Если посмотреть на издательскую деятельность Nival Interactive за истекший год, картина обнаружится весьма любопытная. Фанатский мод к «Проклятым Землям» пятилетней давности, «блокбастер на импорт» в виде Heroes of Might and Magic V и add-on к нему, игра по фильму «Дневной Дозор», первое из грядущего сонма дополнений к «Блицкригу 2» и несколько локализаций. В сущности, повторение в миниатюре линейки любого отечественного издателя.
Вы чувствуете, что чего-то не хватает? Правильно, детской игры. Отечественные студии, как правило, ими пренебрегают, хотя аудитория есть, и не маленькая – достаточно посмотреть на количество русскоязычных версий западных проектов категории от «3 до 12». Все хотят делать шутеры, стратегии или, следуя последней моде, MMORPG. Но положение меняется, и к лучшему.
Разработчики казуальных игр, которым посвящен репортаж в этом же номере, подобными предрассудками не страдают. Наоборот, они привыкли делать проекты, не слишком сложные и нравящиеся кому угодно, от детсадовца до генерального директора банка. «Храбрые гномы: Крадущиеся тени» – то, что получается, когда подобный подход переносят на создание «большой» игры.
Игровой процесс иногда перемежается мини-играми, вроде полетов на самолете или гонок на вагонетках.На собранные во время прохождения уровней монеты можно покупать полезные предметы у гоблина. Например, свиток невидимости или защитный амулет.
Дело, впрочем, не только в «казуальном» подходе. По большому счету, все очарование «Гномов» держится на сюжетных роликах, в которых герои обсуждают происходящее, ругаются между собой и общаются с другими персонажами. Умный, не пошлый юмор, насмешки над фэнтезийными штампами и платформерами как таковыми, отсылки к Пратчетту и Толкиену и ироничный «голос за кадром», как будто позаимствованный прямиком из Bard's Tale. Дети посмеются над поговоркой про дракона и два выхода из положения, взрослые – над фразой из «Терминатора 2», которую один из гномов периодически говорит своему брату. Кажется, впервые в российской игре есть действительно запоминающиеся характеры. Простоватый, но решительный Фафнир, рассудительный Торвальд и хитроумный гоблин-торговец к концу игры становятся как родные. Все это заслуга ведущего геймдизайнера, сценариста и автора диалогов – Евгения Систера.
С геймплеем, к сожалению, не все ладно. Задумка была неплохой, хоть и позаимствованной из древней Lost Vikings: один гном умеет двигать ящики и причинять тяжкие телесные, второй – дергать рычаги и высоко прыгать. Переключаться между ними можно в любой момент, и на этом построено решение всех встречающихся головоломок и даже сражения с боссами. Но, честно говоря, соотношение прыжков – сбора монеток – беготни туда-сюда – истребления всякой нечисти и диалогов могло бы быть другим. Когда раз за разом падаешь в пропасть, неважно, из-за неверного ли глазомера или каприза камеры и вынужден повторять весь путь от последней точки сохранения (вот объясните, зачем они тут?), только чтобы получить следующую минутную порцию здорового смеха, начинаешь задумываться, что лучше бы авторы сняли мультфильм, а игрок сэкономил бы нервы и время. Но если у вас большой запас терпения и не смущает допотопная графика – не проходите мимо!