Грандиозное возвращение культового авиасимулятора
Имя «1C:Maddox Games» прочно ассоциируется у игроков с «Ил-2» и только с «Ил-2». Кто же не знает знаменитого авиасимулятора, давно ставшего эталоном? Увы, времена старого движка безвозвратно ушли – выжать из него что-то путное оказалось практически невозможно даже для отечественных кудесников. А недавние «Крылатые Хищники» от Gaijin Entertainment все-таки имели к знаменитому сериалу отношение очень и очень отдаленное – о серьезном симуляторе речь там не шла, да и консольные корни были очень заметны. Пять лет понадобилось команде Олега Медокса, чтобы взяться за релиз полноценного продолжения.
Новый движок полностью меняет облик «Ил-2». И в первую очередь это коснулось рельефа – в городах, к примеру, видны не невнятные плоские коробки, а полностью проработанные трехмерные здания. Пролетая над Францией, нетрудно понять, где проходит овраг, а где расположилась возвышенность, на которой вполне могут обнаружиться зенитки. А те, кто не раз путешествовал самолетами (и не только «Аэрофлота»), сможет оценить, насколько достоверно передан вид с высоты птичьего полета. Впрочем, и сами модели воздушных машин сделаны на пятерку с плюсом, и не только с графической точки зрения. Знатоки не дадут соврать – все корпуса рисовались с реальных образцов, вряд ли вам удастся найти какие-то существенные ошибки. Да и внутри самолетов все теперь еще детальнее: 1C:Maddox Games постарались на славу, с маниакальной тщательностью реконструируя приборные панели. Оказавшись внутри крылатой машины, вы ни за что не перепутаете Spitfire с Hurricane, а Ju-87 с Bf.109.
Все это касается не только многочисленных циферблатов, но даже и таких мелких деталей, как пояснительные надписи, помогающие разобраться, где открывается фонарь.
Тщательно проработанный ландшафт не теряет красоты даже если подлететь совсем близко к земле.В крайнем случае всегда можно катапультироваться и спасти жизнь пилота.
Школа будущих асов
Однако «Ил-2: Битва за Британию» не была бы такой великолепной игрой, если бы все ограничилось только наведением внешнего лоска. Любой прибор на панели управления в кабине показывает какую-то важную информацию, так что обращать внимание на все эти стрелочки жизненно необходимо. Иначе определить, к примеру, с какой скоростью вы летите, будет проблематично. Впрочем, если уделить толику внимания обучению, то даже летчик-новичок сумеет не врезаться в землю на виражах. Конечно, взлет и посадка будут даваться сложнее, но в крайнем случае всегда поможет автопилот.
О нем, кстати, скажем пару лестных слов. Наш виртуальный помощник способен не только довести машину до аэродрома, но и вполне сносно вести бой в воздухе. Мораль проста – если что-то не получается, нажмите волшебную клавишу (по умолчанию – «A» в английской раскладке) и посмотрите, как это нужно делать. Да, бывалые вирпилы (принятое в Сети сокращение от «виртуальные пилоты») справятся в разы лучше, но ведь асами-то становятся не сразу? И почему бы не обучиться азам у ИИ? Ведь бой в «Битве за Британию» – дело непростое. Чуть зазевался, перестал следить за обстановкой – и вот уже на хвосте повис наглый гунн или томми, слышен треск очереди, мотор вспыхивает, и самолет валится в море…
Падать в воды Ла-Манша вам придется не раз, но отчаиваться не стоит. Лучше попытаться пройти миссию заново, а потом, если понадобится, снова и снова, пока победа не окажется у вас в кармане. Помните, даже Покрышкин с Кожедубом научились бить врага не сразу, нам же тем более простительны ошибки – никакого подобия летной школы у большинства виртуальных пилотов за плечами нет. А чтобы ошибок было поменьше, придется обзавестись приличным джойстиком. Победить управляемого искусственным интеллектом соперника, пользуясь только клавиатурой и мышкой, крайне сложно: движения самолета становятся дергаными, пушки с пулеметами с трудом наводятся в нужную точку, в общем, враг наверняка уйдет от справедливого возмездия. Что уж говорить о реальных противниках в многопользовательской игре, которые еще и злорадно посмеются над попытками поймать их в прицел.
Все выше, и выше, и выше «Битва за Британию» – только первая часть нового почти бесконечного сериала. Впереди – история Второй мировой на новом движке. И не только Второй мировой – разработчики уже заявили о планах создать симулятор по мотивам Корейской войны, той, которая стала первым большим столкновением с участием реактивной авиации. А там, глядишь, и до Вьетнама доберутся, и даже (чем черт не шутит) – до Ирака.
Приборные панели проработаны с маниакальной точностью.Игра выводит качество графики авиасимуляторов на новый уровень. Помимо прочего, здесь отличная модель освещения.
На честном слове и на одном крыле
Модель повреждений в «Битве за Британию» – просто конфетка. Попадание в самолет вовсе не означает снятия заданного количества «хитпойнтов». Все как в жизни: пробитое крыло вряд ли помешает врагу продолжить бой, а вот подожженный мотор – верный шаг к гибели. Подстрелите пилота – самолет отправится в последний путь к земле, убьете меткой очередью бортстрелка – вам же проще будет добить почти беззащитный бомбардировщик. А уж как красиво смотрится горящий истребитель, от которого отваливаются обломки, – ни в сказке сказать, ни пером описать…
Схватки над Ла-Маншем
Впрочем, о многопользовательской игре пока говорить рано – в момент написания рецензии серверы запущены не были. Но и одиночных режимов любому пилоту хватит на десятки часов. Две длинные кампании, пять отдельных сюжетных миссий и масса обычных вылетов – есть, где отточить мастерство и всласть повоевать.
Кампании, к слову, получились разными. Британская явно попроще и, в то же время, поинтереснее. Давно нам не приходилось ловить себя в авиасимуляторах на мысли, что хочется прочитать брифинги – ну не принято в этом жанре расщедриваться на качественные тексты. У 1C:Maddox Games получилось почти невозможное: история молодого пилота, попавшего «с корабля» (из летной школы) «на бал» (на войну), по-настоящему захватывает. Ему сопереживаешь, за его успехами и неудачами в Битве за Британию следишь, вместе с ним радуешься каждой смене боевой машины. Случай для серьезного авиасимулятора, прямо скажем, выдающийся.
Совсем иное дело кампания за немцев. Здесь нет каких-то переживаний, горестей и радостей. Нет и никакой фантазии – каждая миссия (а их предостаточно – кампанию даже поделили на три подраздела) списана с реальных событий. При этом разработчики обязательно сообщат, чего добились реальные немцы в аналогичных условиях. Вы, конечно, можете справиться и лучше, но на ход войны это особо не повлияет. Создатели сразу предупредили, что творить альтернативную историю не планируют. Раз немцы проиграли в Битве за Британию, так тому и быть. Остается сесть в кабину Bf.109 и лично выяснить, насколько легко или тяжело пришлось «бошам» в горячие военные деньки.
О РАЗРАБОТЧИКЕ
Maddox Games была основана почти два десятка лет назад (в 1992 году), но о своем призвании догадалась не сразу. Чем только не занималась студия поначалу – и приложения под DOS разрабатывала, и собственный экшн делала. Но в конце прошлого тысячелетия вектор развития был определен: создать реалистичный авиасимулятор по мотивам Второй мировой. В 1999 году студия влилась в дружный коллектив «1С», получив приставку к названию, а в 2001-м выпустила «Ил-2 Штурмовик». Все: с тех пор слово Maddox (параллельно являющееся фамилией лидера фирмы, Олега Медокса) прочно ассоциируется только с одним жанром.
ТОНКАЯ БАЛАНСИРОВКА
Считаете, что игра слишком сложна? Не получается сесть на аэродром без помощи автопилота? Разработчики предусмотрели решение этой проблемы. Достаточно зайти в настройки и снять/поставить галочки там, где считаете нужным. И за пару минут игра превратится из хардкорного авиасимулятора, который не всякий реальный летчик с ходу освоит, в простенькую аркаду с «режимом Бога» и бесконечными патронами. И не надо покупать другой диск, если вдруг захочется полчасика пострелять в самолеты фрицев после трудной рабочей недели.
Мы такие разные…
Кампании в игре интересны еще и тем, что одинаковых миссий в них не бывает. Нам приказывают сопровождать бомбардировщики, перехватывать вражеских «лапотников», перебазироваться на другой аэродром, атаковать самолеты врага на взлетном поле, штурмовать радарные станции – и это далеко не полный список развлечений, подготовленных 1C:Maddox Games. Каждое задание – маленький шедевр, каждый вылет по-своему интересен и неповторим. Да и сюрпризы в ходе выполнения задачи командования встречаются, поверьте, расслабляться даже на пути домой не стоит.
Но разнятся не только миссии – «Битва за Британию» не считалась бы серьезным симулятором, не будь в ней реалистичных моделей самолетов. Проведя десяток «собачьих свалок» на Hurricane и пересев на Spitfire, понимаешь, что переучиваться придется прямо на ходу. Машина ведет себя по-другому и способна на такие трюки, которые раньше казались немыслимыми. Привыкнув, решаешь попробовать главного противника – Bf.109, и оказывается, что этот крылатый хищник не таков, как два предыдущих.
Что уж говорить о разнице между бомбардировщиком и истребителем – небо и земля. Волей-неволей забываешь о привычке заходить врагу в хвост и палить изо всех орудий. Все мысли только об одном: лишь бы свои прикрыли, очень уж домой хочется вернуться – желательно не по частям.
Но зато как приятно, когда бомбы ложатся точно в цель, на земле все пылает, а неприятель беснуется в бессильной ярости, видя в небе силуэт бомбардировщика, неспешно ложащегося на обратный курс.
Реалистичность преследует нас и на пути домой. В баке может закончиться горючее, и придется идти на вынужденную посадку. А земля-то – отнюдь не плоская поверхность, как в старых «Ил-2»: напорешься на некстати подвернувшуюся кочку, и потеряешь хорошо если только машину. Беды не случилось? Отлично, но не забудьте, что над родным аэродромом придется наворачивать круги, прежде чем диспетчер разрешит посадку. Кстати, о диспетчере: радиопереговоры в «Битве за Британию» просто прекрасны. Мата в эфире, конечно, нет (рейтинг игры не тот), но в остальном чувствуешь себя винтиком огромной машины по имени RAF или Luftwaffe.
С земли поступают ценные и не очень указания, товарищи по оружию обещают помочь или просто зовут на помощь, комэск прикрикивает на нерадивых подчиненных и хвалит удачливых – вот она, воздушная война во всем своем великолепии. Война, без которой тысячи людей по всему миру уже давно не представляют ни единой свободной минуты. И «Битва за Британию» – лучший повод к ним присоединиться.
Испытание высотой
Автор: Петр Сальников
Полгода назад белорусы из Wargaming.net в рамках презентации World of Tanks катали журналистов на танках и давали стрелять из настоящего оружия – тогда казалось, что нельзя придумать показа лучше, но недавно «1С-СофтКлаб» доказали обратное: на мероприятии, посвященном очередной серии флагманской отечественной игры «ИЛ-2 Штурмовик: Битва за Британию», нас на настоящих, не виртуальных, самолетах подняли в небо.
Аудитория, понятно, в ужасе: объективные журналисты на двух ногах выходят из самолетов с серыми лицами и тут же бегут смотреть саму игру – сравнить ощущения; очередь такая, что к демонстрационным компьютерам не пробраться, зато где-то неподалеку устало курит продюсер Илья Шевченко, которому можно задать все необходимые вопросы. Оно, на самом деле, и к лучшему: после двух полетов на учебном «Яке-18» и транспортном «Твине» садиться к монитору совсем не хочется.
После «Крылатых хищников», которых в позапрошлом году удачно выпустила студия Gaijin Games под кураторством авторов оригинала, главный вопрос, на самом деле, только один: «Битва за Британию» – это про хардкор или про пострелять с друзьями вечером. Здесь есть важный момент: разработчики «ИЛ-2» – инженеры, выпускники МАИ, Бауманского университета и прочих технических ВУЗов, поэтому ожидать от них чистой аркады, наверное, глупо. Илья аккуратно комментирует ситуацию: да, в игре все сложно и строго по правилам, но, тем не менее, команде как-то удается балансировать на хрупкой грани между демонически подробным симулятором военных действий и игры, доступной любым категориям игроков – какое-то, говорит, чутье, интуиция.
Разработчики головой отвечают за историческую достоверность, воспроизведение событий лета-осени 1940 года на берегах Ла-Манша и тактические бои между эскадрильями – с полным букетом реализма и возможностью настройки стратегической составляющей с помощью встроенного редактора миссий. В нем, например, можно выстроить прямую зависимость количества самолетов у обеих сторон, топлива и боеприпасов от числа уничтоженных наземных объектов – заводов, фабрик, ангаров.
Целевая аудитория игры, по словам команды Медокса, максимально размыта: первоначальный фокус, естественно, на любителях сложносочиненных симуляторов, знатоков военной истории и авиации, но регулируемый уровень реализма позволит настроить «Битву за Британию» так, что в нее сможет играть даже ваша бабушка: абсолютно легальным способом можно будет загрузить на борт самолета бесконечный боезапас, сделать броню непробиваемой и запустить в небо армаду вражеских истребителей – и тогда начнется чистое и незамутненное веселье.
Плюс, очень важный момент: «Битва за Британию» выходит только на PC. Авторы объясняют этот шаг тем, что в Birds of Prey, в силу аркадной механики и весьма казуальной идеологии в целом, были маленькие карты, а основной конек новой игры – именно в них: площадь одной из главных карт здесь – 200 на 400 километров; все ради масштабных воздушных боев. Правда, для моделирования всех необходимых расчетов и объектов вам все-таки придется купить новый компьютер.
2139 Прочтений • [Обзор игры Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию] [11.04.2012] [Комментариев: 0]