Cкажем прямо: Neocore несколько лукавила, когда обещала нам молочные реки с кисельными берегами в «Львином сердце». На деле получилась урезанная версия «Короля Артура» (ну, или духовная наследница «Крестоносцев: Во имя короны», если угодно). Больше, чем предрекали скептики, но меньше, чем надеялись поклонники. Поверят ли игроки венгерской студии еще раз?..
Поспешишь – людей насмешишь. Эту нехитрую истину каждый из вас знает с детства, и мы более чем уверены, что в венгерском языке найдется ее аналог. Решительно непонятно, однако, зачем проект несся к релизу сломя голову? И стоило ли так спешить, если по дороге минимум одну ногу потеряешь? Те, кто уже заглянул в раздел «недостатки», легко догадаются, что мы говорим о полном отсутствии каких-то вариантов многопользовательской игры. Да, нас кормят обещаниями, что рано или поздно он появится (может, пока вы читаете эту статью, в Сети разворачиваются первые баталии «человек против человека»). Но пока, завершив обе кампании, задумываешься о дальнейшей судьбе диска. То ли на полку поставить, то ли повторить прохождение с другим набором войск и по-иному реагируя на происходящие в Святой земле и вокруг нее события. В любом случае на третье прохождение решатся разве что самые отчаянные поклонники средневековых битв.
И все было бы отлично, не будь игра столь неприлично коротка. Обе кампании (за Ричарда Львиное Сердце и его противника Саладина) реально завершить за выходные, иногда отвлекаясь на домашние дела. Допустим, еще часа три вы убьете, запуская битвы против ИИ с заданным набором войск. А что потом? Потом начинаешь ностальгировать на тему «эх, мне бы вот как в «Короле Артуре», с его текстовыми квестами, рыцарями и прочими плюшками, только про Ричарда». И почему Neocore не занялась самоповторением и не одолжила самой себе парочку отличных идей из прошлого творения? Загадка, ломать головы над которой придется не одному обозревателю…
В лесу можно спрятаться, а если еще взять соответствующие навыки, то атака из засады чуть ли не мгновенно приносит победу. Увы, места для укрытий есть не на каждой карте.Герои получают очки навыков каждый уровень, в отличие от юнитов. Так что полезность полководцев трудно переоценить.
Но довольно печальных мыслей, перейдем к положительному мышлению. Что у нас в активе? Правильно – две непохожие друг на друга кампании. Нет, основа остается та же – в каждой нам предстоит провести 16 битв, захватывая территории Переднего Востока и Северной Африки. Но околобатальные дела у Ричарда и Саладина разнятся. Король английский постоянно думает, как бы привлечь на свою сторону союзников, получая от них разнообразные бонусы. Кто ж откажется от улучшенного вида пехоты или от отряда с героем-полководцем во главе? Но главная польза от союзников даже не в этом, а в том, что каждую миссию можно пройти по-разному – всегда есть хотя бы два варианта, а то и четыре. И та карта, на которой толпа кавалерии выиграет с громаднейшими потерями, если выбрать вариант сражения, предлагаемый Папой Римским, вполне может оказаться невероятно легкой, если последовать совету рыцарей Тевтонского ордена. На ум сразу приходит словечко «реиграбельность». Но чуть позже понимаешь, что реиграбельность какая-то половинчатая – в истории Саладина никаких союзников нет. Бравый мусульманин почти всегда следует одному и тому же плану (вариации в стиле «сначала пойдем направо, а потом налево» или «сначала налево, а потом направо» не учитываем, разницы-то). И получается, что если кампанию Ричарда стоит пройти второй раз, по-другому ведя себя на каждой карте, то за Саладина в повторении пройденного смысла нет. Зато здесь есть древо технологий и каждый сам решает, что и в какую очередь исследовать. Кстати, пока не забыли, вот вам универсальный рецепт: обязательно пораньше берите технологию, дающую больше денег после миссий. Окупается, проверено на практике.
Да и на высших уровнях сложности, где побить ИИ можно, но тяжело, полученные таким образом дополнительные средства пригодятся. Признаем честно – иногда «железный мозг» действительно демонстрирует неплохую тактическую подготовку, заходя с флангов и тыла, неожиданно ударяя кавалерией по беззащитным лучникам или вовремя выскакивая из засады. Но бывает и по-другому: внезапно отряд противника решает, что лучше умереть, чем есть цветную капусту (читай – убегать от ливня стрел), и стоит на одном месте, пока не вымрет чуть менее чем полностью. Выяснить причины такой разницы в поведении нам так и не удалось.
Кстати, запомните: радоваться, если вам удалось побить оппонента в тяжелейшем бою, стоит, только если вы вернулись на стратегическую карту и успешно сохранили игру. И все потому, что записаться по ходу миссии не дают, а у «Львиного Сердца» есть неприятная привычка вылетать на рабочий стол сразу после победы, но до возвращения на стратегическую карту. Патч с исправлением ошибки уже делают, но когда он выйдет – тайна сия великая есть.
В остальном получилась приличная тактическая стратегия, где основа основ – сражения средневековых армий в реальном времени. Всяческие «фишки» в виде морали, бонусов у одних типов войск против других, формаций и даже спецспособностей (порой уникальных, если речь заходит о героях) прилагаются. Юниты можно покупать и продавать, улучшать и прокачивать, снабжать новым оружием, доспехами и эликсирами, но долго наслаждаться всепобеждающей армией не придется – наступает финиш. Вкупе с чувством какой-то неудовлетворенности. А ведь могло бы быть иначе…
О РАЗРАБОТЧИКЕ
Венгерская студия Neocore Games с самого начала своего существования сосредоточилась на смеси стратегий и RPG с уклоном в средневековые (или фэнтезийные, как в «Короле Артуре») битвы. Кто-то, конечно, ерничал на тему, что получалось «недоTotal War», но не всем же требуются кучи построек и масштабные дипломатические переговоры с десятком соседей, кто-то просто любит армией покомандовать. А с выходом «Короля Артура» Neocore и вовсе удостоилась кучи почестей – оказалось, что и дело глобальных стратегий ей не чуждо. Так что от «Крестоносцев» ждали минимум повторения успеха.
В такой ливень лучники и арбалетчики не слишком нужны. Впрочем, в песчаную бурю они тоже не смогут похвастаться большой дальностью.Как только враги выйдут из ущелья, тут же попадут под плотный огонь артиллерии, башен и лучников. Дальнобойное оружие в игре – одно из важнейших слагаемых победы.