Если посмотреть на издательскую деятельность Nival Interactive за истекший год, картина обнаружится весьма любопытная. Фанатский мод к «Проклятым Землям» пятилетней давности, «блокбастер на импорт» в виде Heroes of Might and Magic V и add-on к нему, игра по фильму «Дневной Дозор», первое из грядущего сонма дополнений к «Блицкригу 2» и несколько локализаций. В сущности, повторение в миниатюре линейки любого отечественного издателя. Вы чувствуете, что чего-то не хватает? Правильно, детской игры. Отечественные студии, как правило, ими пренебрегают, хотя аудитория есть, и не маленькая – достаточно посмотреть на количество русскоязычных версий западных проектов категории от «3 до 12». Все хотят делать шутеры, стратегии или, следуя последней моде, MMORPG. Но положение меняется, и к лучшему.
Разработчики казуальных игр, которым посвящен репортаж в этом же номере, подобными предрассудками не страдают. Наоборот, они привыкли делать проекты, не слишком сложныt и нравящиеся кому угодно, от детсадовца до генерального директора банка. «Храбрые гномы: Крадущиеся тени» – то, что получается, когда подобный подход переносят на создание «большой» игры.
Дело, впрочем, не только в «казуальном» подходе. По большому счету, все очарование «Гномов» держится на сюжетных роликах, в которых герои обсуждают происходящее, ругаются между собой и общаются с другими персонажами. Умный, не пошлый юмор, насмешки над фэнтезийными штампами и платформерами как таковыми, отсылки к Пратчетту и Толкиену и ироничный «голос за кадром», как будто позаимствованный прямиком из Bard’s Tale. Дети посмеются над поговоркой про дракона и два выхода из положения, взрослые – над фразой из «Терминатора 2», которую один из гномов периодически говорит своему брату.
На собранные во время прохождения уровней монеты можно покупать полезные предметы. Например, свиток невидимости или защитный амулет.Игровой процесс иногда перемежается мини-играми, вроде полетов на самолете или гонок на вагонетках.
Кажется, впервые в российской игре есть действительно запоминающиеся характеры. Простоватый, но решительный Фафнир, рассудительный Торвальд и хитроумный гоблин-торговец к концу игры становятся как родные. Все это заслуга ведущего геймдизайнера, сценариста и автора диалогов – Евгения Систера.
С геймплеем, к сожалению, не все ладно. Задумка была неплохой, хоть и позаимствованной из древней Lost Vikings: один гном умеет двигать ящики и причинять тяжкие телесные, второй – дергать рычаги и высоко прыгать. Переключаться между ними можно в любой момент, и на этом построено решение всех встречающихся головоломок и даже сражения с боссами. Но, честно говоря, соотношение прыжков – сбора монеток – беготни туда-сюда – истребления всякой нечисти и диалогов могло бы быть другим. Когда раз за разом падаешь в пропасть, неважно, из-за неверного ли глазомера или каприза камеры и вынужден повторять весь путь от последней точки сохранения (вот объясните, зачем они тут?), только чтобы получить следующую минутную порцию здорового смеха, начинаешь задумываться, что лучше бы авторы сняли мультфильм, а игрок сэкономил нервы и время. Но если у вас большой запас терпения и не смущает допотопная графика – не проходите мимо!