В погоне за длинным долларом разработчики выпустили еще и два аддона. Затем последовало сногсшибательное Завоевание Америки, которое по сути являлось теми же «Казаками», но перенесенными в другую историческую эпоху и на другой континент.
Словом, GSC Game World знают толк в создании первоклассных RTS.
Весной 2005-го года мир наконец-таки увидел вторую часть Казаков, которая вновь готова перевернуть наше представление о том, какой должна быть *настоящая* стратегия.
Берегись, Европа!
Господа девелоперы решили отказаться от громоздких кампаний и разделили игру на несколько небольших миссий-эпизодов, посвященных наиболее значимым битвам эпохи наполеоновских завоеваний. Правда, местный аналог кампании больше всего напоминает эдакий туториал. Новичкам такие сценарии помогут разобраться в тонкостях управления и подготовиться к более важным делам.
Если же у вас категорически нет желания вникать в тонкости сюжетных перипетий, то милости просим в другой режим – традиционный скирмиш, гордо именуемый «баталиями». Суть этой забавы не меняется уже лет семь.
Итак, наличествует карта, на которой моделируется одно из исторических сражений. Здесь нам предстоит добывать ресурсы, клепать войска и учить уму-разуму компьютерного противника. Главная достопримечательность скирмиша в Казаках 2 - колоссальная масштабность действий. Одновременно под нашим началом может находиться до нескольких тысяч юнитов. Так что даже не самая значительная (по меркам Казаков, разумеется) битва представляет собой просто феерическое зрелище.
Но даже и это лишь забава на один вечер. Ежели вам хочется чего-то *действительно* масштабного, то лучше обратите свое внимание на режим «Завоевание Европы».
Этот режим до боли напоминает то, что мы уже неоднократно видели в серии Total War. Перед нами – карта Европы, поделенная на множество секторов, которые символизируют различные государства. От нас всего лишь требуется… стать единовластным хозяином Старого Света. Вот такая скромная задачка. В самый раз для доморощенных наполеонов.
Вместе со страной нам предлагают выбрать одного из реально существовавших генералов. Выбор и развитие последнего – дело первостепенной важности. "Завоевание Европы" напоминает Total War лишь общей концепцией. На самом деле здесь все намного проще. Например, нам не придется производить солдат в казармах. Нужные отряды можно нанять, раскошелившись на определенное количество ресурсов. Ресурсы, кстати говоря, тоже добываются автоматически. Достаточно лишь захватить территорию побольше.
Тем не менее, нанять сильную армию не так уж просто. Здесь-то на сцену и выходит выбранный полководец. Именно от уровня его развития зависит количество и качество доступных отрядов. Ведь если зеленому новобранцу дать в подчинение несколько сотен солдат, толком управлять такой оравой он все равно не сможет. А полководцу уровня Кутузова (спасибо, польщен=) – прим. ред.) возиться с отрядами ополченцев просто несолидно. Так что своего генерала нужно холить и лелеять, стараясь прокачивать его при каждой подвернувшейся возможности. Благо опыт в Казаках щедро раздается даже за самые незначительные победы.
Кроме того, нужно всегда стараться держать полководца на самых опасных участках. Ведь если враг нападает на сектор, в котором нет военачальника, сражение происходит в автоматическом режиме и зачастую не в пользу игрока. Единственное спасение от неожиданных рейдов противника по вашим тылам - заблаговременное укрепление собственных городов.
Разработчики наделили игру некоторым подобием дипломатической системы. Правда, выглядит она настолько неубедительно, что воспринимать все эти мирные договоры и альянсы всерьез может лишь тот, кто не играл в Total War.
Если же никакие дипломатические ухищрения не помогли, и враг нарвался в секторе на вашего командира, начинается главная часть представления вторых Казаков - тактические баталии. Смешались в кучу кони, люди...
Тактические сражения претерпели ряд серьезных изменений. Первым делом разработчики пустили под нож львиную долю экономической составляющей. Если в первых «Казаках» она поражала обилием апгрейдов и внушительной хозяйственной частью (которая заставляла нас отправлять бедных крестьян в шахты буквально десятками), то Казаки 2 выглядят в этом плане гораздо скромнее.
Ресурсы нужны только для постройки зданий и снабжения войск всем необходимым. Понятно, что без достаточного количества угля и железной руды ни мушкетеры, ни артиллерия не смогут воевать в полную силу. Да и без еды ваши бойцы долго не протянут – уже после марша будут валиться с ног.
Если же ресурсов в избытке, можно смело приступать к комплектованию огромнейших армий. Юниты здесь производятся практически мгновенно. Так что уже через десять минут после начала производства все окружающее пространство оказывается буквально забитым гусарами, гренадерами и мушкетерами.
Руководить подчиненными следует по всем правилам военной науки. Хождения толпами по пересеченной местности – удел дилетантов. Подобные прогулки не только занимают уйму времени, но и негативно сказываются на боеспособности отрядов. Не зря ведь в игре существует множество формаций, пригодных как для перемещения, так и для ведения боя.
Кстати, можете забыть о многих тактических приемах, которые могли с успехом использоваться в первых «Казаках». В эпоху наполеоновских войн такие вещи как лобовая атака тяжелой кавалерии и заслоны пикейщиков уже не прокатывают. Если не все, то многое решает огнестрельное оружие, а в частности, мушкетеры.
Однако даже отряды этих молодцев – не панацея от всех бед. На перезарядку мушкета уходит смертельно (во всех смыслах этого слова) много времени. Так что неожиданный налет кавалерии с фланга способен моментально обратить ваше воинство в бегство. Вывод: заранее рассчитывайте время залпа и перезарядки, не забывая о прикрытии основных сил.
Мораль войск – очень важное кардинальное нововведение. Теперь совершенно необязательно истреблять всех до одного солдат противника. Меткий артиллерийский залп с небольшого расстояния, либо атака с тыла способны обратить в бегство даже самых крепких ветеранов.
Правильное использование особенностей ландшафта - еще одно слагаемое успеха в Казаках 2. Например, артиллерия отлично стреляет с возвышенностей, а засевший в лесочке отряд мушкетеров может практически безнаказанно обстреливать позиции неприятеля. Как видите, простор для применения собственных полководческих талантов открывается огромный.
Под небом Аустерлица
К графике новых «Казаков» придраться не получится при всем желании. Конечно, по сравнению с Act of War и тем же Rome: Total War детище GSC Game World смотрится не столь технологично и современно. Но поверьте, вы ни на секунду не вспомните об этом. Сразу видно, что над графической частью работали тщательно и с любовью – похоже, из движка «Александра» были выжаты все соки. Каждый солдатик, каждый домик и каждое деревцо проработаны настолько качественно, что художникам и дизайнерам можно только поаплодировать.
Особенно хочется отметить потрясающую анимацию. Солдаты очень правдоподобно маршируют, вскидывают ружья и разворачиваются в боевые порядки. Действия артиллеристов – отдельная песня. Ребята работают настолько правдоподобно и слаженно, что порой возникает ощущение просмотра какого-то исторического фильма. Подобные впечатления усиливают и миниатюрные видеоролики, которые снимали сами разработчики на местах великих баталий прошлого.
Дорогая простота
Игра не старается заманивать покупателей красивой оберткой, внутри которой – звенящая пустота и невнятный геймплей. Здесь совсем другие акценты. Казаки 2 – это просто одна из лучших исторических RTS (да и стратегий вообще), в которой разработчиками был угадан чуть ли не идеальный баланс между зрелищностью и серьезностью. В ожидании Age of Empires 3 у нас есть еще куча времени, чтобы отточить свои полководческие навыки!
Геймплей: 9 Графика: 8.5 Звук и музыка: 8 Дизайн: 8.5 Оценка автора: 9 Итог: 85%