После того как великолепные Cleopatra и Zeus: Master of Olympus подняли жанр на небывалую высоту, пыл разработчиков немного поутих. Но прошло время, и вдруг как будто плотину прорвало: за какой-то год мы получили целую серию городских симуляторов – и Caesar IV, и CivCity: Rome, и Glory of the Roman Empire, предшественницу героини нашего обзора от той же студии.
Правда, все они по какой-то необъяснимой причине с упорством обреченного строили города на землях Римской империи, как будто в истории Древнего мира было мало других государств! А ведь когда-то после «Цезаря» нас не только порадовали оригинальными играми, но еще и познакомили со своеобразием Греции и Египта в тех же «Клеопатре» с «Зевсом».
Жаль, что разработчики не пошли по этому пути, ведь кроме колонизации в античности, существует множество выигрышных тем: образование варварских королевств на месте римских городов, например, или, скажем, колонии европейских государств XVII-XVIII веков, соседствовавшие с абсолютно непохожими культурами и развивавшиеся совершенно по-разному – в соответствии с традициями и возможностями стран, из которых прибыли колонисты, и мест, куда они попали. Представляете, как было бы здорово под знаменем португальского короля основать торговое представительство на маленьком островке у берегов Японии и договариваться с могучими сегунами, причем подробно, на уровне городского симулятора? А выращивать хлопок или сахарный тростник руками французских или испанских поселенцев с посильной помощью… ммм… необходимого ресурса из Африки?
Но тут уж ничего не поделаешь, Рим так Рим. Где моя парадная тога?
В игре очень симпатичная вода, да и вообще пейзажи радуют глаз.Деревня варваров. Пока спокойная и, кстати, довольно чистенькая для варваров…
Краткое содержание предыдущих серий
Итак, в нашем распоряжении обычный, хотя и качественный градостроительный симулятор. Люди здесь, как и положено, предпочитают селиться рядом с магазинами, банями да лавками и терпеть не могут, когда грязные и вонючие предприятия оказываются неподалеку от их домов. Ну а владельцы таких производств просто обожают располагать свои цеха поближе к народу. Поиском золотой середины между желаниями тех и других дело не ограничивается, нельзя упускать из виду и необходимые для жителей товары: если всего в городе вдоволь, то качество домиков растет, а значит, и налогов можно собрать гораздо больше. Для всеобщего благоденствия необходимо создавать цепочки из добывающих и обрабатывающих предприятий.
Обычно в подобных играх главная цель миссии – довести город до определенного экономического уровня; в нашем случае нужно выполнить более конкретные задачи.
Как ни крути, Imperium Romanum очень похожа на предшественницу – Glory of the Roman Empire. Да и странно было бы, окажись игра того же жанра и тех же авторов совершенно иной.
Как все мы помним, одним из главных плюсов Glory of the Roman Empire стала свобода строительства: игрок не должен прокладывать дорогу для того, чтобы здание нормально работало. Авторы облегчили нам жизнь, связав правильное функционирование зданий с расстоянием между ними, поскольку старая схема «Цезаря» – к дому должна вести дорога, по которой шастают все, от жреца и пожарного до банщика и школьного учителя – никуда не годилась. Господа эти частенько двигались довольно хаотично: отправился гладиатор в Колизей немного другой дорогой – и прекрасные здания на его старом пути мигом утратили свое великолепие.
Схема эта была неправдоподобной и громоздкой, в Imperium Romanum все намного удобнее: стоит щелкнуть мышью по зданию, и сразу видна зона его действия. Но зависимость от дорог действительно казалась, да и кажется, немного надуманной, жаль, что их все-таки приходится строить в городе, – пусть бы жители сами протаптывали тропинки, а мы как градостроители лишь улучшали бы престиж районов, мостя дороги за счет казны.
Нестройной толпой, бессвязно вопя, дисциплинированные римские легионеры бросились на орущих варваров. А ведь еще в «Цезаре» римляне аккуратным строем шли на врага! Все-таки подобное невнимание к деталям очень расстраивает.Красивая картинка… пока не задумаешься о том, что же поля делают внутри городских стен? Неужто настали «темные века» и Вечный город был несколько раз разграблен?
Квесты и случайные события
Еще одна замечательная особенность игры – система случайных заданий, которые, пока суд да дело, выполняет игрок. Конечно, система эта в целом заимствована из глобальных стратегий от Paradox, но имеет и свои довольно занятные «плюшки». Во-первых, кроме обычных «хороших» и «плохих» событий попадаются квесты, выполняя которые, игрок обязательно заработает вкусные бонусы. Во-вторых, можно самому выбрать – браться ли за то или иное дело, или нет, хотя есть и обязательные задания.
Подобные штучки придают игре динамизм. Выпало вам, например, воспользоваться услугами архитектора, уменьшающего цену построек, – и надо пожарным порядком нагородить как можно больше зданий, ведь время его работы ограничено. Такие вещи происходят сплошь и рядом, добавляя вашим «римским каникулам» остроты и заставляя нервничать.
Единственная неприятность – в каждом сценарии они выпадают в определенном порядке, так что, единожды продув, во второй раз можно с легкостью подогнать свои действия под уже известные «неожиданности». Странный ход. Случайные события – они же потому так и называются, что случаются ни с того ни с сего!
Есть одна вещь
Есть одна вещь, которая почти всегда огорчает в играх этого жанра, – экономическая система. Ведь и в сверхсложном «Цезаре» мы на самом деле управляем не нормальной экономикой и даже не ее упрощенной моделью, а странным колхозом, напрочь лишенным обычного частного предпринимательства и политической борьбы сословий. Разве простой римский претор интересуется тем, куда поставить лесопилку? Это же бред какой-то! Если он пожелает развить лесное хозяйство, то произведет совершенно другие действия.
А в древнем Риме? Неужто никто не слышал, что там граждане вообще до периода Империи не платили налогов? Что в те времена экономическая система была принципиально иной, нежели сейчас, хотя все-таки очень интересной?
Не говоря уж об экстремальном градостроительстве вольного города в Средние века, связанного с цехами, соседями-рыцарями, королями и епископами?
В истории человечества сплошь и рядом встречаются совсем не похожие друг на друга города, причем речь, в первую очередь, идет о своеобразии в экономике и управлении. И показать их замечательные отличия – значит сделать игры особенно интересными и совершенно разными.
Почему же мы по-прежнему не управляем городами, а строим странные колхозы?
Камеру в игре можно вращать и так и сяк, и удобно и красиво. В цветных одеждах – счастливые горожане, а одинаковые гастарбайтеры занимаются переноской тяжестей.Великолепный закат. Прекрасный отдых для уставшего правителя – полюбоваться видами счастливого города и природы.
Феодализм – наше светлое будущее!
Кроме этих особенностей, здорово меняющих геймплей, есть еще несколько моментов, о которых стоит рассказать поподробнее. Здешние обитатели делятся на собственно граждан, занимающихся производством, и рабов, на попечении которых вся здешняя логистика. Рабы движутся точно туда, куда надо доставить груз, и зараз перетаскивают только одну его единицу. Очень удобная разница: игрок может по своей воле ускорять перемещение тяжестей, просто строя дополнительные бараки.
Это же самое разделение труда позволяет создавать за городскими стенами необходимые для добычи ресурсов «рабочие поселки», с минимальной инфраструктурой. Благодаря этому город, окруженный ремесленными слободами, выглядит более естественным и, извините за выражение, историчным.
Кстати, есть еще одна группа здешних обитателей! Поскольку работы есть мужские и женские, в городе возможна безработица исключительно среди женщин, если игрок занимался в основном производством, требующим большой физической силы. Обратная ситуация бывает куда реже.
Главное здание в городе – форум. Истратив определенную сумму, можно поднять его уровень, а это дает доступ к новым постройкам и позволяет единовременно собрать налог – постоянных поборов или зарплаты здесь нет. Зато игрок вправе выбрать богатое семейство, отнять у его все деньги и отправить в изгнание. Как ни странно, но эта своеобразная мера очень напоминает социальные отношения в античности и, в частности, пополнение городского бюджета за счет олигархов.
Вот рыбак идет на работу. Хотите знать об этом парне побольше – нажмите на его хижину и выясните, как зовут его жену и где она работает, и хорошо ли дети учатся в школе (последнее – шутка, конечно).Величие и покой – вот он, благостный, процветающий город. Сейчас из сената придет задание подготовить 50 переселенцев. Ожидая отправки, эти гады начнут бузить и все испортят.
Военное дело
В лучших традициях жанра, «боевка» здесь простенькая, да и выглядит она неубедительно. Обычно неподалеку от города располагаются одна или несколько варварских деревень. Построив бараки и настругав в них солдатиков, можно пойти на войну. Солдатики бодро порубят варваров на куски, а потом сожгут и деревню. Даже в «Цезаре» это выглядело получше: человечки хотя бы строились в «стену щитов». А, например, в «Зевсе» война была вообще великолепной – снарядив пару триер, оставалось лишь грустно смотреть на разрушение любовно выстроенной экономики – все и правда ушли на войну!
К сожалению, тут нет ничего подобного. Не умеющие держать строй легионеры толпой, словно атакующие хоккеисты, мчатся на варваров, которые так же бегут им навстречу… Уааа… (подавленный зевок)
В защиту игры можно сказать вот что: нормально, когда в RTS экономическая модель примитивна… и нормально, когда в градостроительном симуляторе примитивна война. В конце концов, она там не главное, а лишь один из вызовов, требующих своевременного ответа.
Общие впечатления
На самом деле, игра великолепна! Подкупает она двумя чрезвычайно важными вещами: здесь все происходит очень быстро (особенно если включить скорость на полную), а поставленные задачи и исход любого выбора очевидны благодаря четким описаниям квестов и очень удобному управлению. Игрок все время чем-то занят, и каждое его действие имеет большое значение.
Никогда еще симулятор управления Вечным городом не был таким быстрым, понятным и удобным в управлении – как хороший шутер.
Продолжение следует…
В ближайших планах разработчиков, между тем, дополнение, посвященной римской колонии Britannia (не путать с родиной лорда Бритиша). Среди сценариев – Лондиниум, стена Адриана и Аква Сулис (нынешний Бат). К тому моменту, как вы прочтете эту статью, британский Value Pack будет доступен для скачивания с сайта игры примерно за $4.
1935 Прочтений • [Обзор игры Imperium Romanum] [11.04.2012] [Комментариев: 0]