и дерзко разговаривает, но это точно моя прелесссть, я чувствую это в земле, чувствую это в воде… Для полного комплекта не хватает разве что Хищника и Гарри Поттера – но впереди еще две части, так что всего можно ожидать.
При этом история все равно получилась интересной и захватывающей, а уж под нужды нелинейного геймплея она подогнана просто идеально. По этой причине хочется быть доброжелательным критиком и констатировать: «Да, заимствований много, но все они вполне к месту и делают игру только лучше».
А надеть цаки и сделать три раза «ку» Великий корень, случайно, не повелевает?Oh no, more zombies!..
Кроме того, впечатляет проработка мира: в этом Mass Effect не уступает классической НФ-литературе. Детально продумана история множества рас, их жизненная философия, не говоря уже о непростых отношениях между ними или таких обязательных для жанра вещах, как фантастические технологии.
К сожалению, не все аспекты игры могут похвастаться столь тщательной проработкой. Например, если не считать облегающих комбинезонов (за которые, конечно, спасибо), женщины здесь носят всего две с половиной модели одежды: открытое платье, полуоткрытое платье и рабочий унисекс. Создается впечатление, что коварный враг уже поработил Галактику и заменил всех представительниц прекрасного пола роботами – а как иначе объяснить их поголовное согласие ходить в одном и том же, только разного цвета?
Дополнительные квесты
Дополнительные квесты Mass Effect стали объектом самой серьезной критики – и не без оснований. По сравнению с сюжетными планетами, место действия большинства таких заданий выглядит убого: на все про все имеется по одному дизайну корабля и шахты и пара дизайнов подземных баз, отличающихся только расположением ящиков. Сами же небесные тела пустынны и малоинтересны.
Сюжетные планеты выглядят довольно впечатляюще
В принципе, все было бы неплохо, если бы в дополнение к этим голым скалам и станциям у черта на куличках было бы несколько по-настоящему интересных мест, не связанных непосредственно с главной сюжетной линией. Но бюджет не резиновый, поэтому разработчики сделали все планетарные миссии по одному шаблону, пообещав в Mass Effect 2 подойти к этому вопросу серьезнее и масштабнее.
Но у таких заданий есть и положительные стороны: во-первых, они совершенно не обязательны – брони, оружия и опыта прекрасно хватает и так. Во-вторых, они открывают новые ответвления сценария. В-третьих, бои в некоторых дополнительных миссиях выходят более интересными и напряженными, чем в основной линии. В-четвертых, они позволяют вдоволь покататься на MAKO по пересеченной местности.
Это средство передвижения отличается совершенно невероятной проходимостью и способно подниматься и спускаться по самым крутым склонам. Не говоря уже о том, как весело расстреливать вражескую пехоту из крупнокалиберной пушки.
Моя твоя прекрасно понимать
Честно говоря, то, что студия Snowball не успела полностью переозвучить игру к релизу, даже радует. Оригинальная озвучка выполнена великолепно, и, при всем уважении к нашим локализаторам, сделать дубляж на том же уровне у них вряд ли получится. Очень трудно будет адекватно воспроизвести глубокий бас Урднота Рекса, внушительный голос адмирала Хэккета или переливчатую сталь, которая слышится в словах Джейн Шепард.
Кстати, при желании можно обойтись вообще без субтитров: актеры читают текст размеренно и разборчиво, поэтому даже люди без достаточной языковой практики, с трудом разбирающие то, что тараторят индусы на BBC, не будут испытывать особых проблем с пониманием на слух.
С другой стороны, сочетание оригинальной озвучки и русских субтитров позволяет легко оценить качество перевода. Оно вполне приемлемо: хоть локализаторы упорно называют дюжины десятками и периодически допускают некоторые другие вольности, в большинстве случаев можно быть уверенным, что в русском переводе получаешь именно то, что было сказано по-английски.
О, нет! Вы опять просрали все полимеры!..Космический корабль «Моя прелесссть» в действии.
Неприятно задевает разве что произвольное обращение с некоторыми терминами. Например, если бы авторы оригинального текста хотели использовать пошлое сочетание «промывание мозгов» вместо куда более внушительного и подходящего в данном случае слова «индоктринация», они бы, наверное, так и сделали, благо, в английском языке присутствуют и indoctrination, и brainwashing.
Непонятно также, зачем называть fleet «флотилией» - под таковой обычно подразумевается сравнительно небольшое соединение, для которого в английском языке есть обозначения flotilla или small fleet; здесь же речь идет о крупной организационной единице.
И хотя, разумеется, это далеко не единственные примеры «отсебятины», неточного перевода или редакторской небрежности, нельзя сказать, чтобы они как-то особенно повлияли на впечатление от игры.
У саларианцев, оказывается, есть давние спецназовские традиции. А по виду и не скажешь.Монумент в виде передатчика массы – типичный пример чеховского «ружья на стене», который нельзя не одобрить.
Техническое исполнение PC-версии не лишено некоторых недостатков, но тоже вполне приемлемо. Mass Effect быстро сохраняется, быстро загружается, отличается высокой стабильностью (у автора статьи не было ни единого вылета за время прохождения) и демонстрирует хорошее соотношение качества картинки, разрешения и частоты кадров. Движок обеспечивает комфортную игру на максимальных настройках в разрешении 1280 на 960 на видеокартах калибра GeForce 8600 GT. А вот антиалиасинга в Mass Effect, к сожалению, не предусмотрено.
Несмотря на наличие нескольких широкоэкранных режимов в списке доступных, игру удалось заставить запуститься только в единственном «родном» разрешении монитора. Более низкие 16:9-варианты с масштабированием включить почему-то не удалось, в отличие от 4:3-режимов, полный спектр которых доступен.
Кто-нибудь может объяснить, почему на каблуках здесь ходят только стриптизерши?Смешались в кучу кони, люди, пол персонажа и множественное число.
Сама картинка выглядела бы вполне неплохо и современно, если бы не тени. Динамические тени ужасны, и их лучше отключить сразу, поскольку никакой реалистичности они не добавляют, а все только портят.
Возможно, стоит отключить и motion blur: во-первых, он зачастую работает весьма странно (например, зачем-то «смазывает» персонажей, едущих в лифте), во-вторых, это может положительно сказаться на производительности.
Бог с ними, с одинаковыми платьями. Но то, что у всей штурмовой группы совершенно одинаковые попы – это полный беспредел!А вот это – чисто редакторский ляп. По всей игре слово classified правильно переведено как «секретный», и только в этом разговоре засекреченный зонд обозвали «классифицированным».
* * *
Если оценивать Mass Effect исключительно как CRPG и сравнивать с другими представителями жанра, игра прекрасна, спору нет. Хотя организация геймплея может показаться многим фанатам, мягко говоря, нетипичной, а баланс – странным. В любом случае, мастера из Bioware в очередной раз подтвердили свой статус живых классиков и законодателей моды, которые имеют право на смелые эксперименты.
Однако, если подходить к ME по стандартам лучших образцов «взрослой» развлекательной культуры (литературы, кино), в компанию которых игра явно метит, становится ясно, что пространство для развития все еще огромно: сюжет все-таки вторичен, диалоги отдают прямолинейностью, а драма жидковата. Но впереди еще две части, и, кто знает, может быть, к финалу серии мы увидим нечто по-настоящему впечатляющее и срывающее крышу мира.
Симпатичная картинка достигается скорее грамотным дизайном, чем «крутой» технологией.Зачем этой игре фильтр «под зернистую пленку», решительно непонятно. К счастью, он отключается.
А до тех пор Mass Effect не даст заскучать – игра предлагает достаточно обширный мир с множеством интересных возможностей и альтернатив, который прямо-таки зовет: «Изучи меня еще раз!». На более высоком уровне сложности, выбрав другой класс персонажа, альтернативную модель поведения или найдя новую любовь. И тот, кто не прошел ME раз, а еще лучше – два, многое теряет.
Мини-игры
К сожалению, Mass Effect не радует разнообразными и изобретательными мини-играми. Один раз встречаются «ханойские башни», пару раз надо методом тыка подобрать порядок нажатия секторов. А в остальных 99% процентах случаев приходится сталкиваться с необходимостью провести красную стрелку в центр через препятствия – так взламываются замки, отыскиваются артефакты и даже полезные ископаемые. Сама по себе эта мини-игра неплоха, но только если ее не нужно пройти сто тысяч раз подряд.
Еще здесь есть азартные игры, но, учитывая изобилие денег, они не очень актуальны.
Галактику с равным успехом могут спасти и Джон Шепард…… и Джейн Шепард. Может быть, когда-нибудь они все-таки поженятся?
1696 Прочтений • [Обзор игры Mass Effect] [11.04.2012] [Комментариев: 0]