Жил-был король… Но вовсе не английский, а совсем даже британский, не сто первый, а просто первый, не Эдуард, а Артур (тот самый, если кто не понял). Именно его историю, со всеми ее круглыми столами, мерлинами и прочими экскалибурами, нам и решилась рассказать Neocore Games.
Начинается все, как и положено, с момента, когда Артур просто никто. И вот тут важно перебороть себя и перетерпеть обучение, воздержавшись от возгласов в стиле «а почему в городах ничего не строится?» или «как нанимать войска?». Новые возможности открываются постепенно, так что не торопитесь с выводами и просто подождите. И тогда вы поймете, что Neocore сотворила отличную игру. Если Crusaders: Thy Kingdom Come, прошлая работа компании, напоминала «Total War без глобальной карты», то в King Arthur таковая уже есть, но объявлять проект подделкой под «тотальный» сериал Creative Assembly нет оснований, ведь клоном здесь и не пахнет.
Тот самый «крест», что показывает – тиран вы или добродетельный государь, язычник или христианин. Здесь же можно посмотреть, какие юниты, бонусы и заклинания открыты благодаря продвижению в ту или иную сторону.А вот и Круглый стол. Пока здесь, правда, еще не дюжина рыцарей, но рано или поздно мы это исправим.
Хотя на первый взгляд все похоже: карта делится на провинции, армии перемещаются по ней в пошаговом режиме, бои проходят в реальном времени. Но присмотревшись внимательнее, видишь кучу различий. Взять, скажем, дипломатию, которой в King Arthur практически нет. Да и какие могут быть переговоры, когда на кону судьба страны, которую надо объединить под нашим скипетром. И даже если по сюжету (да-да, сюжет здесь, в отличие от Total War, имеется, хотя и ветвится он всего лишь на два пути) вы с кем-то заключите союз, не стоит рассчитывать, что дражайший брат не ударит в спину. Впрочем, дальше мы молчок – игра достойна того, чтобы вы прошли ее хотя бы пару раз самостоятельно.
Почему хотя бы пару, а не один-единственный? Потому что многие действия смещают специальный ползунок в ту или иную сторону, к одной из двух крайностей: «справедливый правитель – тиран» и «приверженец христианства – сторонник старых богов». Нет, никто не запрещает оставаться посередке, творя вперемешку зло и добро и не сдвигаясь в итоге ни в одну сторону. Но истинному нейтралу не положено никаких «плюшек»: ни уникальных видов войск (которые иначе выдаются разве что в качестве награды за квесты), ни бонусов, помогающих развивать свою страну. Да и скучно это, блюсти нейтралитет и делать вид, что вы «ни нашим, ни вашим». А выбор-то в определенные моменты делать все равно придется – от союза с Западом или Востоком Британии отвертеться сложно, разве что вы мазохист и решитесь атаковать сразу всех. Только зарубите на носу: AI здесь крайне силен.
***Увы, если на стратегической карте AI страшен и непобедим за счет узаконенного читерства, на тактической он слабоват. Нет, заклинания, конечно, используются по большей части вовремя и даже с умом, но вот «развести» отряд кавалерии, заставив его пару минут гоняться за лучниками, то прячущимися в лесу (и исчезающими из поля зрения), то выбегающими обратно, не проблема. Таких хитростей воз и маленькая тележка, не спасает даже повышение уровня сложности – врагов станет больше, они будут толще, но на разнообразные уловки все равно попадаются. Конечно, ...надцатая армия все равно завалит вас мясом, и придется переигрывать с более раннего момента, заставляя себя экономить каждый прокачанный отряд, чтобы не оказаться потом с новобранцами против ветеранов.
Каждый рыцарь Круглого стола может иметь до двенадцати навыков и заклинаний. Но развить их все по максимуму практически нереально, до такого высокого уровня еще никто не доживал.Справа на экране персонажа его армия, слева – артефакты. К слову, некоторые предметы открывают свои полезные свойства не сразу, придется выполнить определенные условия. Например, провести десяток боев или раз двадцать наслать какой-нибудь туман.
Правда, силен он именно своей перекачанностью. Герои и войска противников постоянно получают дополнительные «дотации на развитие», так что не удивляйтесь, когда ваш персонаж восьмого уровня столкнется с противником пятнадцатого, у которого еще и все войска имеют по пять красных ромбиков в петлицах (сиречь получили максимум опыта). А справиться с элитными отрядами, обладающими дополнительными полезными навыками, ой как непросто.
Мало того, AI еще и без зазрения совести читерит с экономикой. Маленькая страна всего в пару провинций с легкостью держит на границах три-четыре полностью укомплектованные армии, тогда как для вашего государства даже две-три такие армады станут непосильной ношей – не хватит ни денег, ни пропитания на их содержание. Как с этим бороться? Тут-то на помощь и придут тактические битвы, где обыграть компьютерного соперника вполне реально.
***Год в King Arthur делится на четыре сезона. Три из них предназначены для прогулок армий по карте и выполнения квестов, в четвертом же (зимой) все войска быстренько расквартировываются по лагерям (застал армию снег в чистом поле – пусть отдохнет прямо там, к счастью, никаких отрицательных последствий это не повлечет). Зато именно в холодную пору года мы обустраиваем свои крепости, что позволяет поднять экономику, помочь жителям определиться с выбором истинной веры, открыть доступ к новым юнитам. Да и заказы научным лабораториям отдаются именно зимой, так что ставьте исследования в очередь, а то «очки науки» пропадут впустую.
Выполнять квест можно отправить одного из героев отряда, добравшегося до нужного места. Причем игра даже подсказывает, какие характеристики важны при выполнении задания. Но если предстоит драка (как в данном случае), без сильной армии лучше сидеть дома.Варги – это не только ценный мех, но и несколько килограммов не менее ценного опыта. Особенно если удастся расстрелять зверей раньше, чем они доберутся до ваших лучников.
Учтите сразу: хотя формально лимита времени на сражение в King Arthur нет, косвенным образом это ограничение ввели. Дело в том, что на каждой карте (кроме некоторых сюжетных) есть ряд контрольных точек, и войско, которое захватит больше таковых, чем противник, начнет сдвигать ползунок боевого преимущества в свою сторону. И чем больше разница в числе контролируемых точек, тем быстрее преимущество растет. «Ба, – скажете вы, – все просто, как дважды два – захватывай их, и противник будет разбит!» «Вовсе не обязательно!» – ответим мы. Вполне достаточно быстренько перемолоть армию врага, и виктория никуда не денется. Другое дело, что контрольные точки еще и пользу какую-никакую приносят – увеличивают количество «выпадающих» из врагов ресурсов или, к примеру, дают возможность воспользоваться мощным заклинанием. Собственно, такая схема уже сама по себе кардинально меняет привычные для игр в стиле Total War тактики. Но тех, кто не пожелает заглянуть в настройки до начала первой партии, поджидает еще один сюрприз: лучники здесь невероятно сильны. Несколько их отрядов легко справляются с лучшими армиями врага, и поначалу именно на стрелках большинство строит свою тактику. Хотя есть три «но». Во-первых, никто не мешает подкрутить специальный ползунок так, чтобы мастера лука стали вести себя более реалистично, прекратив выкашивать врагов сотнями (правда, для этого придется поставить последний патч, без которого соответствующая опция в меню не появится). Во-вторых, тактические решения, основанные на использовании тяжелой пехоты, или кавалерии в сочетании с пехотой, тоже имеют право на жизнь и дают вполне пристойный результат. А в-третьих, во второй половине прохождения вы поймете, что десяток отрядов лучников – это, конечно, прекрасно, но когда навстречу выйдет пяток героев с убойными заклинаниями (или просто заоблачными характеристиками и прокачанными навыками), останется только заказывать удобненькие такие деревянненькие макинтошики. Других вариантов не останется – чем ближе к финалу, тем сильнее «рулят» герои и тем сложнее им противостоять, не найдя «зеркального» ответа. И, знаете, это правильно. Ведь нам рассказывают историю короля Артура, славного, в первую очередь, своим Круглым столом.
Гиганты сильны… Нет, даже не так: гиганты очень сильны! Но с нашей армией им не сравниться – часть расстреляем издалека, оставшимся навяжем ближний бой и побьем их героями.
А Круглый стол – это не просто деревяшка на ножках, это – символ рыцарского братства. Будет братство и у вас, хотя вряд ли такое же, как в легендах и романах. В конце концов, только вам решать, достоин ли Мордред права стать первым среди равных и кого из двух братьев-рыцарей (самодура и тирана или честного и добродетельного правителя) сделать своим вассалом. Только не забывайте: рыцари – парни с характером. Чуть что не по нраву, помашут вам ручкой и поминай как звали. Старайтесь следить за их лояльностью и держите в уме, что тираны больше любят жить под руководством такого же тирана, а христиане не слишком расположены к язычникам. Впрочем, подсластить пилюлю всегда найдется чем – кому-то можно подарить ценный артефакт, кого-то наградить провинцией (доходы от нее в будущем, естественно, пойдут рыцарю в карман), а кого-то и вовсе оженить. Благородные дамы тут попадаются регулярно, но выдавать их замуж за первого встречного не стоит. Ведь все они дают определенные плюсы и минусы своему муженьку, и как бы не оказалось, что свадьба только ускорит уход молодожена из Камелота.
Польза же от рыцарей как минимум тройная. Во-первых, они и сами по себе вояки хоть куда (но это вы уже поняли). Во-вторых, армия без рыцаря-командующего не сдвинется с места, а будет лишь стоять и ждать, когда же появится мудрый дядя, дающий ценные указания. И, в-третьих, только благородные сэры могут выполнять квесты. О которых, пожалуй, скажем особо.
Квесты бывают разные, но торговые (где можно купить какие-нибудь там артефакты) или боевые (сразу переходящие к битве) не слишком интересны. Другое дело текстовые, как в «Космических рейнджерах» или практически неизвестной широкой публике игре King of Dragon Pass. По итогам кратенькой истории (с обязательными несколькими вариантами прохождения) вы можете не получить ничего, удостоиться награды (в виде, например, артефакта или очков опыта), переманить на свою сторону нового героя, а то и просто ввязаться в необязательную драку, сделав неудачный выбор. На самом деле, конечно, вариантов больше, но суть вы, думаем, уловили – квесты полезны, важны и нужны, да и сюжет без них не продвинется. А сюжет здесь – основа основ. Но пересказывать его не будем: попробуйте пройти King Arthur самостоятельно. Удовольствие гарантировано.
***Если уж говорить о схожести King Arthur с другими играми, на ум сразу приходит King of Dragon Pass – стратегия 1999 года с элементами приключения и RPG, оставшаяся практически незамеченной широкой публикой. Были там и текстовые квесты, сильно напоминающие те, что вы видим в творении Neocore. Правда, путей развития народа в King of Dragon Pass было на порядок больше, зато управлять войсками в битвах на тактической карте не позволялось. Так что утверждать, будто раньше «игры были зеленее», мы все же не станем.
1186 Прочтений • [Обзор игры King Arthur] [11.04.2012] [Комментариев: 0]