История с появлением Left 4 Dead 2 похожа на иронический детектив. Продолжение самого успешного многопользовательского проекта Valve было анонсировано менее чем через год после появления на прилавках первой части игры (которая к тому времени уже успела получить дюжину наград от самых уважаемых представителей мировой профильной прессы). Случилось это на игровом
форуме E3 2009 и повергло многих обладателей лицензионных копий Left 4 Dead в настоящий шок.
Обманутые надежды – 1
«Подождите секундочку, – писали горячие головы на фанатских форумах. – Что нам было обещано год назад? Полноценная поддержка игры после релиза, выпуск различных модификаций и дополнений. Короче говоря, развитие и наполнение контентом, с которым у оригинальной Left 4 Dead не все было ладно! А что получается теперь? Все то, что мы вроде как должны
были получить бесплатно, придется покупать заново?» Проморолик с E3 лишь подлил масла в огонь: разницы между двумя проектами не заметил почти никто. Самые рассерженные игроки объединились в официальное Steam-сообщество, идеей которого стал бойкот Left 4 Dead 2. Участниками этого сообщества за два дня стали более 10 тысяч человек, а к концу месяца недовольных
набралось уже почти 40 тысяч. К чести Valve, компания вступила с протестующими в диалог, а некоторым самым рьяным поборникам справедливости даже показала игру за два месяца до релиза – в сентябре. Разумеется, вчерашние активисты тут же обрели новую веру и стали уговаривать соратников сложить оружие, однако большая часть сообщества по-прежнему была настроена скептически. Ни клятвенные обещания продолжать всестороннюю поддержку и развитие первой Left
4 Dead, ни хвалебные отзывы критиков о пресс-версии не помогали: люди по-прежнему чувствовали себя обманутыми. В конце концов, прекрасно понимая, что большего, чем они уже добились, не достичь, лидеры бойкот-движения приняли решение распустить сообщество. Своего мнения они не поменяли, однако были «удовлетворены хотя бы тем, что к некоторым нашим высказываниям в Valve все же прислушались». Стало окончательно ясно: Left
4 Dead 2 – быть.
История компании
1996: В городе Беллвью, штат Вашингтон, США, основана компания Valve Software.
2008: Компания выпускает долгожданный многопользовательский шутер Left 4 Dead.
2009: На выставке Е3 анонсировано продолжение, получившее название Left 4 Dead 2.
Обманутые надежды – 2
Как теперь известно всем, разработка игры началась практически сразу после того, как первая часть Left 4 Deadбыла отправлена в печать. В качестве причин такой спешки разработчики называют в том числе недовольство «общей картиной нашего населенного зомби мира». В результате Left
4 Dead 2 состоит из пяти кампаний, которые в совокупности связывают происходящее единой сюжетной линией (в L4D, напомним, миссии были разрозненными и преподносились как набор атмосферных локаций, не более того). В ходе прохождения прояснится многое и о загадочном катаклизме, и о его причинах, и о том, как вообще теперь живется на этой богом забытой планете. Более широкий взгляд на вещи сразу же дает о себе знать: прежде чем отправиться в плавание сетевых сражений, просто жизненно необходимо пробежать
эти кампании хотя бы на самом простом уровне сложности, потому что отныне они наполнены не только ордами зомби, но и неожиданными квестами. Без базовых знаний – что, когда, кому и как – в мясорубке онлайна попросту не выжить! Так, например, хозяин оружейной лавки в обмен на помощь попросит принести ему… ящик «колы», и этот ящик придется на руках тащить через толпы прущих изо всех щелей «зараженных», не имея возможности от них отстреливаться. В другой миссии необходимо
бегать по супермаркету в поисках канистр с бензином, чтобы заправить выставочный образец автомобиля и с его помощью удрать из проклятого места. В обоих случаях один человек вынужден выполнять грязную работу, а оставшаяся троица – всячески его прикрывать. Не зря летом разработчики говорили, что хотят сделать «самый командный многопользовательский шутер современности еще более командным».
Катана, что называется, решает. Одно из самых мощных видов оружия в игре, без шуток.Одна из самых выгодных позиций: на подступах к таким эскалаторам нечисть ложится сотнями.
Из других нововведений: четыре новых протагониста, три новых вида «особых зомби», пара десятков новых видов оружия и один новый режим игры. И это, по большому счету, все, чем игра отличается от своего предшественника. В целом ощущения от того самого проморолика оказались верными: выглядит и играется Left 4 Dead 2 точно так же, как и первая часть: есть
большая локация, есть четверка выживших, есть задача – добраться из одного безопасного укрытия в другое. И еще есть натуральным образом тысячи визжащих, воющих, готовых разорвать живую плоть в клочья «инфицированных» граждан. Получается, не зря бойкотировали? Выходит, Valve все же решила сыграть не по правилам?
Баллада о коллективизме
И тут стоит отметить два простых факта. Первый: ни в кино, ни в видеоиграх, ни в книжках вы не найдете таких потрясающих живых мертвецов, как в Left 4 Dead 2. Второй: никто лучше Valve сегодня не делает микроархитектуру локаций в многопользовательских играх. Вот две основные причины, по которым действительно стоит выложить 50 долларов за диск с игрой, которую
менее честолюбивые люди позиционировали бы как масштабное дополнение (знаете ли вы хоть одно игровое дополнение, на рекламную кампанию которого потрачено 25 вечнозеленых миллионов?). Тут даже не скажешь, какая из причин важнее. Населяющие мир игры зомби – это внезапно поумневшие монстры из фильма «28 недель спустя», передвигающиеся к тому же в пять раз быстрее. И их много. Очень много. Нет, правда, их тьма! И выглядят эти твари просто потрясающе, особенно в динамике. Три новых вида «особых
инфицированных» не очень впечатляют (Громила – хилое подобие Танка; Жокей – существо, способное запрыгнуть выжившему на холку и на определенное время перехватить над ним управление; Плевальщица – мерзкое создание, стреляющее ядовитой и наносящей огромный урон слюной), а вот массовка… Это просто не передать словами. Какие-то ученые в костюмах химзащиты, жуткого вида клоуны в скрипучих калошах, полисмены в полном обмундировании… Когда на вас несется такая живая лавина,
хочется спрятаться в темном углу и просто закрыть глаза руками. Однако, учитывая специфическую особенность местных зомби появляться буквально отовсюду и их потрясающую хитрость (могут убежать с линии огня, могут тихой сапой зайти со спины, могут выпрыгнуть из-за угла, могут даже действовать сообща!), не спасет и темный угол. Поможет лишь по-настоящему командная игра – с прикрытием, засадами, отвагой и взаимовыручкой. В Left
4 Dead 2 передача шприца с адреналином одним игроком другому не красивый жест, а суровая необходимость. Кому-то могут не нравиться негры, субтильные барышни или карточные шулеры, но если погибнет один член команды, шансы на успешное прохождение снижаются вдвое. Когда погибает половина выживших, шансы уменьшаются до 10 процентов. В этом одно из главных отличий Left
4 Dead 2 от первой части: если раньше мы бежали вперед, посмеиваясь над врагом и ни капли не сомневаясь в собственном превосходстве, то теперь не до смеха: веселый отстрел в заповеднике превратился в суровое выживание. Проходить игру действительно стало сложнее.
«Чемоданмэн» фатально неправ! Два более сознательных напарника вынуждены прикрывать нерадивого товарища, вместо того чтобы организовать грамотную оборону.На легких уровнях сложности попижонить в коридорах «инфицированного» отеля сам бог велел! Благо части тела отрубаются красочно, со смаком.
Вторая причина – микроархитектура – в Left 4 Dead 2 еще более очевидна. Некоторое время назад игры, рассчитанные на кооперативное прохождение двумя живыми людьми (такие, как Gears of War), считались очень сложными и дорогими в производстве. Создать полноценную кампанию, в которой нашлось бы место сразу двум главным героям, необычайно тяжело! Что уж
говорить о четырех… Но дизайнеры локаций для Left 4 Dead 2 настоящие умницы. Уму непостижимо, как можно придумать систему узких коридоров и темных комнат и при этом сделать так, чтобы для каждого из четверки отважных нашлось свое место. Более того! В Left
4 Dead 2 нередки ситуации, когда всем четверым приходится некоторое время отбиваться от бесконечной толпы «инфицированных» в просторном, но все же замкнутом пространстве (холл мегамаркета, площадка аттракционов и т.п.). Так вот, при первом, спонтанном прохождении таких мест гибель практически неизбежна. Иной раз даже становится непонятно, как в таких условиях вообще можно выжить! Однако стоит одному игроку занять нужную высоту, другому держать под прицелом канистру с бензином, третьему вовремя
швырнуть в толпу зеленую слизь, которая заставляет монстров нападать друг на друга, а четвертому в это время зайти с фланга, – как вдруг все проходит спокойно и гладко, без потерь и нервотрепки. Недаром таким популярным стал режим Survival, перешедший в Left 4 Dead 2 из дополнения к оригинальной игре: потрясающий дизайн местных карт действительно позволяет
сдерживать атаки живых мертвецов очень долго. Играть в Left 4 Dead 2 в хорошей команде – редкое удовольствие, несравнимое по ощущениям ни с одной другой многопользовательской игрой.
Истоки
В отличие от большинства компьютерных игр серия Left 4 Dead опирается на вполне конкретные произведения современной поп-культуры. Ниже перечислены важнейшие из них.
Кинематограф
1. «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968).
В этом черно-белом фильме великий Джордж Ромеро (George Romero) заложил основы того, что сейчас ученые мужи называют зомби-медиалогией. Непонятное нечто, превращающее людей в ходячие трупы; горстка испуганных персонажей; заунывный вопль «braaaains!»; замкнутая атмосфера и ощущение тотальной безнадеги: из шести главных героев к концу фильма в живых остается лишь один, да и того по ошибке в финале убивает отряд полицейских, осуществлявший окончательную зачистку местности от нечисти. Этот и последующие
фильмы Ромеро (а после «Ночи» он снял «Рассвет мертвецов», «День мертвецов», «Землю мертвецов», «Дневники мертвецов» и сейчас снимает «Бессмертие мертвецов») отличают предельная натуралистичность и акцент на психологию отношений внутри небольшой группы людей в критический момент.
2. «Зловещие мертвецы 2» (Evil Dead 2, 1987).
В 1981 году Сэм Рэйми (Samuel Marshall Raimi) снял свою версию «Живых мертвецов» Ромеро: по-настоящему страшный и атмосферный ужастик «Зловещие мертвецы». Однако, как вскоре понял сам Сэм, фильм получился хоть и зрелищным, но все же жутко вторичным: по сути, Рэйми собрал в кучу все известные на тот момент жанровые клише: затерянный в лесах домик, «Книгу мертвых», компанию из пятерых молодых людей и т.п. В итоге шесть лет спустя режиссер словно снимает фильм заново –
на сей раз с изрядной долей юмора и самоиронии. Именно с выходом второй части «Зловещих мертвецов» многим стало очевидно, что зомби – это не только страшно, но еще и неимоверно смешно! Заключительная часть трилогии – «Армия тьмы» – и по сей день считается классикой юмористического триллера, а Брюс Кэмпбелл (Bruce Campbell), исполнитель роли Эша, стал, похоже, ролевой моделью на века.
3. «28 недель спустя» (28 Weeks Later, 2007).
Когда пик панибратства по отношению к восставшим из могил гражданам достиг предела (скажем хором «спасибо» дядюшке Рэми), британцы взяли и сняли фантастическую дилогию о настоящих зомби. Первый фильм – «28 дней спустя» лишь осторожно нащупывал почву. «28 недель спустя» заиграл мускулами по полной. Мертвецы, по версии «Недель», – быстрые, яростные, беспощадные. Если один из них увидел вас, шансов спастись почти нет, а скорость распространения загадочной
эпидемии, которая превращает обычных людей в монстров, ужасающая: менее чем за месяц вся Великобритания практически вымерла. Режиссеры дилогии вновь возвращаются к этическим проблемам и глобальным вопросам современного устройства общества, современной морали и современности вообще. Фильмы вновь возвращают моду на натуралистичность и крупные планы; мертвецы Left 4 Dead шагнули
в игру именно с этих кинопленок.
Книги
1. Стивен Кинг (Stephen King), «Противостояние» (The Stand), 1978.
Несмотря на то что в этом массивном романе нет живых мертвецов, именно Кинг первым красочно описал результаты утечки зловещего вируса из секретной военной лаборатории. Он яркими мазками рисует молниеносное распространение вируса, убивающего почти все живое на Земле: живым из лаборатории выбирается лишь один ученый, но этого вполне достаточно, чтобы началась эпидемия. Как и в фильмах Ромеро, большим поклонником которого является Кинг, основная идея подается через истории обычных людей, вынужденных демонстрировать
свои истинные качества в экстремальных обстоятельствах. Неизбежное объединение в группы, картины постапокалиптического мира, внезапно возникшее абсолютное значение понятий добра и зла – все это родом именно отсюда, из «Противостояния».
2. Макс Брукс (Max Brooks), «Мировая война Z» (World War Z: An Oral History of the Zombie War), 2006.
Написанный в 2006 году псевдодокументальный роман Макса Брукса рассказывает о загадочной болезни, которая впервые диагностируется в Китае: человек вдруг превращается в жестокое и агрессивное существо, более всего похожее на привычного всем зомби. Эпидемия болезни охватывает планету, рушатся государства и экономики, немногие выжившие изо всех сил стремятся попасть в безопасные районы, в то время как военные и ученые пытаются противостоять ордам живых мертвецов. Все это подается в виде интервью с основными участниками
событий, диктофонных записей и газетных статей. Книга Брукса производит шокирующее впечатление: автор подробно, в деталях описывает вторжение зомби во все основные мировые державы – и столь же подробно описывает ответные, зачастую ужасные действия властей. Исполненное в истинном CNN-стиле повествование выглядит вполне достоверным: если, не дай бог, такая болезнь действительно возникнет, все вполне может пойти именно так, как рассказал Брукс.
Музыка
Роб Зомби (Rob Zombie) и группа White Zombie, Soul-Crasher, 1987.
Тут двух мнений быть не может. Роб Зомби, урожденный Роберт Бартли Каммингс, создал образцовый зомби-саундтрек ко всему, что каким-либо образом связано с живыми мертвецами. Пластинка 1987 года Soul-Crusher наполнена такими образцовыми металлическими шедеврами, как «Крысиная глотка», «Убийство ублюдков» и «Умри, зомби, умри!», что для Роба не просто заглавия песен, но образ мысли. Эстетика фильмов Ромеро, положенная на музыку «Металлики» и «Блэк Сэббат»,
– вот рецепт мистера Каммингса, и звучит все это по сей день чертовски убедительно. Роб, кстати, сейчас вовсю трудится в кинобизнесе: фильмы «Дом тысячи трупов», «Хеллоуин (2007)» и «Хеллоуин 2 (2009)» – именно его режиссерские работы.
Нюансы
Единственный новый режим игры в Left 4 Dead 2 – «Сбор» (Scavenge). Смысл прост: четверка выживших играет против четверки «инфицированных». Задача первых – собрать 16 канистр с бензином, разбросанных по всей локации, заправить бак генератора и таким образом спастись. Задача зомби – всячески этому помешать. Изначально на
выполнение задания дается одна минута; каждая новая принесенная канистра добавляет к этому времени еще 20 секунд. Канистры взрываются от попадания в них пуль. Слюна Плевальщицы также способна разрушить канистру.
Новинка не очень удалась: команда «инфицированных» заведомо слабее своих противников, а после того как зомби оказывается убитым, игроку приходится около 20 секунд ждать респауна. Баланс сторон, возможно, еще будет выровнен, но пока желающих сыграть в «Сбор» на официальных серверах немного. Другое дело «Выживание»! Сейчас этот вариант игры в Left
4 Dead 2 наиболее популярен. Благодаря тому что арсенал оружия в игре существенно увеличился, увеличилось и количество стратегий, которые способны помочь продержаться как можно дольше. К примеру, выросло значение оружий ближнего боя – мне лично довелось наблюдать эпизод, когда единственный оставшийся в живых член команды около двух минут оборонялся одной лишь катаной (которая, к слову, способна уничтожать по несколько противников зараз). Погибнув, храбрец долго сокрушался, что в его руках не было
бензопилы – тогда, дескать, он смог бы выстоять еще минуты три.
В «Выживании» дотянуть до «бронзового стандарта» стало чуть легче, зато после пятой минуты начинается сущий ад.В Left 4 Dead 2 стало гораздо больше действия на открытой местности, при свете – так мертвецы выглядят еще более впечатляюще.
Кроме катаны и бензопилы в игру были добавлены электрогитара, сковородка, мачете, пожарный топор, бита для крикета и ломик. Огнестрельных новинок тоже хватает: чего стоят только револьвер Desert Eagle, винтовка SCAR и знаменитый АК-47! К любому оружию можно прикрутить лазерный прицел, а еще в особом наборе можно взять один дополнительный магазин зажигательных или разрывных патронов. Настоящим же королем Left
4 Dead 2 по праву можно считать гранатомет M79 с 25 патронами боезапаса. Один выстрел из этого малыша разрывает пару десятков обычных зараженных и способен сразу вывести из строя любого зомби-босса – штука на открытых пространствах незаменимая и потому очень ценная. В Left 4 Dead 2 дебютирует еще одна звезда – дефибриллятор. С его помощью можно
оживить любого павшего соратника (не помочь встать на ноги, а именно оживить). Делает прохождение игры чуть легче, однако встречается нечасто, а из-за того что нести с собой можно либо аптечку, либо дефибриллятор, многие игроки вовсе не берут его с собой.
Вот так несчастные монстры и вынуждены пытаться противостоять «выжившим» – тайком, из-за угла… И все равно ведь обречены.Вообще-то по-настоящему это замечаешь только на скриншотах: игра света и тени в Left 4 Dead 2, конечно, умопомрачительная.
История продолжается
В онлайне, конечно, сейчас творится самое настоящее безумие. Когда слышишь в наушниках голос живого человека, без конца повторяющий истеричное oh my god – с такими искренними интонациями, словно пареньку и вправду вспарывают брюхо, – выходить из Left 4 Dead 2 не хочется совершенно. Вся эта стилистика – стилистика американских трэш-муви
с кричащими заголовками афиш и непереводимыми рекламными слоганами – по-прежнему с нами и по-прежнему работает так же хорошо. Когда заканчивается очередная кампания, по черному экрану бегут всамделишные титры, где среди сухих статистических подборок встречаются фразы типа «при съемках этого фильма пострадало 911 живых мертвецов». Left 4 Dead 2 сохраняет
и драйв, и атмосферу предшественника, в ней по-прежнему страшно и весело проводить время, в ней все так же с удовольствием помогаешь другим людям и рассчитываешь на помощь с их стороны. Безусловно, новые краски не делают L4D2 другой игрой, это отдельный продукт в той же степени, сколь отдельным фильмом можно считать вторую часть «Зловещих мертвецов» по
отношению к первой. Если это не совпадение, а осознанно принятое решение – новая история с незначительными корректировками примерно раз в год, тогда Valve полностью опровергает знаменитый тезис о том, что с каждой новой цифрой в названии поп-продукта его вау-фактор должен столь же кратно увеличиваться… и все претензии к Left 4 Dead 2 абсурдны. Почему-то
кажется, что 17 ноября 2010 года мы все будем с упоением играть в Left 4 Dead 3, так же недовольно ворча и жалуясь на скупость разработчиков. Вопреки всему у этих мерзавцев все равно получаются лучшие живые мертвецы на свете.
1811 Прочтений • [Обзор игры Left 4 Dead 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]