Система поиска пути у ливонских рыцарей прописана слабовато: вместо того чтобы пройти вдоль берега, они почему-то всем кагалом ломятся по льду озера. Да и AI у орденских генералов оставляет желать лучшего – они упорно лезут штурмовать укрепленную позицию русских войск, тогда как должны были бы послать основные силы в обход. Что? Так все и было на самом деле? Так это игра на основе исторических событий? Ну вот, теперь заново вступление придумывать…
Откуда есть пошла земля новгородская
Как оказалось, «1С» умеет ловко жонглировать названиями не только там, где дело касается «Второй мировой». Несмотря на грозное имя, «История войн: Александр Невский» –
это всего лишь дополнение к стратегии «XIII век. Слава или смерть». Вышедшая два года назад игра обещала стать «нашей Total War», но суровая реальность изрядно поумерила амбиции украинцев из Unicorn Games. В итоге получилось нечто вроде Warhammer:
Mark of Chaos – набор заскриптованных битв, почти не связанных между собой. Последовавшее через год дополнение «ХIII век: Русич» отметилось лишь возможностью перетаскивать уцелевшие войска в следующее сражение и эпической доблестью псковского князя Давмонта, который во главе личной дружины зачищал половину поля боя.
От «Александра Невского» ждали большего. Как-никак, «1С» обещала перезапустить сериал, ликвидировав прежние ошибки и дав старт новой линейке RTS, посвященной великим сражениям прошлого. Знакомые слова? На первый взгляд, итог оказался точно таким же, как в случае со «Второй мировой»: в списке нового как-то скромно значится лишь свежая кампания из восьми сражений. Вместо малоизвестных разборок вокруг псковского престола вашему вниманию на
этот раз предлагается героическая личность Александра Невского, грозы всех недругов, необдуманно явившихся к нам с мечом… Что ж, взглянем поближе на новые битвы – может, там действительно все по-другому?
Маневр удался: немецкая пехота пропустила удар во фланг и одновременно подставилась под огонь лучников на заднем плане.Параметры отряда собраны в удобную табличку, которая появляется при выборе юнита. Хотя разбираться в ней все равно нет времени.
You’re In The Army Now
Уже беглое знакомство выявляет отсутствие значительных изменений. По крайней мере, попыток приблизиться к Total War не последовало. Никакой экономики, глобальных режимов или свободы выбора – вас вновь ждет череда заранее срежиссированных сражений, между которыми можно потратить призовые деньги на покупку новых ратников или на тренировку уже имеющихся.
Перед нами опять предстает древнерусская реинкарнация Mark of Chaos. Или «Кодекса войны», где все отряды вдруг разом забегали по полю, напрочь забыв про очередность хода. Любая битва – это набор головоломок, которые необходимо решить с помощью имеющихся в наличии войск: отразить атаку немецких рыцарей, выбить арбалетчиков из леса, разогнать
пехоту в центре и завершить разгром рейдом по тылам противника.
Самый разгар веселья. Картинка размытая, но детализация воинов достойна похвалы – можно рассмотреть даже стрелы, застрявшие в щитах.Конные лучники по-прежнему могут стрелять назад, не снижая скорости, отчего являются почти универсальным оружием.
Главная особенность «Александра Невского» заключается в том, что в каждом втором сражении мы выступаем рука об руку с контролируемым AI союзником. Последний, как и противник, всегда действует по заранее прописанному сценарию, только добавляя тактическим головоломкам лишней сложности. Впрочем, решение, как правило, лежит на поверхности в виде «случайно» допускаемых противником ошибок: если враг удачно окопался на холме, где-то обязательно есть неприкрытая тропинка, ведущая
в тыл.
Это, впрочем, не значит, что одержать победу легко. Проблему сложности Unicorn Games решает дедовским способом – увеличивая силы противника. Стоит чуть-чуть ошибиться или замешкаться, как орды ливонских рыцарей тут же сотрут небольшую дружину Александра Невского в порошок. Действовать нужно решительно, а главное, быстро – победитель обычно определяется уже спустя 10-15 минут после начала сражения.
Туман войны и учет многочисленных параметров солдат можно отключить в любой момент. Но лучше не надо – играть станет слишком легко.Состав дружины серьезно ограничен: семь твоих собственных отрядов плюс несколько дополнительных. Противников обычно в несколько раз больше.
За Родину! За Новгород!
Пусть азы боевой системы укладываются в стандартную схему «камень–ножницы–бумага» (копейщики бьют всадников, лучники бьют копейщиков...), в игре хватает подводных камней, на которые может наткнуться начинающий князь. А количеству характеристик среднестатистического ратника позавидует любой Т-34 из хардкорного варгейма. Тут вам и мораль, и ранения, и запас сил… Все это приводит к весьма реалистичному поведению бойцов. Отряд, оставшийся без прикрытия с флангов, с чистой совестью
даст деру, не дожидаясь критических потерь, а утомленные марш-броском ратники будут биться хуже, чем свежий резерв.
Благодаря всему этому битвы протекают довольно увлекательно. Жаль только, что «Александр Невский» остается игрой на один раз. Сражения развиваются по велению скриптов, а значит, противники ведут себя абсолютно одинаково. Жесткий лимит на число солдат не позволяет вам варьировать собственную тактику. В результате быстротечность сражений становится главной проблемой игры: проскакав галопом по биографии Александра Невского, вы остаетесь один на один с риторическим вопросом: «А
еще?».
«Еще» мог бы предложить режим случайных битв, но его губит слабый AI. Лишившись скриптовых подсказок, враги способны только всей толпой бежать вперед. Остается идти в онлайн, тем более что в игре «XIII век. Слава или смерть» были довольно неплохие онлайновые сражения. В мультиплеере, кстати, можно сыграть и за ливонских рыцарей, и за монголов, и за европейские державы из двух предыдущих релизов (с которыми «Александр Невский» совместим на
все 100 процентов). Особенной пикантности добавляет то, что в Сети на поле боя могут сойтись одновременно шесть враждующих армий.
Историческая достоверность – на среднем уровне. По льду Чудского озера рыцари идут свиньей, но ради пущего интереса еще и отправляют пару отрядов тебе в тыл.Сейчас мы прикрываем отход союзников – их потери не должны превысить 50 процентов. Твои воины, кстати, автоматически воскресают после каждой битвы.
Хлеба и зрелищ!
Правда, пятерых противников еще нужно найти. Вряд ли в Сети найдутся толпы желающих сыграть в «Александра Невского». Черт с ними, с глобальными изменениями, но ведь и на уровне мелочей «История войн» ничуть не отличается от предшественников. Стреляющие в центр схватки лучники по-прежнему ухитряются попадать только по чужим, латники игнорируют разгоревшуюся в двух шагах схватку, а из-за спрайтовой травы кажется, что кто-то засеял поле боя дикобразами…
«Дикобразы», конечно, не сказываются на общей «интересности» битв. Поклонники фэнтези-варгеймов по вселенной Warhammer вполне могут сыграть в «Александра Невского». Те, кого в Total War больше всего привлекают именно сражения, – тоже. Но если «1С» действительно собирается запускать на базе этой игры новую линейку, то компании нужно крепко подумать над своим поведением. Иначе судьба этой «Истории
войн» будет печальной и бесславной.
О компании
2007. В октябре Unicorn Games выпускает свою первую стратегию на «древнерусскую» тему – «XIII век. Слава или смерть». Чуть позже игра вышла и на Западе. И, кстати, получила довольно неплохие отзывы.
2008. Через год вышло первое самостоятельное дополнение – «ХIII век: Русич». В октябре 2009-го оно добралось и до Запада.
2009. Спустя еще год вышло второе дополнение. «Александр Невский» тоже не прочь устроить поход на западные прилавки. Но чуть позже.
2504 Прочтений • [Обзор игры История войн: Александр Невский] [11.04.2012] [Комментариев: 0]