Пожалуй, ни один подобный римейк не заставлял публику так волноваться – даже Final Fantasy III для Nintendo DS, Resident Evil для GameCube и Settlers II для PC не поднимали такой шумихи. Причем интерес возникал постепенно. Поначалу любопытствовали только фанаты Tomb Raider: как утверждают представители Eidos, именно давние поклонники надоумили их преподнести старую игру в новой оболочке. Все 10 лет, с появления на свет первой части, в почтовые ящики Eidos сыпались килограммы писем с просьбами и даже мольбами (возможно, угрозами) переделать первое и самое незабываемое приключение Лары Крофт на новый лад. Сжалившись над почитателями, Eidos пошла на уступки, но со своими условиями – римейк не будет точной копией оригинала. И вот тут уже были заинтригованы любители Tomb Raider: Legend, которые не воспринимали оригинальную игру при всем желании. Спустя некоторое время между двумя группировками образовалась третья – прослойка любопытных, которых также не оставила равнодушной вся шумиха вокруг возвращения расхитительницы гробниц.
Одно только сообщение Яна Ливингстона привлекло всех, кто не обращал внимания на видеоигры в принципе – президент Eidos отметил, что доход от реализации всей продукции под брендом Tomb Raider составляет 0.75% от валового внутреннего дохода Великобритании. Масла в огонь подливали и новости об изменении даты релиза: изначально проект должен был увидеть свет еще в конце прошлого года. А бесконечные переносы в течение всей весны 2007-го вывели из себя даже самых преданных поклонников.
Ящики! При обнаружении этих предметов некоторые поклонники Tomb Raider и Broken Sword теряют самообладание. Без паники – разработчики смилостивились и большую часть подобных головоломок пустили под нож.Нередко приходится возвращаться по проторенной дорожке. Чтобы не было скучно, обратный путь усложняется за счет появления противников или других, менее одушевленных препятствий – например, раскачивающихся секир. Как говорится, будьте готовы.
Но самое интересное, что в конце концов Crystal Dynamics умудрились угодить абсолютно всем. Как и обещалось, были взяты за основу исключительно старые эпизоды и переделаны с учетом нового движка и «новой» Лары – то есть, той модели, которую мы уже видели в Legend. Разработчики ничего не убрали: все закоулки, расположение врагов, основные загадки – все на своих местах. Но на уровнях часто поджидают неожиданные сюрпризы – к примеру, мост или пол могут внезапно обрушиться, и придется искать обходные пути. У самой гуттаперчевой дамочки даже по сравнению с Legend количество новых умений и движений возросло: например, Лара научилась балансировать на вертикальных столбах, а также отныне практикует бег по стенам (не без помощи веревки – здесь вам не Prince of Persia).
Для настоящих поклонников
Для настоящих поклонников (а также для всех остальных, желающих потратить на покупку почти в три раза больше) Eidos подготовила особое предложение – Tomb Raider: Anniversary Collector’s Edition. Заветная коробочка для PC или PS2 обойдется всем желающим в 80 долларов. Отметим также, что обычная версия стоит всего лишь 25. Раскошелившимся на Collector’s Edition попадет в руки не 1 DVD, а сразу 3. На них, помимо самой игры, можно будет обнаружить немало сюрпризов: видеоматериалы (в том числе – коллекция трейлеров Tomb Raider), микс из саундтрека Tomb Raider: Legend и Tomb Raider: Anniversary, а также дополнительную галерею. Владельцам PSP беспокоиться не стоит – парочкой дополнительных UMD комплектовать Tomb Raider: Anniversary никто не собирается, а на один все дополнения тем более не поместились. В общем, довольствуйтесь исключительно обычным изданием. А если вы настроены на приобретение русскоязычной подарочной версии – пожалуйста: компания «Новый диск» комплектует Anniversary для PC бонусным диском, нашивкой с логотипом игры, двусторонним плакатом А3 и пятью наклейками. Когда в продаже? Уже.
Управление в свои руки игрок берет еще до проникновения Лары в пещеру. Хотя от этого все равно мало что меняется – наш немногословный провожатый неизменно погибает. Во время этого движения обратите внимание на пальцы Лары и согласитесь, что балансирует она весьма убедительно.
Сюжет подан намного более изящно, нежели в оригинале – все шероховатости истории сглажены увеличенным количеством видеовставок, и все недосказанные фразы наконец-то обрели окончание. История, впрочем, так и осталась весьма незамысловатой. Зато почти все вставки стали интерактивными – в определенные моменты потребуется нажать в течение короткого промежутка времени какую-либо кнопку. Идея не нова, но пришлась к месту. Наверное, многие содрогнулись, вспомнив Spider-Man 3, где создатели выделяли считанные доли секунды на раздумья – забудьте, в этот раз наши нервы пощадили.
Еще одна любопытная особенность – местный режим slo-mo, который принято называть не иначе как adrenalin dodge. Если враг расположен близко и готовится напасть, Лара может уклониться и сделать парочку прицельных выстрелов.
У игрока есть буквально доли секунды, чтобы сообразить, что к чему и, не пропустив атаку, задействовать adrenaline dodge, иначе шанс попасть в цепкие лапы недовольного животного (вы ведь не забыли, что по большей части мы противостоим местной фауне?) увеличивается в несколько раз.
А пропустить атаку можно запросто, если управление ляжет на клавиатуру и мышь – не говорите потом, что мы вас не предупреждали, новая схема затачивалась под другие манипуляторы.
Кто-то скажет
Кто-то скажет: «А как же Tomb Raider для N-Gage и Pocket PC? Разве не они были первыми римейками оригинальной Tomb Raider?». Нет, это были всего лишь портированные версии, и не более. К тому же, даже среди почитателей нашлись только единицы, которые были довольны, – и на то были свои причины. Версия для N-Gage была едва жизнеспособна: игра безбожно тормозила и щеголяла исчезающими полигонами. А в варианте для Pocket PC, хоть и работающем на порядок шустрее, по понятным причинам управлять главной героиней было весьма непросто.
Очень часто сложно увидеть следующую точку приземления, поэтому старайтесь продумать комбинацию прыжков заранее.В узком коридоре даже борьба с одиноким волком может иметь печальные последствия. Особенно на самом высоком уровне сложности – противники в этом случае будут гораздо выносливее.
Довольно нетипична для Tomb Raider высокая сложность игры. Сериал вообще-то всегда славился тем, что пройти любую часть мог едва ли не ребенок, но в Anniversary разработчики исправили это досадное упущение. Особенно хорошо это ощущается сразу после освоения Legend – в этом случае последняя приравнивается к развлекательной прогулке. К примеру, отдельные противники, которые уничтожались малой кровью, нынче перешли в статус боссов, и уложить их на обе лопатки с первого раза очень непросто. Безусловно, никто не запрещает определиться с уровнем сложности – только, вне зависимости от выбранной опции, во время прохождения в адрес Лары и Crystal Dynamics будет отпущено не одно злобное выражение.
При этом почти на каждый уровень придется потратить не менее часа. А уж если кому-то захотелось найти все секреты, умело запрятанные хитрыми разработчиками, то при первом прохождении будет мало и двух. Но оно того стоит. Прежде всего, секреты искать как минимум интересно: обнаружить большую часть сокровищ несложно, а вот добраться до них – отдельная история. Таким образом, разработчики как бы цепляют игрока на крючок: «Смотри, уважаемый, ты наш, – прямо перед твоим носом лежит золотая цацка. Может, придумаешь способ ее добыть?». А достать заветную «погремушку» очень хочется – тем более что большинство из них найти в оригинальной версии не составляло труда. К тому же авторы подготовили внушительный список наград за коллекционирование сувениров: здесь и звуковая дорожка, и комментарии самих разработчиков, и различные костюмы мисс Крофт. Список далеко не полон: если внимательно рассматривать все подарки, которыми нас одаривают по мере прохождения, – статью придется увеличить еще на страницу. Между прочим, в число достижений входит не только дотошное изучение темных закоулков – спринтерская скорость освоения уровней также будет вознаграждена в отдельном порядке.
Бить стекла в собственном доме – не моветон, а суровая необходимость. Иначе не получится собрать все желанные артефакты.В рюкзачке Лары хранится одна небезынтересная вещь – ее собственный дневник. Все его содержимое – завуалированные подсказки. Впрочем, иногда и туманные намеки неплохо помогают.
Кстати, о скорости: большинство игроков и критиков отмечали, что краткость – едва ли не самый существенный недостаток Legend. Теперь и те, и другие могут насладиться приключениями сполна – в отличие от той же Legend, Anniversary не удастся проскочить за 6-7 часов. Заявленные разработчиками минимальные 15 запросто сокращаются до 12-13, но даже эта цифра легко доказывает, что за один вечер пробежать через все подземелья и пирамиды едва ли получится. И не стоит забывать про секреты, на поиски которых уйдет чуть ли не вдвое больше времени. Кроме того, традиционно в игре присутствует особняк семейства Крофт, хранящий свои тайны.
Первые ласточки
Первый трейлер игры появился еще весной прошлого года. Тогда она называлась Tomb Raider: 10th Anniversary Edition, и, судя по заверениям разработчиков, должна была появиться только для PSP всего-то несколькими месяцами позже. Была ли это ошибка? Не совсем. Core Design буквально через неделю представила журналистам опровержение: проект, разрабатывавшийся исключительно для PSP, уже никогда не увидит свет. Зато представители Eidos пообещали, что на PSP в 2006 году появится Anniversary без приставки Edition, каких-либо цифр в названии и одновременно с версиями для PC и PS2. Обещание свое Eidos не сдержали только в одном – релиз пришелся не на 2006, а на 2007 год. Что же – лучше медленнее, но лучше. Стоит отметить, что Core Design оказалась и вовсе не у дел – разработку нынешней Anniversary все-таки не стали доверять студии, умудрившейся подарить публике провальную The Angel of Darkness.
Особняк прекрасной расхитительницы – отдельное приключение, напоминающее больше игру жанра «квест», нежели стандартный уровень в Tomb Raider.Одно из новых движений – «бег» по стенам. Впрочем, сейчас это каждый уважающий себя игровой персонаж умеет. Вам не кажется, что в ближайшее время точно так же побежит Марио?
Графика заслуживает буквально пары слов: визуальное оформление игры не шокирует и не удивляет, однако движок Legend все еще может показать отличную картинку. Разве что иногда встречаются небольшие графические недоработки, да на модели противников ушло не так много полигонов, как хотелось бы. Зато системные требования поистине щадящие – запустить Anniversary без труда можно даже на простеньком компьютере. Некоторых игроков смутит разве что отсутствие опции Next-Gen. Впрочем, этот прискорбный факт забывается уже через несколько минут после старта.
Напоследок хотелось бы напомнить, что Legend, неоднократно упоминаемая в этом обзоре, и Anniversary – это совершенно разные игры. В первой нас ведут за ручку, подсказывают решение головоломок открытым текстом – это почти что интерактивный фильм. Во второй мы сами ищем свой путь и испытываем совершенно другие ощущения.
В Anniversary есть даже некая безысходность – нас бросают на произвол судьбы, и никто не беспокоится о нашем существовании. Другими словами, Crystal Dynamics прекрасно сохранили дух оригинальной версии – поклонникам настоятельно рекомендуется обратить внимание на римейк. Но даже если вам нужно интерактивное кино в духе Legend, а не сборник замысловатых головоломок, сдобренный сюжетом, – попробуйте Anniversary, и вы вряд ли будете разочарованы. Надо же как-то скоротать время до появления второй части прошлогодних приключений Лары Крофт.
Мнение экспертов V.P. - Эталон среди римейков. Планка качества находится так высоко, что допрыгнуть до нее другим разработчикам будет очень непросто. Секрет вот в чем: авторы ориентировались не только на поклонников, и поэтому не ограничились переработкой графики, постаравшись привнести в игру как можно больше нового.
Илья Ченцов - Проходная игра, не тонущая только потому, что сделана из двух качественных ингредиентов – оригинального Tomb Raider и Legend. Ловкость Лары уже достигла естественного предела – впору выдавать ей секретный костюм обезьянки. А куда дальше развивать серию, похоже, не знают ни в Eidos, ни в Crystal Dynamics.
Марина Петрашко - Бюст Ларе снова увеличили, или мне это кажется? А если серьезно, все эти ужимки и прыжки от серии к серии все хуже и хуже монтируются с Ларискиным образом «Барби-все-суставы-гнутся». Предел достигнут. Этой игре нужен не «раздевающий» патч, а тот, который заменяет Ларису на любимую обезьянку Врена!
Анатолий Норенко - Я очень большой поклонник Tomb Raider – именно первой части, побудившей меня в свое время на покупку PS one. Поэтому объективной оценки от меня не ждите. Если вы все еще не знакомы с Ларой Крофт – никогда не поздно начать общение. И Anniversary в этом плане – хорошая возможность.